МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода на современном этапе. Практически все учебные учреждения демонстрируют результаты работы детей, занимающихся различными проектами. К показу этих достижений стимулирует система различных конкурсов и конференций, организованных учреждениями системы образования.
Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.
Я хотела бы поделиться с вами своим скромным опытом работы с методом проектов по учебнику М.В. Вербицкой Forward в 5 классе. Вся серия, начиная со второго класса предполагает вовлечение учащихся в проектную деятельность. Каждый модуль учебника содержит в себе как минимум один проект, который является продуктом деятельности учащегося.
Все вы знаете, какие этапы можно выделить при работе с проектом
Подготовка проекта. Подготовка к работе над проектом начинается с со знакомства с ситуацией общения, в рамках которой на протяжении 2-3 уроков накапливается материал, необходимый для работы над проектом Планируется индивидуальный план проекта. На начальном этапе у детей часто появляются трудности. Во избежание трудностей организовывается работа с опорой на образец. Учащиеся уверенно развивают идея, воплощая ее в проект и закрепляется ситуация успеха.
Выполнение проекта. Далее начинается самый трудоемкий этап работы над проектом — это работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками. На каждом уроке ч течение пяти минут обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических и грамматических единиц. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте.
Защита проекта. Учащиеся сами выбирают форму представления своих проектов – парная, групповая и индивидуальная. Я стараюсь, чтобы все ученики принимали участие в представлении выполненной работы. Также я хотела бы подчеркнуть, что необходимо уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений.
Оценка проекта. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Четко определяются критерии оценивания проекта. За основу критериев оценивания взят раздел ЛИЧНОЕ ПИСЬМО и УСТАНЯ РЕЧЬ из ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку и адаптирован под возраст. Учащиеся знакомятся с критериями оценивания заранее. Вы понимаете, что оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего исследования. Для того, чтобы не было утомительным слушать несколько проектов подряд, предлагаю учащимся оценивать проект самим по предъявленным критериям, но заключительное слово оставляю за собой. Оценку выставляется за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации.
Каждый раздел учебника содержит блок Project Idea.
Как видно из содержания модуль Let’s make a magazine предлагает учащимся вместе с героями учебника издавать научно-познавательный журнал the RAP. Учащиеся тренируют употребление в речи Past Simple Tense и знакомятся с миром детской литературы англо-говорящих стран.
Продуктом первого модуля является проект «MY BEST SUMMER HOLIDAYS», который представляет собой статью в журнале FORWARD. Проект выполняется в виде постера, коллажа или презентации – на выбор учащихся. Защищая проект, учащиеся демонстрируют навыки оперирования лексикой по теме «Летние каникулы» и правильного употребления Past Simple Tense в речи.
Еще один проект в рамках первого модуля – TWINKLE TWINKLE LITTLE STAR - коллективная работа учащихся – позволяют тренировать употребление притяжательного падежа существительных. Познакомившись с детской потешкой, учащиеся оформляют постер, украшая его именными звездочками.
Второй модуль The competition предлагает учащимся поучаствовать в конкурсе фотографий, знакомит с секретами и историей искусства фотографии. На основе лексике в рамках данной учебной ситуации учащиеся тренируют употребление Present Continuous Tense. Продуктом второго модуля является проект «Проектор». Учащимся необходимо дополнить инструкцию по изготовлению проектора для слайдов. Защита проекта происходит в игровой обстановке. Учащиеся демонстрируют свои проекторы в классе, где выключен свет, показывая слайды на доске.
Третий модуль At the film studio раскрывает секреты жизни на съемочной площадке и знакомит с участниками съемок, остающимися за кадром. Учащиеся тренируют употребление глаголов отношения к действию like, love, enjoy, hate и конструкции to be going to. Модуль предлагает 2 проекта. Проект «My favourite film», выполняют в виде презентации. Защищая проект, учащиеся рассказывают одноклассникам о том, когда и где был снят их любимый фильм, кто был режиссером, кто играл главные роли, кратко раскрывают сюжет и советуют всем посмотреть фильм. Второй проект позволит учащимся побывать в роли звукорежиссера. Проект выполняется в парах. Рабочая тетрадь содержит задание, в котором вниманию учащихся представлена захватывающая история полета на самолете. Задача учащихся прочитать текст, дополнив его звуками, и записать на аудионоситель.
Четвертый модуль On the oil rig знакомит с миром полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с понятием многозначных слов (на примере слова oil) и особенностями употребления Present Simple и Present Continuous Tense. Модуль также содержит 2 проекта The treasure и Save Power. Оба проекта оформляются в виде постеров. Защищая проект The treasure, учащиеся демонстрируют навыки оперирования лексикой в рамках темы «Полезные ископаемые» и употребление пассивного залога. Защищая проект Save Power, учащиеся учатся правильно употреблять в речи повелительное наклонение.
Таким образом, уже в течение первой четверти, учащиеся работают над 7 проектами. За счет этого сам процесс обучения для учащихся становится менее однообразным, более интересным и как следствие более эффективным
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Говоря о методе проектов в образовательной системе, необходимо отметить актуальность этого метода на современном этапе. Практически все учебные учреждения демонстрируют результаты работы детей, занимающихся различными проектами. К показу этих достижений стимулирует система различных конкурсов и конференций, организованных учреждениями системы образования.
Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов. Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности.
Я хотела бы поделиться с вами своим скромным опытом работы с методом проектов по учебнику М.В. Вербицкой Forward в 5 классе. Вся серия, начиная со второго класса предполагает вовлечение учащихся в проектную деятельность. Каждый модуль учебника содержит в себе как минимум один проект, который является продуктом деятельности учащегося.
Все вы знаете, какие этапы можно выделить при работе с проектом
Подготовка проекта. Подготовка к работе над проектом начинается с со знакомства с ситуацией общения, в рамках которой на протяжении 2-3 уроков накапливается материал, необходимый для работы над проектом Планируется индивидуальный план проекта. На начальном этапе у детей часто появляются трудности. Во избежание трудностей организовывается работа с опорой на образец. Учащиеся уверенно развивают идея, воплощая ее в проект и закрепляется ситуация успеха.
Выполнение проекта. Далее начинается самый трудоемкий этап работы над проектом — это работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками. На каждом уроке ч течение пяти минут обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических и грамматических единиц. После проведения консультаций и внесения необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте.
Защита проекта. Учащиеся сами выбирают форму представления своих проектов – парная, групповая и индивидуальная. Я стараюсь, чтобы все ученики принимали участие в представлении выполненной работы. Также я хотела бы подчеркнуть, что необходимо уделять больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений.
Оценка проекта. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Четко определяются критерии оценивания проекта. За основу критериев оценивания взят раздел ЛИЧНОЕ ПИСЬМО и УСТАНЯ РЕЧЬ из ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку и адаптирован под возраст. Учащиеся знакомятся с критериями оценивания заранее. Вы понимаете, что оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько учащийся может свободно рассказать о предмете своего исследования. Для того, чтобы не было утомительным слушать несколько проектов подряд, предлагаю учащимся оценивать проект самим по предъявленным критериям, но заключительное слово оставляю за собой. Оценку выставляется за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации.
Каждый раздел учебника содержит блок Project Idea.
Как видно из содержания модуль Let’s make a magazine предлагает учащимся вместе с героями учебника издавать научно-познавательный журнал the RAP. Учащиеся тренируют употребление в речи Past Simple Tense и знакомятся с миром детской литературы англо-говорящих стран.
Продуктом первого модуля является проект «MY BEST SUMMER HOLIDAYS», который представляет собой статью в журнале FORWARD. Проект выполняется в виде постера, коллажа или презентации – на выбор учащихся. Защищая проект, учащиеся демонстрируют навыки оперирования лексикой по теме «Летние каникулы» и правильного употребления Past Simple Tense в речи.
Еще один проект в рамках первого модуля – TWINKLE TWINKLE LITTLE STAR - коллективная работа учащихся – позволяют тренировать употребление притяжательного падежа существительных. Познакомившись с детской потешкой, учащиеся оформляют постер, украшая его именными звездочками.
Второй модуль The competition предлагает учащимся поучаствовать в конкурсе фотографий, знакомит с секретами и историей искусства фотографии. На основе лексике в рамках данной учебной ситуации учащиеся тренируют употребление Present Continuous Tense. Продуктом второго модуля является проект «Проектор». Учащимся необходимо дополнить инструкцию по изготовлению проектора для слайдов. Защита проекта происходит в игровой обстановке. Учащиеся демонстрируют свои проекторы в классе, где выключен свет, показывая слайды на доске.
Третий модуль At the film studio раскрывает секреты жизни на съемочной площадке и знакомит с участниками съемок, остающимися за кадром. Учащиеся тренируют употребление глаголов отношения к действию like, love, enjoy, hate и конструкции to be going to. Модуль предлагает 2 проекта. Проект «My favourite film», выполняют в виде презентации. Защищая проект, учащиеся рассказывают одноклассникам о том, когда и где был снят их любимый фильм, кто был режиссером, кто играл главные роли, кратко раскрывают сюжет и советуют всем посмотреть фильм. Второй проект позволит учащимся побывать в роли звукорежиссера. Проект выполняется в парах. Рабочая тетрадь содержит задание, в котором вниманию учащихся представлена захватывающая история полета на самолете. Задача учащихся прочитать текст, дополнив его звуками, и записать на аудионоситель.
Четвертый модуль On the oil rig знакомит с миром полезных ископаемых. Учащиеся знакомятся с понятием многозначных слов (на примере слова oil) и особенностями употребления Present Simple и Present Continuous Tense. Модуль также содержит 2 проекта The treasure и Save Power. Оба проекта оформляются в виде постеров. Защищая проект The treasure, учащиеся демонстрируют навыки оперирования лексикой в рамках темы «Полезные ископаемые» и употребление пассивного залога. Защищая проект Save Power, учащиеся учатся правильно употреблять в речи повелительное наклонение.
Таким образом, уже в течение первой четверти, учащиеся работают над 7 проектами. За счет этого сам процесс обучения для учащихся становится менее однообразным, более интересным и как следствие более эффективным.