kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 3 класса разработана для учащихся 3 класса  МБОУ Троснянская СОШ по на 2015-2016 учебный год разработана   в соответствии с  основными положениями Федерального   Государственного стандарта, утверждённого Приказа МО РФ от 6.10.2009 г. №373 и на основе:
     - основой образовательной программы начального общего образования МБОУ Троснянская СОШ;
     - положения о рабочей программе учебных предметов,  дисциплин (модулей) в условиях реализации Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего и основного общего образования  МБОУ Троснянская СОШ.
  - на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России».
Цель курса: способствовать формированию гражданско - патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.
Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач: 
- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;
-  оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;
- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;
-  создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.
       В курсе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.

  Общая характеристика учебного предмета, курса.
    Содержание курса «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.
Курс углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.
Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.
Реализация курса предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.

Место курса в учебном плане
     На изучение курса «Я – гражданин России» по внеурочной деятельности в 3 классе отводится 34 занятия – по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 40 минут. Главное условие - не перегружать обучаемого.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс »

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 3 класса разработана для учащихся 3 класса МБОУ Троснянская СОШ по на 2015-2016 учебный год разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного стандарта, утверждённого Приказа МО РФ от 6.10.2009 г. №373 и на основе:

- основой образовательной программы начального общего образования МБОУ Троснянская СОШ;

- положения о рабочей программе учебных предметов, дисциплин (модулей) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования МБОУ Троснянская СОШ.

- на основе авторской программы Сабиной С.В. «Я – гражданин России».

Цель курса: способствовать формированию гражданско - патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека.

Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач:

- содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире;

- оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

- обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности;

- создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени.

В курсе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Сказочно-мифологические, историко-литературные и документальные материалы, включенные в доступный детскому восприятию авторский текст, толкование новых слов, вопросы-задания, иллюстрации - все это формирует у школьников начальные историко-обществоведческие знания (на уровне представлений), помогает детям почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России.


Общая характеристика учебного предмета, курса.

Содержание курса «Я - гражданин России» построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле, помогают осознать значимость ключевых событий и явлений отечественной и всемирной истории.

Курс углубляет и расширяет знания детей о родной стране, ее территории, природном богатстве, национальном и религиозном разнообразии народов России и особенностях народных традиций, обычаев, наших праздниках. Уже в начале курса определяется позиция гражданина своей страны, причастного к ее настоящему, защищенного правами и имеющего определенные обязанности.

Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Реализация курса предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Необходим творческий подход учителя к организации содержательного общения детей с учетом их потребностей и сложившихся условий. Желательно сочетать проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, ее ценностей, смысла, и досуговое общение, отличающееся большей свободой выбора содержания взаимодействия. Это сочетание вносит разнообразие и в формы проведения занятий: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка.


Место курса в учебном плане

На изучение курса «Я – гражданин России» по внеурочной деятельности в 3 классе отводится 34 занятия – по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 40 минут. Главное условие - не перегружать обучаемого.


Описание ценностных ориентиров содержания курса

В основу реализации курса положены ценностные ориентиры:

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Курс обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.



Содержание курса

Я – моя страна – мой мир

(34 часа)

Раздел I. Я живу в России (8 часов)

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина.

Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения.

Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах).

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).

Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах).

Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.


Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)

Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория.

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.


Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность.

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь.

Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.


Раздел IV. Россия и мир (11 часов)

Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля - наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света»

(искусство, наука, культура - на примере России и ряда других стран).

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Россия – моя Родина.

Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

Обучащийся научится:

- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;

- ориентироваться в историческом времени;

- определять на карте границы и крупные города России;

- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

- уважительно относиться к защитникам Родины;

- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

- различать художественную и научно-популярную литературу;

- анализировать ответы товарищей;

- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.



Календарно - тематическое планирование «Я – гражданин России!»


Тема курса

Характеристика видов деятельности

Дата

По плану

Факти-чески

Я живу в России (8 часов)

1

От Москвы и до окраин. Здесь я родился. Известные люди нашего города (села).

Беседуют на тему: «Здесь я родился (моя малая Родина). Известные люди нашего города (села)»

4.09


2

Москва – столица России


Беседуют на тему «Москва: древняя и современная. Красная площадь – сердце нашей Родины. Москва в литературе и живописи»

11.09


3

Россия - многонациональное государство. Творчество народов России

Проводят исследовательскую работу на тему «Творчество народов России» (национальные игры, устное творчество народов России, декоративные промыслы).

