Система работы учителя Мелеховой Аллы Викторовны
с одарёнными обучающимися, с особо способными обучающимися на уроках русского языка и литературы
Цель:
выявить одаренных детей с учетом их индивидуальных возможностей и познавательных потребностей;
Задачи:
- создавать условия для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии из способностей;
- развивать социально ценные компетенции у учащихся;
проводить социальную адаптацию выпускников;
- выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное обучение и развитие интеллектуально одаренных школьников на уроках русского языка и литературы.
Организация деятельности: дифференцированная, групповая, фронтальная и индивидуальная работа
Формы обучения: групповые занятия, интеллектуальные марафоны, занятия исследовательской деятельностью, проведение предметных олимпиад
Методы обучения:
1.Рассказ используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется на всех этапах обучения. Часто он используется в сочетании с другими методами обучения – иллюстрацией, обсуждением, беседой.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.
2.Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения. К объяснению прибегают при изучении теоретического материала.
Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающимся, так и обучаемыми.
3.Работа с учебником и книгой – один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.
4.Метод иллюстраций. Очень эффективен в работе учащимися показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, рисунков, схем и т. п.
5.Упражнение. Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.
Главная задача учителя – это творческое развитие ребенка. Творчеству противостоит деятельность по готовым алгоритмам. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий, бездумное повторение чужих мыслей (даже мудрых) не составляет творческого элемента. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью. Поэтому в деле воспитания, образования понятие «творчество» обычно связывают с понятием «способности», «развитие», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности, а именно:
- ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, нестандартное решение задач;
- ранняя специализация интересов, интеллекта;
- хорошая память, развитые познавательные умения, готовность и способность к исполнительским видам деятельности;
- Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:
- мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;
- обсуждение нового или острых вопросов;
- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)
Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности
Использую систему дифференцированных заданий (составление алгоритмов, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, и другое) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 11 класс.
На глазах остальных учеников происходит самостоятельное осмысление темы, другие ученики, более слабые или средние, тянутся также к самостоятельному постижению знаний и изучению темы (пытаются). Ребята со способностями должны постоянно подключаться к работе, за ними следят и другие дети и также пытаются участвовать в работе, пусть даже с элементами самостоятельности, но все же…
Роль играет полученная в результате самостоятельного творчества наглядность. И наглядность направлена не только на запоминание или воспроизведение заученного, а на размышление, установление причинно-следственных связей.
После освоения теоретического материала способным ученикам могут предлагаться различные виды работы, которые будут носить тренировочный характер, а потом постепенно усложняться. Благодатной почвой для этого является работа с текстом:
- дополнение текста (написание вступления и заключения) (для слабых учащихся);
- трансформация текста (разного уровня сложности);
- восстановление деформированного текста (разного уровня сложности);
- составление текста по модели (для слабых учащихся
- создание собственного текста (для сильных учеников
Для сильных учеников лучше формулировать тему нестандартно, тогда работа для учеников приобретает проблемный характер.
Особую роль в формировании самостоятельной деятельности учащихся играет работа в группе. Она формирует аналитические, коммуникативные навыки, является ступенькой к социализации личности, формирует навыки участия в дискуссии. Здесь проявляются лидерские качества ребенка, так как именно способные ученики, как правило, выступают координаторами работы, они направляют в целом работу группы, учат других анализировать и систематизировать материал. Так как групповая работа подразумевает охват материала большого объема, они помогают каждому, кто работает с ним в группе, высказаться по тому или иному вопросу.
Некоторые примеры из опыта работы учителя:
1. Задание для групповой работы (работа в парах): «Я озвучиваю не свой ответ» - 5 класс – русский язык
Н-р: даются предложения из упражнения учебника или другого источника, не столь важно, в которых есть слова с пропущенными буквами – безударными гласными в корне, проверяемыми и непроверяемыми ударением.
- Ученики работают в парах. Каждый член группы своему товарищу дает объяснение, какую орфограмму он здесь видит, как писать слово, и объясняет правила написания.
Казалось бы, работа очень простая, но: учителю докладывает ученик не свой вариант ответа, а тот вариант, который он выслушал от товарища. Таким образом, отвечающему приходится оценивать качество ответа товарища, соглашаться - и почему, не соглашаться – и почему, если не соглашаться, то в таком случае -корректировать ответ товарища.
Подобная работа позволяет сильному ученику услышать ответ ученика, провести собственный анализ, дать оценку ответа слабого ученика и помочь товарищу понять его ошибку, тем самым укрепляя свои позиции в знаниях.
Слабому ученику придется воспроизвести ответ сильного ученика, тем самым заставляя себя услышать свои ошибочные ответы и попытаться их исправить.
ЛИТЕРАТУРА – 5 класс
2.Изучаем басни Крылова, например, «Ворона и Лисица». Ученик прочитал наизусть басню и не столь выразительно, не убедил учителя, что умеет выразительно читать.
Учу использовать свой эмоциональный компонент:
Задание: попробуй показать эмоционально, как Лиса льстит Вороне, но только в отношении учителя, то есть попробуй так льстить, как героиня басни, и попробуй убедить учителя, что ты говоришь искренне.
3. Преемственность среднего и старшего звена
РУССКИЙ ЯЗЫК
Форма: Ученики 5 класса готовят задание для выпускников 11 класса в рамках ЕГЭ
Цель: - организация групповой работы в 5 классе в рамках ФГОС;
- предварительная подготовка к итоговой аттестации;
- формирование у учеников среднего звена осмысленного восприятия учебного материала;
- формирование умения увязать учебный материал с будущей итоговой аттестацией
Задание:
1. По пройденному материалу учебника русского языка для 5 класса ребята - пятиклассники составляют ряд заданий для учеников 11 класса, выбирая, на их взгляд, самые опасные места в темах по предмету, которые могут быть прописаны в тестах ЕГЭ.
Условия подготовки:
Материал подбирается из учебника русского языка 5 класса в разрезе тех тем, которые уже были изучены учащимися – пятиклассниками.
Предварительно учитель показал ученикам 5 класса тесты ЕГЭ, с наличием пройденного на сегодняшний день материала в тестах ЕГЭ для 11 класса.
Класс разделен на группы, в каждой группе есть научный руководитель.
Функции каждого участника: на свое усмотрение подобрать материал;
обосновать его важность и уместность;
совместно с руководителем группы оформить материал своей группы.
Вывод: ученики более осознанно воспринимают требования учителя; у них формируется ответственность ненавязчивая, а самостоятельная, так ребята на практике увидят применение своих знаний и навыков.
Ученики 11 класса получают разработанный учениками 5 класса материал и в присутствии учащихся 5 класса дают ответы по предложенным заданиям.
Ребята 11 класса благодарят учеников 5 класса за участие в их подготовке к итоговой аттестации. Выпускники также прорабатывают отдельные вопросы с пятиклассниками, просят их выразить свое мнение, согласиться с их ответом (ответом ученика 11 класса) или нет и почему, то есть дополнительно закрепляется материал и ребятами 5 класс.
Дети готовы использовать приобретенные навыки в жизненной ситуации – на предстоящей итоговой аттестации.
4. Практически на всех уроках русского языка ученики выводят правило самостоятельно.
5. На уроках литературы учителем часто предлагаются выводы, совершенно противоположные логике по результатам анализа произведения; ученики должны доказать неправильность своего суждения или согласиться, тогда учитель всегда имеет возможность «разбить» неверное суждение доводами. И все это совершается с привлечением учеников всего класса, и каждый выступает согласно своим способностям, каждый должен защитить свой ответ доводами (Островский «Гроза» - был ли другой выбор, пытаемся переписать конец пьесы, что из этого выйдет; Л.Толстой «Война и мир» - поступок Пети-первый и последний его бой; Безухов – искания, женитьба на Элен – был ли другой выбор; Булгаков «Мастер и Маргарита» - жертва во имя любви – чем оправдать; М.Шолохов «Тихий Дон» - любовь между Аксиньей и Григорием – к чему привела и стоило ли и т.д.)
6. Лингвистическая задача: предлагается слово (дети уже приучены обращать внимание на этимологию слова, на особый состав слова), и ученик должен разработать целую научную теорию по поводу рождения слова, его связи с другими языками и т.д.( например: благословить, спасибо, мама и т.д.), но научное обоснование неотъемлемо.
Вывод:
Система работы с одарёнными детьми включает в себя проблемное обучение, элементы проблемного обучения.
Дети всегда и везде должны учиться самостоятельно думать, принимать решения, брать за свои решения ответственность на себя, потому что жизнь – это и есть проблемное обучение, к которой ребенок должен быть подготовленным со школьной скамьи.
Рекомендации:
- Не забывать о проблемно-поисковом подходе в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о деятельности, это можно реализовать через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.
- Широко использовать метод проектов, активно включать в работу ИКТ, причем ученики самостоятельно должны предлагать и самостоятельно должны разрабатывать проекты, презентации, работать в творческих мастерских по выбранным ими же темам.
Это позволяет перейти от языковой компетентности учащегося к духовной культуре, социальной адаптации, самоопределению и самореализации, готовности к профессиональной деятельности.