Работа с одаренными детьми в начальной школе.
Учитель знает, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. Выявление одаренных детей начинаю уже с первых дней ребенка в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Основными целями своей работы считаю: развитие личности ученика, его интеллектуальных и творческих способностей, интереса к учению, формирование желания учиться и умения учиться. Современные образовательные технологии и методы, которые я использую на уроках при работе с одаренными детьми: - технологии развивающего и проблемного обучения, - информационно-коммуникативные технологии, - здоровьесберегающие технологии, - технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку; - системно-деятельностный метод, - проектная и исследовательская деятельность учащихся. Уже в первом классе мы с детьми начали готовить совместный проект «Мои домашние животные». С этим проектом мы выступили на школьной исследовательской конференции. Представили своих домашних любимцев, их образ жизни, питание, повадки, уход за ними Во 2 классе мы продолжили заниматься исследованием и темой нашего проекта стали «Растения нашего края». Весной каждый ребенок посадил семена огородных или цветочных растений и в течении месяца наблюдал за ним, записывал в блокнот изменения. На уроке дети показали выращенные растения и рассказали о своих результатах. Воспитательная работа в 3 и 4 классе велась по теме: «История моего края». Мы посетили музей Победы, музей минералов, музей истории города Иркутска, побывали в музее Деревянного Зодчества, в Байкальском лимнологическом музее, побывали на обзорной экскурсии по городу Ангарску, по историческим местам г. Иркутска … Результатом исследования стало создание книги «По улицам родного города». Таким образом, проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся сам включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную задачу, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя по «кирпичикам» новые знания и приобретая новый жизненный опыт. В конце 3-го класса мы с ребятами побывали в Иркутском музее экспериментальных наук и в планетарии. Сколько было восхищения, когда все опыты и эксперименты могут делать сами дети в этом поистине замечательном музее открытий! Весь класс посещал элективный курс по астрономии «Сказки звездного неба», где ребят учили пользоваться картой звездного неба, работать в интернете. В муниципальном конкурсе «Синичкин день» дети участвовали во всех номинациях: они учили стихотворения о птицах, приносили фотографии птиц, на уроке изобразительного искусства рисовали птиц, а дома мастерили кормушки для пернатых. Мы подготовили и провели классный час, посвященный Синице, где узнали много интересного об этой птичке. И хотя, только два ученика получили заслуженные награды, все остались довольны проделанной работой. Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает его в «исследователя». «Легоконструирование» - любимый урок первоклассников. И когда мы узнали о том, что в нашем городе проводится межрегиональный фестиваль «РоботЭКСПО», то мы решили поучаствовать в нём. Наша команда заняла два призовых места. Основными принципами работы с одаренными детьми должны быть: максимальное разнообразие возможностей для самореализации, проведение внеурочных занятий и уделение им большего внимания, индивидуализация процесса обучения, создание условий для работы детей не с учителем, а друг другом. Главными формами работы при этом должны быть: индивидуальные и групповые занятия с интеллектуально развитыми школьниками, специальные курсы, факультативы, кружки, мастер -классы.
Учащиеся участвуют в дистанционных конкурсах, играх, турнирах. Ребята добиваются высоких результатов на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Наличие системы работы с одаренными детьми позволяет мне формировать у них навыки самостоятельности, сотрудничества и положительную мотивацию к учению. Высокий уровень достижений моих учеников является положительным итогом совместной работы родителей, детей и учителей. Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».