14
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………..
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности……………………………………
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов
освоения программы……………………………………………………….
Тематический план…………………………………………………………
Содержание программы……………………………………………………
Перечень оборудования кабинета для проведения занятий
по внеурочной деятельности……………………………………………....
Список литературы………………………………………………………….
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса составлена с учетом следующей нормативной базы:
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Примерная программа основного общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях с русским языком обучения (Приказ Минобразования России от 09.03.2004 №1312).
Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ лицея №395 на 2015-2016 учебный год
Учебный план ГБОУ лицея №395 на 2015-2016 учебный год
Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока русского языка и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство литературного языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочный курс “Тайны литературного слова”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературе, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Данная программа внеурочной деятельности «Тайна слова» является закономерным продолжением уроков русского языка и литературы. Программа позволяет показать обучающимся, как неисчерпаем мир литературного языка. Содержание и методы содействуют приобретению и закреплению прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы. Программа составлена на основе авторской программы Трунцевой Т. Н.. Изменения внесены в модуль «Русский язык» в разделы: «Фонетика» - 2 ч, «Графика» - 2 ч, «Орфоэпия» - 2 ч, «Орфография» - 3ч, «Морфология» - 2 ч, «Морфемика» - 2 ч. Разработан и добавлен модуль "Литература".
Цель и задачи программы.
Цель: расширение и закрепление познавательных интересов обучающихся и развитие коммуникативных способностей.
Задачи:
Обучающие:
Совершенствование умения организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;
способствование приобретению знаний, умений, навыков по грамматике русского языка и теории литературы;
пробуждение у обучающихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного языка;
совершенствование общеязыкового развития учащихся;
расширение знания и представления о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание у обучающихся культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
воспитание любви к родному языку и литературе.
Развивающие:
развитие интереса к русскому языку и литературе как к учебным предметам;
повышение уровня читательского восприятия пятиклассников
развиие творческих способностей;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развитие умения пользоваться справочной литературой;
развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Содержание программы внеурочной деятельности «Тайна слова» соответствует цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:
Внеурочный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работ: очные и заочные экскурсии, лингвистические игры, конкурсы,; используются дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, фразеологизмы, крылатые выражения физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир литературного слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год (68 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Местом проведения занятий могут быть учебный кабинет русского языка и литературы, библиотека, музей. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5-х классов.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы и представляет собой совокупность трех типов образовательных программ: возрастных, индивидуальных и комплексных, направленных на учёт и реализацию индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. По распределению часов ВУД в течение учебного года в данной программе используется модульная модель, позволяющая распределить часы и разделы внеурочной деятельности в определенном периоде времени. В журнале часы записываются по факту их проведения, придерживаясь нормативной цифре месяца. Данная программа реализуется при использовании таких форм внеурочной деятельности как сетевые сообщества, олимпиады, конкурсы, очные и заочные экскурсии, проекты и т.д. Образовательная нагрузка нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности составляет не менее 35 минут. Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 40 минут. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Исключением являются модули, организующие индивидуальную работу с учащимися. Максимальное количество обучающихся на занятии внеурочной деятельности устанавливается учителем самостоятельно.
Формы проведения занятий
лекции, беседы;
посещение театра
экскурсии в библиотеку, в Дом-музей А. С. Пушкина; Лицей в Царском Селе; Летний сад;
заочные экскурсии в Ясную Поляну, Тарханы, Пятигорск, Александро-Невскую лавру, Житомир и Ровно, Свердловск, Таганрог;
игры-конкурсы;
разыгрывание ситуаций;
практические занятия с элементами игр, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, фразеологизмов, крылатых выражений, фольклора, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
поисково-исследовательская деятельность.
Виды деятельности
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, юмористических рассказов, инсценирование ситуаций, подбор репродукций портретов писателей, музыкальных произведений на тему художественных произведений, иллюстрирование материала.
