kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом в первом классе на основе проектов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие ученика с учителем, учеников между собой, общение с разными типами текстов.

      Это взаимодействие и с учебным материалом, способность не только понять его, освоить, но и выразить свои знания и умения в собственных текстах – устных и письменных.

       Работу по воспитанию грамотного читателя, умеющего понимать текст, надо начинать с первых дней учебы в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом в первом классе на основе проектов »

Плотникова Ольга Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОСОШ №3»

г. Очер, Пермский край


Работа с текстом в первом классе на основе учебных проектов

Начало обучения и воспитания – это первая ступенька в непрерывной лестнице развития ребёнка в школе. Его надо многому научить, а главное - научить «быть личностью», т.е. быть «субъектом деятельности, общения, самосознания» (В.А.Петровский).

Умения коммуникации занимают особое место в процессе обучения: взаимодействие ученика с учителем, учеников между собой, общение с разными типами текстов.

Это взаимодействие и с учебным материалом, способность не только понять его, освоить, но и выразить свои знания и умения в собственных текстах – устных и письменных.

Работу по воспитанию грамотного читателя, умеющего понимать текст, надо начинать с первых дней учебы в школе.

Уже с первых уроков мы начали работать с письменным текстом. На каждом уроке изобразительного искусства дети выражают свои мысли на листе со своим рисунком.

- Ты не умеешь еще писать? Не страшно. Скажи, что хочешь написать, а я – учитель – тебе помогу. Я запишу твои слова правильно и печатными буквами. А ты потом спишешь. Сможешь? Это будет твой текст: ведь ты его сам придумал.

Так у нас появляется 28 предложений, детских, своих. С этими предложениями, напечатав на карточки для каждого ребенка, оформив в презентацию, работаем в классе уже на уроках обучения грамоте, письме.

В конце урока я предлагаю детям подумать что они хотели бы рассказать родителям о сегодняшнем дне и записать на маркерных досках одно-два предложения. Пока дети пишут строчки в прописях, у каждого проверяю грамотность текста. Затем свои предложения дети печатают в специальных тетрадочках. На следующий день нам предстоит самая сложная работа: пишем предложения под диктовку, слова из предложений, или имена детей, опираясь на тему урока.

Текст «от себя» - это рассказ о событии. Событии – о том, что имеет отношение к жизни ребенка, что прикасается к главному, к бытию. Писать можно о чем угодно, лишь бы тема задела за живое. Лишь бы ученик захотел, очень захотел писать. Важное преимущество его – это настоящие тексты. Тексты детей нашего класса. Когда ребенок читает свои фразы и фразы друзей – это не просто школьная работа. Эта работа имеет для ребенка смысл, и я могу ждать от него особого усердия.

Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве начальной школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе первой ступени разворачивается внеурочная образовательная деятельность.

Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной деятельностью. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Учебные проекты являются хорошей базой по формированию навыков работы с текстом.

Здесь важно не только «нагрузить» ребенка определенным «чемоданом Универсальных Учебных Действий», но и научить его «открывать свой чемоданчик» и  применять эти самые УУД в различных условиях, в измененных ситуациях. В качестве «новой» ситуации я выделяю возраст учащихся, для которых провожу проект.

Во время участия в первом учебном сетевом проекте «Школа Буратино», организованного на сайте «Началка», нам предстояло ответить на проблемный вопрос «Что значит уметь читать?». Чем мы будем заниматься на проекте, кто герои нашего путешествия? Об этом дети узнали из текста, найдя его на карточке в классе.

"Синквейн". Какое необычное слово!  В нашем путешествии дети узнали, что это слово обозначает и научились с ним работать. Каждый герой из сказки про Буратино, был отображен в синквейне.

Второй наш сетевой учебный проект «Моя семья – мое богатство» проводился во время изучения раздела «Наш дом и семья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» и был основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Русский язык», «ИКТ», «ИЗО», во взаимодействии с внеурочной деятельностью на занятиях «Проектная деятельность», «Бумажные фантазии».

Выполняя задания проекта, на уроках много работали с текстом. Именно со своим текстом. На одном из этапов дети составляли рассказы о семейных традициях.

Вечерние посиделки

       Наша дружная семья любит вечером посидеть на большом диване, где мы обсуждаем впечатления прошедшего дня, читаем книги, газеты, журналы, смотрим кино, слушаем музыку. Соблюдение семейных традиций - это путь к объединению семьи. Вечерние посиделки древнеславянская традиция. Лада Х.

Капустник

    «Капустник» - это старинный русский семейный обычай. 27 сентября на Руси праздновали Воздвижение  и начинали всей семьёй рубить на зиму капусту.

     Мы капусту рубим,

     Мы капусту жмём,

     Мы капусту любим,

     Весело живём! Даша Р.

Одна из русских традиций - катание с горок. Мы всей своей дружной семьёй зимой катаемся с горок. Каждую зиму строим горку в своём огороде, а потом с неё катаемся. После этого вместе топим баню, паримся берёзовыми и дубовыми вениками. После катания с горки и бани пьём горячий чай из листьев, которые заготовили летом. Даня П

Затем, на уроках обучения грамоте вплетала детские тексты в тему урока. Искали пословицы о семье, работали над содержанием текста и опять же использовали их на уроках письма. В конце первого класса дети уже научились самостоятельно записать свой рассказ. Конечно, есть ошибки, но мы же только учимся! Какие игрушки были у бабушек и дедушек? Об этом узнали дети, участвуя в следующем в сетевом учебном проекте «Путешествие в Игромир». Рассказы детей об игрушках дедушек и бабушек помогали нам на уроках литературного чтения работать с текстом. Это и выборочное чтение, и смысловое чтение, и чтение по цепочке.

У моей бабушки была любимая игрушка - тряпичная кукла, которую ей сшила ее бабушка. Она была набита ватой, вместо глаз были пуговицы, а волосы были сделаны из ниток. Когда моя мама была маленькой, бабушка ей сшила такую же куклу. Теперь эта кукла у меня. Я ее очень люблю. Настя

У бабушки любимой игрушкой был деревянный жираф. Еще у нее был самодельные кубики. А у дедушки была собачка на деревянных колесах. Мама любила мягкую игрушку. Ее звали Линда. Лада

Бабушка рассказывала, что почти все игрушки они делали своими руками. Куколок шили и набивали их ненужными тряпочками, еще вырезали кукол и одежку из бумаги. Мой прадедушка для моей бабушки Наташи сделал сам деревянную лошадку.

В мамино и папино детство игрушки продавали в магазинах и у них были: конструктор, кубики, куклы. Любимая мамина кукла была с розовыми волосами и в красивой одежде. Ей купили, когда маме было семь лет. Папа машинки делал сам из железного конструктора, вставлял моторчик и батарейки.
У меня игрушки почти такие же, как у мамы и папы. Только они стали ярче и красивее.
Даня П.

Следующий этап – умение защитить свой рассказ. В проекте «Моя любимая буква» дети не только вместе с родителями сделали великолепные поделки буквы в разных техниках, но и подготовили рассказ о своей букве. Почему эта буква для них стала любимой, как они делали эту букву, кто помогал.

Буква "А" - моя любимая буква. С нее начинается мой полное имя - Анастасия. Еще она мне нравится потому, что она первая буква, которую я узнала, с нее начинается алфавит. Даже первый учебник называется "Азбука". И первое слово, которое произносит ребенок начинается с нее - "Агу". Еще с буквы "А" начинаются названия моих любимых фруктов - "Ананас" и "Апельсин". Настя Г.

Мне нравится буква "Ф". С нее начинается моя любимая игра - футбол. Это самая популярная игра в мире. Я люблю играть в футбол с друзьями. Вова.

Жили - были буквы. Было их 33. Они жили одной дружной семьей в высоком домике, который называется Алфавит. Буква "А" в этом домике самая главная, самая первая. Даня М.

Моя фамилия начинается на букву "А". Основой фамилии послужило церковное имя Артемон. Это имя имеет греческое происхождение и переводится как "невредимый".

Мама - самое родное слово. Мама меня родила, учит всему. Мама любимая, единственная, родная. Дима А.

На следующем уроке записывали предложения в тетрадь из рассказов детей, вспоминая изученные правила. Могу суверенностью сказать, что такая работа с текстом, своим текстом, приносит детям радость и удовлетворение.

Чему мы научились и что удалось за первый год учебы?

- Научились выслушивать друг друга и помогать, если что-то не получалось.

- Удалось вовлечь детей в совместное творчество, в размышления на тему "хорошо" и "плохо".

- Удалось организовать совместную деятельность: учитель - ученик - родитель!

Я думаю, что свой «чемоданчик Универсальных Учебных Действий» мы с детьми открыли и за первый учебный год многому из него научились.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с текстом в первом классе на основе проектов

Автор: Плотникова Ольга Александровна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Педагогические технологии на уроках английского языка в первом классе "
    ["seo_title"] => string(84) "piedaghoghichieskiie-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-piervom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "111765"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407876115"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
    ["seo_title"] => string(69) "mietod-proiektov-kak-innovatsionnaia-piedagogichieskaia-tiekhnologiia"
    ["file_id"] => string(6) "278868"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453139360"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по технологии 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"  Е.А. Лутцева "
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-3-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-viek-ie-a-luttsieva"
    ["file_id"] => string(6) "104891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402767291"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Ярмарка практических задач, проектная работа "
    ["seo_title"] => string(50) "iarmarka-praktichieskikh-zadach-proiektnaia-rabota"
    ["file_id"] => string(6) "128246"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415460453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства