РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Родное слово»
Руководитель кружка: Коробова И.Н.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по кружку «Родное слово» во 1-2 классах составлена на основе « Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011
Общая характеристика кружка.
Кружок «Родное слово» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального,творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели кружка:
• Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
• Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
• Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место кружка в учебном плане
В 1-2 классах кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.
Формы организации кружка
• Литературные игры
• Конкурсы-кроссворды
• Библиотечные уроки
• Путешествия по страницам книг
• Встречи с библиотекарем
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «Родное слово» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «Родное слово» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
• Осознавать значимость чтения для личного развития;
• Формировать потребность в систематическом чтении;
• Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
• Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
• Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
• Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
• Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
• Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
• Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
• Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
• Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
• Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
• Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
• Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
• Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
• Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
• Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Разделы программы Количество часов
1 Здравствуй, книга! 2
2 Народная мудрость. Книги-сборники. 5
3 Книги русских писателей-сказочников 6
4 Сказки зарубежных писателей. 6
5 Детские писатели 6
6 Книги-сборники стихотворений для детей 2
7 Дети – герои книг. 3
8 Книги о животных 4
Всего часов: 34
Универсальные учебные действия:
• Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
• Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
• Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
• Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
• Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
• Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
• Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
• Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
• Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно-тематический план
№
п/п Названия темы
занятия УУД Кол-во
час. Дата проведения
План Факт.
Здравствуй, книга! 2
1 Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. 1
2 Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Осознавать значимость чтения для личного развития; находить книгу в открытом библиотечном фонде 1
Народная мудрость. Книги-сборники. 5
3 Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки» Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему. 1
4 Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку». Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах 1
5 Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1
6 Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1
7 Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы. Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре. 1
Книги русских писателей - сказочников. 6
8 Герои сказок А.С.Пушкина. Викторина по сказкам. Уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Участвовать в играх; работать в парах. 1
9 Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1
10 Литературная игра «В гостях у Буратино» Участвовать в играх; работать в парах. 1
11 Сказки дедушки К.Чуковского. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. 1
12 В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. 1
13 Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева» Принимать участие в литературной игре; работать в парах. 1
Сказки зарубежных писателей. 6
14 Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях. Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1
15 Книга сказок Г.Х.Андерсена. Герои книги Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
Осознавать значимость чтения для личного развития. 1
16 «В гостях у сказки». Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
17 Сборник сказочных историй Гримм. Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1
18 Игра «Поле чудес» Участвовать в играх; выполнять творческую работу; оценивать свои результаты. 1
19 Книга Э.Распэ «Приключения Мюнхаузена Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе. 1
Детские писатели 6
20 Книги С.Маршака. Выставка книг. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
участвовать в беседе о прочитанной книге. 1
21 Книги Н.Носова. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге. 1
22 Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
23 Рассказы В. Драгунского. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
24 Книги Е.Пермяка. Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
участвовать в беседе о прочитанной книге. 1
25 Рассказы Б. Житкова. Герои книги. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
Книги-сборники стихотворений для детей 2
26 Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
27 Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов « Стихи детских поэтов». Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1
Дети – герои книг. 3
28 Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.) Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
29 Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка») Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
30 Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.) Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
Книги о животных 4
31 Книги В.Бианки. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное. 1
32 Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. 1
33 Книги Г.Скребицкого Характеризовать прочитанное, высказывать свое мнение, слушать мнение товарищей. 1
34 По страницам любимых книг. «Литературный ринг» Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. 1
Литература
1. «Занимательные сказочные материалы в 1-4 классах». И.В.Блинова, Волгоград: Учитель, 2008.
2. «Встречи с героями книг». И.А. Агапова, М.А. Давыдова. 2009 г. Волгоград.
3. «В гостях у детских писателей». А.А. Егорова. 2009 г. Волгоград.
4. Литературно-игровые программы. Иваново, 1994
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«программа кружка "Родное слово"»
«Согласовано»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Б.Ивановка »
_____ /______________ /ФИО
«___» _________ 20__г.
«Утверждаю»
Директор МОУ « Средняя общеобразовательная школа с.Б.Ивановка »
___ /______________ /ФИО
«___» _________ 20__г.
Приказ от _______№ _
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Родное слово»
Руководитель кружка: Коробова И.Н.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по кружку «Родное слово» во 1-2 классах составлена на основе « Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011
Общая характеристика кружка.
Кружок «Родное слово» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального,творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Цели кружка:
Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг
Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов
Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Место кружка в учебном плане
В 1-2 классах кружковое занятие проводятся один раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 ч.
Формы организации кружка
Литературные игры
Конкурсы-кроссворды
Библиотечные уроки
Путешествия по страницам книг
Встречи с библиотекарем
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «Родное слово» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.
В результате освоении программы кружка «Родное слово» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Осознавать значимость чтения для личного развития;
Формировать потребность в систематическом чтении;
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
1
Здравствуй, книга!
2
2
Народная мудрость. Книги-сборники.
5
3
Книги русских писателей-сказочников
6
4
Сказки зарубежных писателей.
6
5
Детские писатели
6
6
Книги-сборники стихотворений для детей
2
7
Дети – герои книг.
3
8
Книги о животных
4
Всего часов:
34
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно-тематический план
№
п/п
Названия темы
занятия
УУД
Кол-во
час.
Дата проведения
План
Факт.
Здравствуй, книга!
2
1
Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
1
2
Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.
Осознавать значимость чтения для личного развития; находить книгу в открытом библиотечном фонде
1
Народная мудрость. Книги-сборники.
5
3
Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки»
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему.
1
4
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини загадку».
Участвовать в играх; выполнять творческую работу; работать в парах
1
5
Книги – сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
1
6
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
1
7
Выставка книг. Слушание и рассматривание одной из книг. Художники-иллюстраторы.
Участвовать в беседе о прочитанной книге; выражать своё мнение; работать в паре.
1
Книги русских писателей - сказочников.
6
8
Герои сказок А.С.Пушкина. Викторина по сказкам.
Уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию. Участвовать в играх; работать в парах.
1
9
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.
1
10
Литературная игра «В гостях у Буратино»
Участвовать в играх; работать в парах.
1
11
Сказки дедушки К.Чуковского.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.
1
12
В.Сутеев – автор и оформитель книг для детей.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу; уметь работать с книгой; оценивать поведение героев, формировать свою этическую позицию.
1
13
Литературная игра «По страницам сказок В.Сутеева»
Принимать участие в литературной игре; работать в парах.
1
Сказки зарубежных писателей.
6
14
Книга Ш.Перро «Красная Шапочка» в разных изданиях.
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
1
15
Книга сказок Г.Х.Андерсена. Герои книги
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
Осознавать значимость чтения для личного развития.
1
16
«В гостях у сказки».
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
17
Сборник сказочных историй Гримм.
Ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.
1
18
Игра «Поле чудес»
Участвовать в играх; выполнять творческую работу; оценивать свои результаты.
1
19
Книга Э.Распэ «Приключения Мюнхаузена
Осознавать значимость чтения для личного развития; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; участвовать в творческой работе.
1
Детские писатели
6
20
Книги С.Маршака. Выставка книг.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
участвовать в беседе о прочитанной книге.
1
21
Книги Н.Носова.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
ориентироваться в мире книг; участвовать в беседе о прочитанной книге.
1
22
Книги Е.Чарушина для детей. Герои книг Е.Чарушина.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
23
Рассказы В. Драгунского.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
24
Книги Е.Пермяка.
Уметь самостоятельно выбирать интересующую книгу;
участвовать в беседе о прочитанной книге.
1
25
Рассказы Б. Житкова. Герои книги.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
Книги-сборники стихотворений для детей
2
26
Стихотворения для детей. Книги-сборники. А.Барто. В.Берестов. С.Михалков.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
27
Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов « Стихи детских поэтов».
Принимать участие в конкурсе чтецов; уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
1
Дети – герои книг.
3
28
Дети – герои сказок. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка» и др.)
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
29
Дети – герои рассказов. (В. Осеева «Совесть», «Мушка»)
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
30
Дети – герои стихотворений. (А.Барто «В школу», С.Михалков «Фома», Е.Благинина «Тюлюлюй» и др.)
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
Книги о животных
4
31
Книги В.Бианки.
Характеризовать книгу, определять тему и жанр, слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
1
32
Книга Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Пользоваться аппаратом книги.4 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.
1
33
Книги Г.Скребицкого
Характеризовать прочитанное, высказывать свое мнение, слушать мнение товарищей.
1
34
По страницам любимых книг. «Литературный ринг»
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
1
Литература
«Занимательные сказочные материалы в 1-4 классах». И.В.Блинова, Волгоград: Учитель, 2008.
«Встречи с героями книг». И.А. Агапова, М.А. Давыдова. 2009 г. Волгоград.
«В гостях у детских писателей». А.А. Егорова. 2009 г. Волгоград.