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств пятиклассника.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю;
чувствовать прекрасное на основе знакомства с мировой культурой;
приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре;
осознать свое место в мире;
оптимистически воспринимать мир.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
анализировать и обобщать на основе фактов;
устанавливать причинные явления и их следствия;
представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
выполнять проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: произносительными, словоупотребительными;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- расширить, систематизировать исходные представления о языке.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
использовать речь для регуляции своего действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
взаимодействовать со сверстниками;
совершенствовать собственную речь.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
-любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
Формы учёта знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио», ведение читательского дневник, защита проектов, участие в Лицейских чтениях.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, олимпиады, проекты.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Программа "Тайна слова" является составляющей общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Целесообразность названного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. и основного общего образования.
Содержание программы
1 модуль. Русский язык (34 ч.)
Введение (1 ч.)
Тема 1.Сказочное царство слов.
Красота и богатство русской речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство русского языка: народную фантазию, мудрость народную.
Практическая часть: конкурс на знание пословиц, поговорок, загадок.
Фонетика (1ч.)
Тема 2. Звуки не буквы.
Отличие звуков и букв. Знакомство с правилами чтения и записи транскрипции.
Практическая часть: транскрибирование слов и текстов.
Орфоэпия (2ч.)
Тема 3.Банты и шарфы
Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения.
Практическая часть: разыгрывание ситуаций с отдельными словами.
Тема 4. На сцене гласные
Роль ударения. Произносительные нормы.
Практическая часть: игра «Проставь ударение»
Графика (2ч.)
Тема 5. Как возникла наша письменность?
Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Практическая часть: творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 6. Память и грамотность
Виды памяти.
Практическая часть: тренировка памяти на отрывках литературных произведений. Зарядка для развития памяти.
Морфемика (2ч.)
Тема 7-8. Поговорим обо всех приставках сразу.
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Практическая часть: тренировочные упражнения на правописания приставок.
Лексикология (8 ч.)
Тема 9. Где же хранятся слова?
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово.
Практическая часть: работа со словарём.
Тема 10. Экскурсия в библиотеку.
Знакомство с разными видами словарей.
Практическая часть: нахождение слова в разных видах словарей
Тема 11. Добрые слова
Богатство русской лексики «добрыми словами».
Практическая часть: игра «Умеете ли вы здороваться (прощаться, разговаривать по телефону…)». Работа с текстами на данную тему.
Тема 12.Приготовим многослойный пирог. Многозначные слова. Омонимы и многозначные слова..
Практическая часть: прослушивание стихотворений и работа по их содержанию. Игры со словами-омонимами (И.Туричин «Есть…», Н.Сладков «Овсянка») и многозначными словами.
Тема 13.Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками»
Разновидности омонимов
Практическая часть: создание своих небольших стихотворных текстов с использованием омонимов
Тема 14. Слова-антонимы
Антонимы.
Практическая часть: игра «Подбери нужное слово» со словами-антонимами. Головоломка «Все слова на А».
Тема 15. Экскурсия в прошлое
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы.
Практическая часть: в «музее» древних слов – выбор из текста древних слов.
Тема 16.Полёт в будущее. Как и почему появляются новые слова?
Неологизмы.
Практическая часть: игра «Угадай-ка!» со словами-неологизмами. Нахождение неологизмов в тексте.
Орфография (3ч.)
Тема 17-19. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует смысл.
Практическая часть: тренировочные игровые упражнения «Узнай в лицо». Работа с текстами
Морфология (2ч.)
Тема 20-21. Что рассказали части речи о себе?
Самостоятельные и служебные части речи
Практическая часть: игра «Узнай меня!» на распознавание частей речи.
Культура речи (12ч)
Тема 22. Королевство ошибок
Виды ошибок
Практическая часть: сочинение сказок. Прослушивание работ и исправление ошибок. Театрализованная постановка ситуаций.
Тема 23. Слова уходящие. Лексические, грамматические нормы нормы употребления историзмов, архаизмов в речи.
Практическая часть. Игра «Грамматический аукцион». Создание проекта «Лингвистическое иллюстрирование устаревших слов»
Тема 24. Крылатые слова
Значения крылатых слов.
Практическая часть: подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Стихотворение Н.Силкова «Прикусил язык» и В.Орлова «Ни пуха ни пера»
Тема 25. В Стране Сочинителей
Рифмы.
Практическая часть: сочинение стихотворных сказок о дружбе, добре и зле. Сочинение загадок. Конкурс загадок в рисунках.
Тема 26. Паронимы. Правильное употребление паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: работа с примерами. Игра «Грамматический аукцион», проект «Виды паронимов и способы их образования».
Тема 27.
Слова-антиподы. Понятие «Антонимы». Словарь антонимов. Групповая работа с пословицами и поговорками.
Практическая часть: составление и разгадывание своих примеров. Иллюстрирование ответов. Редактирование текстов школьных сочинений «Легко-сложно». Работа со словарём антонимов русского языка.
Тема 28-29. О фразеологизмах и фразеологических оборотах. Особенности фразеологических сочетаний. Фразеологический оборот. Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи.
Практическая часть: сочинение метаграмм, инсценирование фразеологизмов, рисунки
Тема 30. Чужие" слова. Особенности строения словарной статьи в словаре иностранных слов.
Практическая часть. Проект «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских»
Тема 31. Откуда пришли наши имена?
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой антропонимикой.
Практическая часть: творческая работа «Нарисуй своё имя».
Тема 32-33. Заочная экскурсия "По следам В. И. Даля" с целью знакомства с деятельностью выдающегося лингвиста.
Практическая часть: составление презентации. Игра «Словарь-грамотей»(составление словарной статьи в толковый словарь)
Подведение итогов (1ч.)
Тема 34. Подведение итогов
Практическая часть: командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
2 модуль. Литература(34 ч)
Внеклассное чтение (15 ч.)
Тема 35. Детский фольклор и его особенности. Мифологические существа славянской мифологии. Особенности детского фольклора. Колыбельные песни и их персонажи. Считалки, прибаутки, потешки, небылицы.
Практическая часть: самостоятельная исследовательская работа.
Тема 36: А. С. Пушкин. История создания, сюжет и герои поэмы «Руслан и Людмила».
Практическая часть: викторина.
Тема 37-38: Легенды как жанр. «Томас-рифмач». Шотландская легенда. Национальные особенности народов Западной Европы. Жанр легенды. Отличие сказки и легенды. Герои - эльфы, гномы, тролли.
Практическая часть: читательская конференция, обучение монологической речи, вопросы, индивидуальные сообщения.
Тема 39: Дж. Р. Р. Толкиен. Повесть-сказка «Хоббит или Туда и обратно». Сопоставление повести и кинофильма "Властелин колец".
Практическая часть: эвристическая беседа, словесное рисование
Тема 40: П. П. Бажов сборник сказок "Малахитовая шкатулка". Понятие сказа. Диалектные слова. Уральские диалекты.
Практическая часть: чтение и анализ эпизодов сказа, эвристическая беседа, комментированное чтение .
Тема 41: Сказ «Малахитовая шкатулка», тайны «Малахитовой шкатулки».
Практическая часть: викторина.
Тема 42: Б. В. Шергин. «Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки». Сказки «Волшебное кольцо». «Волшебные лбы».
Практическая часть: викторина, просмотр мультфильмов, сравнение с текстом, пересказ.
Тема 43: Б. В. Шергин. Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин».
Практическая часть: чтение. цитатный план.
Тема 44-45: В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата». Командор и Каравелла.
Практическая часть: чтение, иллюстрации.
Тема 46: Конкурс сочинений. Композиция сочинения.
Практическая часть: анализ эпизодов художественных произведений.
Тема 47-48: Время читать. Работа с сайтом.
Практическая часть: создание презентаций "Моя любимая книга".
Тема 49: Что читать летом?
Практическая часть: конкурс читательских дневников и портфолио.
Экскурсии по литературным местам (очные и заочные)-11ч.
Тема 50-52: экскурсия в Дом-музей А. С. Пушкина.
Практическая часть: просмотр кинофильма, обсуждение.
Тема 53-56: экскурсия в Царское Село.
Практическая часть: просмотр кинофильма, обсуждение.
Тема 57: заочная экскурсия в Летний Сад и Александро-Невскую Лавру(некрополь).
Практическая часть: просмотр кинофильма, обсуждение.
Тема 58: заочная экскурсия в Тарханы.
Практическая часть: просмотр кинофильма, обсуждение.
Тема 59: заочная экскурсия в Ясную Поляну
Практическая часть: просмотр кинофильма, обсуждение.
Тема 60: заочная экскурсия в Таганрог, Свердловск, Житомир и Ровно
( места, связанные с жизнью и творчеством В. Г. Короленко, А. П. Чехова).
Практическая часть: просмотр кинофильма, обсуждение.
Литература, музыка и живопись - 4ч.
Тема 61: А. С. Пушкин в изображениях художников. Музыка в произведениях поэта.
Практическая часть: создание презентаций.
Тема 62: М. Ю. Лермонтов – поэт, музыкант. художник.
Практическая часть: создание презентаций.
Тема 63: Л. Н. Толстой в изображениях художников.
Практическая часть: создание презентаций.
Тема 64: Символика волшебной сказки. Песни, иллюстрации, сказители.
Практическая часть: создание презентаций.
Время читать (4ч)
Тема 65: участие в олимпиаде по литературе «Пегас».
Практическая часть: тест.
Тема 66: конкурс чтецов «В гостях у Мнемозины».
Практическая часть: работа над выразительным чтением.
Тема 67: проба пера.
Практическая часть: написать эссе, сказку, стихотворение, юмористический рассказ(по выбору учащегося).
Тема 68: подведение итогов.
Перечень оборудования кабинета
для проведения занятий по внеурочной деятельности:
Шкафы для хранения оборудования и ТСО;
Печатные пособия по русскому языку и литературе;
Мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, компьютер с набором обучающих программ и тренажёров);
Научно-популярная литература для организации самостоятельной работы обучающихся;
Книги для внеклассного чтения;
Научно-методическая литература;
Учебные пособия по русскому языку и литературе;
Художественная литература;
Электронная библиотека художественной литературы;
Словари школьного типа и справочная литература;
Сборник дидактических материалов по русскому языку и литературе;
Хрестоматии по литературе;
Изобразительный и иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, иллюстрации для развития речи);
Раздаточный материал;
Видеофильмы по русскому языку и литературе;
Мультимедийные обучающие программы (серии «Кирилл и Мефодий»)
Мультимедийные презентации по всем разделам лингвистики;
Интерактивные уроки по основным разделам лингвистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Альбеткова, Р.И. Русская словесность [Текст] : / Р. И .Альбеткова. - М. : Дрофа, 2007.
Волина, В. В. Веселая грамматика [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Знание, 1995.
Волина, В. В. Занимательное азбуковедение [Текст] : / В. В. Волина. - М. : Просвещение, 1991.
Волина, В. В. Русский язык. Учимся играя [Текст] : / В. В. Волина. - Екатеринбург ТОО. : АРГО, 1996.
Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах [Текст] : / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996.
Граник, Г. Г., Бондаренко, С. М., Концевая, Л. А. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991.
Занимательная грамматика [Текст] /Е. Г. Бурлака,И. Н. Прокопенко. - Донецк: ПКФ “БАО”, 1997.
Маршак, С. Веселая азбука. Веселый счет [Текст] : / С. Маршак. - Ростов-на-Дону, 1991 г.
Одинцов, В. В.Школьный словарь иностранных слов [Текст] / В. В. Одинцов ;под ред. В. В. Иванова. – М.: Просвещение, 1984.
Превращения слов [Текст] : учебное пособие / А. В. Полякова . - М.: Просвещение, 1991.
Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст]: / Т. Г. Рик. - М.: РИО “Самовар”, 1996.
Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
Сборник загадок [Текст]: / сост. М. Т. Карпенко. - М. : Просвещение, 1988.
Литературный кружок в школе, 5-6 классы: / О. А. Ерёмина - М. : Просвещение, 2012.
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Методический конструктор - М,: Просвещение, 2014.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) www.school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками http://edu.of.ru/zaoch/
Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения http://edu.of.ru/profil/default.asp
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Александрович, Н.Ф. Занимательная грамматика [Текст] : / Н. Ф. Александрович. — М. , 1974.
2. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.1. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М.:Учпедгиз, 1967.
3. Асирий, А. Г. Материалы по занимательной грамматике русского языка ч.2. [Текст] : / А. Г. Арсирий. — М. :Учпедгиз, 1967.
4. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка [Текст] : / П. М. Баев. — М. : Русский язык, 1996.
5. Бетенькова, Н.М. Грамматика в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова. — М. : Новая школа, 1996.
6. Бетенькова, Н.М. Орфография в рифмовках[Текст] : / Н. М. Бетенькова . — М. : Новая школа, 1996.
7. Бурмако, В. М. Русский язык в рисунках. Книга для учащихся 5-7 классов [Текст] : / В. М. Бурмако. —М. : Просвещение, 1991.
8. Волина, В.В. Веселая грамматика[Текст] : / В. В. Волина. — М.: Знание, 1995.
9. Граник, Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации[Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М.:Просвещение, 1996.
10. . Граник, Г. Г. и др. Секреты орфографии [Текст] : / Г. Г. Граник и др. — М. : Просвещение, 1991.
11. Григорян, Л.Т. Язык мой — друг мой[Текст] : / Л. Т. Григорян. — М. : Просвещение,1974.
12. Занимательная фонетика на уроке и после[Текст] : / Сост. Окулова Г. Е. — М. : Оса: Росстани- на- Каме, 1994.
13. Занимательный материал по русскому языку[Текст] : / Сост.М.П.Лукашек. — Минск, 1980.
14. Зарецкий, А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка[Текст] : / А. И. Зарецкий. —М. :Учпедгиз, 1961.
15. Иванова,В.А.,Пошиха, З.А., Розенталь, Д.Е. Занимательно о русском языке[Текст]: / В. А. Иванова, З. А. Пошиха, Д. Е. Розенталь. — СПб.: Отделение изд-ва "Просвещение", 1995.
16. Канакина, В. П. Радость познания в слове[Текст] : / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 1996.
17. Мережинская, Е.Х. Занимательная грамматика[Текст] : / Е. Х. Мережинская. — Киев, 1969.
18. На берегах Лингвинии[Текст] : / Под ред. Л.Д.Чесноковой. — М. : Просвещение, 1996.
19. Нуртазина, Р.Б. Занимательная грамматика[Текст] : / Р. Б. Нуртазина. — Алма-Ата, 1973.
20. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку[Текст] : / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 1994.
21. Постникова, И. И., Подгаецкая, И. М. Фонетика - это интересно[Текст] : / И. И. Постникова, И. М. Подгаецкая.— М.,1992.
22. Рик, Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
23. Рик, Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
24. Рик, Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! [Текст] : / Т. Г. Рик. - М. : РИО “Самовар”, 1996.
25. Синицын, В.А. Путь к слову[Текст] : / В. А. Синицын. — М. : АО "Столетие", 1996.
26. Соболева, О.Л., Агафонов, В. В. Тайны страны Акитаммарг или Удивительные путешествия с Запятайкиным[Текст] : / О. Л. Соболева, В. В. Агафонов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
27. Соболева, О.Л. Когда правила смеются[Текст] : / О. Л. Соболева. — М.: Новая школа, 1996.
Календарно-тематический планирование
№ занятия | Разделы программы | Тема занятия | Виды деятельности или формы организации занятий | Формирование УУД | Кол-во часов и дата проведения |
34 | Модуль "Русский язык!" | | | | всего | план | факт |
1 | Введение – 1ч. | Сказочное царство слов. | Конкурс «Что я умею и могу?» | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Познавательные: узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с фонетикой, четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи. | 1 | | |
2 | Фонетика – 1ч. | Звуки не буквы | Тренировочные упражнения на транскрибирование | 1 | | |
3 | Орфоэпия – 2ч. | Банты и шарфы | Игра со словами | Личностные: оптимистически воспринимать мир; Познавательные: четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Коммуникативные: формировать навыки речевых действий, совершенствовать собственную речь. | 1 | | |
4 | На сцене гласные | Лингвистическая игра | 1 | | |
5 | Графика – 2ч. | Как возникла наша письменность? | Творческая работа | Личностные: приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к культуре; Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Коммуникативные: совершенствовать собственную речь | 1 | | |
6 | Память и грамотность | Заучивание отрывков произведений | 1 | | |
7 | Морфемика - 2ч. | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: анализировать и обобщать на основе лингвистических фактов; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | 1 | | |
8 | Поговорим обо всех приставках сразу | Тренировочные упражнения | 1 | | |
9 | Лексикология – 8ч. | Где же хранятся слова? | Работа со словарями | Личностные: осознавать себя как гражданина России, чувствовать сопричастность и гордость за свою Родину, народ и историю; Познавательные: и для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в контролируемом пространстве Интернета; Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | 1 | | |
10 | Экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями» | Экскурсия | | 1 | | |
11 | Добрые слова | Игра | 1 | | |
12 | Приготовим многослойный пирог. О многозначности слов | Игра | 1 | | |
13 | Сочинение стихотворений со словами-«двойняшками» | Сочинение стихотворений | 1 | | |
14 | | Слова-антонимы | Игра | 1 | | |
15 | Экскурсия в прошлое | Экскурсия по виртуальному музею | 1 | | |
16 | Полёт в будущее. Как и почему появляются новые слова? | Игра | 1 | | |
17 | Орфография – 3ч. | Кто командует корнями? | Тренировочные упражнения | Познавательные: узнать и научиться пользоваться нормами русского языка: орфографическими, словоупотребительными; узнать отличительные признаки основных языковых единиц, основные термины и понятия, связанные с орфографией; Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | 1 | | |
18 | Кто командует корнями? | Игра | 1 | | |
19 | Кто командует корнями? | Работа с текстами | 1 | | |
20 | Морфология – 2ч. | Что рассказали части речи о себе | Игра | Личностные: оценивать себя на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Познавательные: представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. | 1 | | |
21 | Что рассказали части речи о себе? | Игра | | | |
22 | Культура речи – 12ч. | Королевство ошибок | Сочинение сказок | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | 1 | | |
23 | Слова уходящие | Игра «Грамматический аукцион». Создание проекта «Лингвистическое иллюстрирование устаревших слов» | | | | |
24 | Крылатые слова | Беседа, работа с текстами | 1 | | |
25 | В Стране Сочинителей | Сочинение стихотворных сказок | 1 | | |
26 | Паронимы | Конкурс рисунков. Игра «Грамматический аукцион», проект «Виды паронимов и способы их образования». | | | |
27 | Слова-антиподы | Редактирование текстов школьных сочинений"Легко-сложно" | 1 | | |
28 | О фразеологизмах | Сочинение метаграмм | | | |
29 | Фразеологические обороты | Инсценирование фразеологизмов | 1 | | |
30 | "Чужие" слова | Составление логогрифов | | | |
31 | Откуда пришли наши имена | Конкурс рисунков | 1 | | |
32-33 | Заочная экскурсия "По следам В. И. Даля" | Экскурсия | 1 | | |
34 | Подведение итогов –1ч. | | Контроль по типу портфолио | Личностные: осознать свое место в мире; Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ, использовать речь для регуляции своего действия. | | | |
34 | 2 модуль "Литература" | | | | | | |
35 | 1. Внеклассное чтение - 15ч | Детский фольклор и его особенности | Самостоятельная исследовательская работа | Личностные: формировать навыки анализа и сопоставления. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста. Коммуникативные: владеть диалогической и монологической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1 | | |
36 | А. С. Пушкин. История создания, сюжет и герои поэмы «Руслан и Людмила» | Викторина | 1 | | |
37 | Легенды как жанр. «Томас-рифмач». Шотландская легенда. | | 1 | | |
38 | Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы | Читательская конференция. Создание презентаций. | 1 | | |
39 | Дж. Р. Р. Толкиен. Повесть-сказка «Хоббит или Туда и обратно». | Краткий пересказ, эвристическая беседа, словесное рисование | 1 | | |
40 | П. П. Бажов сборник сказок «Малахитовая шкатулка» | Эвристическая беседа, комментированное чтение | 1 | | |
41 | Сказ «Малахитовая шкатулка», тайны «Малахитовой шкатулки». | Викторина | 1 | | |
42 | Б. В. Шергин. «Поморское детство в рассказе «Мурманские зуйки». Сказки «Волшебное кольцо». «Волшебные лбы» | Просмотр мультфильмов, сравнение с текстом, пересказ | 1 | | |
42 | Б. В. Шергин. Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин» | Чтение. цитатный план | 1 | | |
44 | В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата». | Чтение, иллюстрации | 1 | | |
45 | Командор и Каравелла | Чтение, иллюстрации | 1 | | |
46 | Конкурс сочинений | | 1 | | |
47 | Время читать | Работа с сайтом. Подготовка презентаций «Моя любимая книга» в рубрику «Читатель. ру» | 1 | | |
48 | Время читать | Работа с сайтом. Подготовка презентаций «Моя любимая книга» в рубрику «Читатель. ру» | 1 | | |
49 | Что читать летом? | Занятие-конкурс | 1 | | |
| 2. Экскурсии по литературным местам (очные и заочные)-11ч | | | | | | |
50 | | Дом-музей А. С. Пушкина | Лекция с элементами беседы | Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию. Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, высказывать свою точку зрения, слушать других. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). | 1 | | |
51 | | Дом-музей А. С. Пушкина | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
52 | | Дом-музей А. С. Пушкина | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
53 | | Экскурсия в Царское Село | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
54 | | Экскурсия в Царское Село | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
55 | | Экскурсия в Царское Село | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
56 | | Экскурсия в Царское Село | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
57 | | Заочная эскурсия в Летний Сад и Александро-Невскую Лавру(некрополь) | Просмотр кинофильма | 1 | | |
58 | | Заочная экскурсия в Тарханы, Кавказ | Просмотр кинофильма | 1 | | |
59 | | Заочная экскурсия в Ясную Поляну | Просмотр кинофильма | 1 | | |
60 | | Заочная экскурсия в Таганрог, Свердловск, Житомир и Ровно ( места, связанные с жизнью и творчеством В. Г. Короленко, А. П. Чехова) | Просмотр кинофильма | 1 | | |
| 3. Литература, музыка и живопись - 4ч. | | | | | | |
61 | | А. С. Пушкин в изображениях художников. Музыка в произведениях поэта. | Создание презентаций | Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, выполнять проекты в устной и письменной форме; Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; | 1 | | |
62 | | М. Ю. Лермонтов – поэт, музыкант. художник | Создание презентаций | 1 | | |
63 | | Л. Н. Толстой в изображениях художников. | Создание презентаций | 1 | | |
64 | | Символика волшебной сказки. Песни, иллюстрации,сказители | Создание презентаций | 1 | | |
| 4. Время читать – 4ч | | | | | |
65 | | Участие в олимпиаде по литературе «Пегас» | Тест | Личностные: формировать устойчивую мотивацию к исследовательской деятельности (анализу), конструированию Познавательные: объяснять изобразительно-выразительные явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста. Регулятивные: самостоятельно выделять и регулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Смысловое чтение. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | 1 | | |
66 | | Конкурс чтецов «В гостях у Мнемозины» | Выразительное чтение | 1 | | |
67 | | Проба пера | Написать эссе, сказку. Стихотворение, юмористический рассказ(по выбору учащегося) | 1 | | |
68 | | Итоговое занятие | | 1 | | |