18.09


4

Народы России. Сказки народов России


Проводят исследовательскую работу на тему «Моя любимая сказка (пословица, поговорка) народов России.»

25.09


5

Общее и особенное народов России.

О расах, языках и религиях

Проводят исследовательский мини-проект: «Пословицы и поговорки о Родине, солидарности (дружбе) и понимании народов». Беседуют на тему: «Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру?»

2.10


6

Пословицы и поговорки о Родине, дружбе и понимании народов

9.10


7

Праздники России


Беседуют о праздниках и традициях России

16.10


8

Гражданин России. Символика страны и родного края

Проводят исследовательский мини-проект: «Символика страны и родного края»

23.10


Без прошлого нет настоящего и будущего (9 часов)

9

Самое необычное на Земле. Достижения человека.

Готовят мини-проект: «Достижения человека. Каждый человек – личность?»

30.10


10

Как настоящее связано с прошлым

Беседуют на тему «Уроки прошлого»

13.11


11

Как появился человек?


Участвуют в познавательная игра «Машина времени». Обсуждают фантастический рассказ

«Как появился человек?»

20.11


12

Каждый человек – личность


27.11


13

Религиозно- мифологические представления о мире и человеке

Готовят исследовательские мини-проекты: «Легенды славян. Былинный пир. Мифы Древней Греции»

4.12


14

Легенды славян

11.12


15

Мифы Древней Греции

18.12


16

Что такое религия?


Беседуют на тему «Что такое религия». Готовят исследовательский мини-проект: «Библия и наука (современные ученые о достоверности Библии)»

25.12


17

Библейские представления о происхождении мира и человека.

15.01


Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

18

Что такое археология?

Беседуют на тему «Что таит прошлое? Знаменитые археологические раскопки в России. Великий Новгород: город археологии»

22.01


19

Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)

Беседуют на тему: «Как жили наши предки (жилища, одежда, обычаи)»

29.01


20

Имена и фамилии. Проект «Что в имени моем»

Готовят исследовательские мини-проекты: «Что означает мое имя? История моей фамилии. Моя родословная. «Храни меня, мой талисман»

5.02


21

Письменность. Первые буквари на Руси

Защищают мини- проект «Первые буквари на Руси. От берестяных грамот до печатных книг»

12.02


22

Первые школы

Работают с лентой времени. Беседуют на тему «Первые школы России»

19.02


23

Создание книжки – малышки

Изготавливают изделие «книжка малышка»

26.02


Россия и мир (11 часов)

24

Мы все разные. Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?

Готовят мини- проект «Что я знаю о себе? Что я знаю о другом?»

4.03


25

Чудеса света

Готовят исследовательские мини-проекты: «Восьмое чудо света в России». Чудеса света

11.03


26

Сохранить мир

Беседуют на тему «Памятные места Великой Отечественной войны.» Просматривают видеофрагмент «Рассказ ветерана».

18.03


27

Памятные места Великой Отечественной войны.

1.04


28

Сохранить прекрасное, вечное.

Готовят исследовательские мини-проекты: «География моей семьи. Где мы путешествуем и отдыхаем (маршруты моей семьи, фотоальбом путешествий).» Беседуют на тему «Как связано здоровье человека и окружающая его природа»

8.04


29

Где мы отдыхаем? Здоровье людей и природа

15.04


30

Беседуют на тему «Природа родного края»

22.04


31

Что угрожает Земле?


Беседуют на тему «Что угрожает Земле? Как сохранить Землю»

29.04


32

Беседуют на тему : «История родного края. История моей улицы.

Знакомятся с природой родного края. Экскурсия

6.05


33

Сохранить Землю

Беседуют на тему : «История родного края.

13.05


34

Россия – моя Родина

Беседуют на тему «История моей улицы. Фестиваль искусств «Моя Россия»

20.05



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература основная и дополнительная

  1. Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009

  2. Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012


Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Интерактивная доска.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс

Автор: Епишкина Яна Владимировна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237231

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России""
    ["seo_title"] => string(63) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_ghrazhdanin_rossii_2"
    ["file_id"] => string(6) "366105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480954554"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "программа внеурочной деятельности "Я- гражданин России""
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_ia_ghrazhdanin_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "366045"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480947333"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Программа внеурочной деятельности для 3 класса "Я - гражданин России""
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_dlia_3_klassa_ia_ghrazhdanin_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "375741"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483634961"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "105362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402844481"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства