Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Родное Слово"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа курса внеурочной деятельности "Родное слово" составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта НОО и ООО, основной общеобразовательной программы МБОУ Гимназии №10. Настоящая рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 классов разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введение в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г.).
Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.»
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. №2357«О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.», зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г. № 22540.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г., №189.
Письмо Министерства образования Московской области от 12.09.2012 г. №9542-08о/07 «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках введения ФГОС НОО» (методические рекомендации).
Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году» от 30.12.2013 г. №172/2013 – ОЗ.
Постановление Московской областной Думы от 19.12.2013 г. №9/72-П «О Законе Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области за счет средств бюджета Московской области в 2014 году».
Образовательная программа начального общего образования МБОУ Гимназия № 10;
Положение о разработке и утверждении рабочих образовательных программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ внеурочной деятельности, утвержденное Приказом по Управлению системой образования администрации Луховицкого муниципального района от 27.02.2014г. № 89;
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек через чтение литературных произведений, на примерах героев книг .
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа разработана на основе учебно – методического комплекта О. Н. Крыловой «Работа с текстом» .
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимание текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые умения и определять их место в системе языка в целом, учиться интерпретировать текст.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: формирование у учащихся 2 класса умений по работе с информацией.
Задачи:
Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению;
расширить кругозор школьников;
укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.
развивать познавательные интересы, формировать стремление детей к размышлению и поиску;
способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Во втором классе на изучение предмета «Работа с текстом» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике, пунктуации. В ходе работы обучающиеся:
- определяют тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания;
- определяют главную мысль текста;
-озаглавливают текст;
- различают абзацы;
- подбирают антонимы и синонимы к словам;
- определяют сравнение.
Вставляя пропущенные орфограммы, подбирая проверочные слова, учащиеся используют ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Особое внимание уделено работе со словом, которая в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога, словообразование. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
С целью развития познавательной активности продуманна работа с иллюстративным материалом.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации;
- систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющуюся в тексте информацию;
- интерпретировать и преобразовывать информацию;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей;
- объяснять, обосновывать утверждения;
- принимать решения в простых учебных и практических ситуациях;
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников;
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме;
- приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИКУРСА «Работа с текстом» во 2 классе.
№ урока по теме
Названия разделов и тем
Дата по плану
Дата по факту
Вводное занятие. Знакомство с тетрадью.
Соколов – Микитов. Выделение главной мысли текста.
Беседа: «Давайте поклоняться доброте" В. Осеева «Плохо». Определение последовательности событий в тексте.
Беседа: «Поговорим о дружбе.» Л. Толстой «Два товарища». Определяем тему текста.
Рассказы В. Бурлакова. Составляем план текста.
Беседа: «Почему надо беречь воду» Рассказы А. Тихонова. Подбираем заголовок к тексту.
Беседа: «Лень и труд всё перетрут». С. Михалков «Аисты и лягушки». Диалог.
Беседа: «Ежели вы вежливы?» Рассказы И. Пузанова. Задаём вопросы к тексту.