Проект на тему: "Внеурочная деятельность в начальных классах."
Проект на тему: "Внеурочная деятельность в начальных классах."
Реализация программы «Мир моих интересов», направленной на развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды.
Изучение значения и места соответствующей программы в образовательном проекте.
Адаптирование и эффективно использование материала программы.
Представление отзывов о программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Внеурочная деятельность в начальных классах."»
6
Проект
по теме:
Внеурочная деятельность в начальных классах.
Выполнила
Косарева Лариса Николаевна
учитель МБОУ СОШ№45
г. Чебоксары
Проблема проекта: специфика формирования информационной культуры современного школьника.
Цель проекта: реализация программы «Мир моих интересов», направленной на развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды.
Задачи проекта:
1.Изучить значение и место соответствующей программы в образовательном проекте.
2.Адаптировать и эффективно использовать материал программы.
3. Представить отзыв о программе.
Ожидаемый результат:
Готовность педагога к организации целенаправленной и эффективной работы.
Конечный продукт:
Включение программы в план внеурочной деятельности.
Содержание
Введение.
1.Место программы в образовательном проекте.
2. Организация внеурочной работы в 1И классе МБОУ «СОШ№45»(из опыта работы)
3. Организация взаимодействия с родителями младших школьников. 4.Заключение.
Введение.
На современном этапе школьного образования актуальными становятся не только предметные знания, умения и навыки, но и развитие деятельностных компетенций, которые позволяют расширить рамки образовательной программы. С каждым годом можно наблюдать увеличение информационного потока, частью которого является виртуальное пространство. Актуальной проблемой становится умение ориентироваться, находить информацию, умение еѐ применять. В связи с этим меняются задачи современной школы и роль учителя. Учитель становится не единственным источником знаний для обучающегося. Расширение образовательного пространства происходит за счѐт многочисленных интернет-ресурсов с различными сервисами: форумов, блогов, сообществ, творческих галерей. Разработка любого школьного проекта или выполнение письменной работы сегодня, несомненно, сопровождается информацией из интернет-ресурса: для любого обучающегося не составит большого труда найти информацию для доклада, сочинения, реферата, сообщения, задать вопрос специалисту через портал, пообщаться по волнующей теме со сверстниками. В связи с этим возникает проблема сопровождения обучающегося в этом всеобъемлющем виртуальном пространстве, где поиск материала становится хаотичным, бессистемным, сопровождающимся порой не только не нужной информацией, но и вредной для формирующейся молодой личности. Это приводит к потере времени и малой продуктивности учебной деятельности.
Из вышеизложенного видится проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодѐжного университета разрабатывается и успешно реализуется Комплексная образовательная программа, задачей которой является:
обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным
профессиям, новым средствам производства и рынку труда;
знакомство с информационной культурой современного общества;
формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;
прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.
Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.
В рамках ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению обучающихся в содержательном досуге.
Образовательная программа «Мир моих интересов» Открытого молодѐжного университета направлена на развитие познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход. В основу курса положена технология проектно-исследовательской деятельности. Одним из инструментов реализации проектно-исследовательской деятельности является виртуальная образовательная среда, где ребѐнок имеет возможность расширить собственный кругозор на занятии, проверить свои силы в решении заданий повышенной сложности, выполнить мини-проект творческого характера и оценить уровень учебных и внеурочных достижений. Использование медиапродуктов позволит сформировать внутреннюю мотивацию обучающихся к познавательной деятельности, положительно повлияет на развитие функциональной грамотности, способствует развитию рефлексивных способностей, информационно-коммуникативной компетенции. Приобретение навыков работы на ПК в рамках программы становится не целью, а средством достижения образовательных результатов. Развивая познавательную сферу ребѐнка, формируется исследовательские и проектные умения.
К исследовательским умениям относятся:
умение видеть проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение наблюдать, сравнивать;
умение формулировать вопросы;
умения и навыки проведения экспериментов (мысленных и практических).
Исследование рассматривается как часть проектирования, в процессе которого у детей формируются такие проектные умения:
развитие познавательной активности ученика;
приобретение опыта интеллектуальной деятельности под руководством взрослого;
умение добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом);
умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.
Использование разных способов соорганизации (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей. При системном использовании парной и групповой работы приобретаются навыки учебного сотрудничества, сохраняется активность детей.
Под информационно-образовательной средой понимается пространство, организуемое всеми участниками образовательного процесса, в которое вовлечены родитель, обучающийся и учитель с использованием УМК (учебно-методический комплект — интерактивный электронный учебник и рабочая тетрадь) и портала «Кувырком» (задачи повышенной сложности, тематический видеоролик, «Это интересно», игра, викторина, пазлы, электронное портфолио).
Предлагаемая программа построена по модульному принципу и рассчитана на внеурочную работу с обучающимися 1 классов под общей тематикой «Знакомство с общими понятиями окружающего мира».
Объѐм программы для 1 класса — 33 часа из расчѐта 2 часа в неделю (1 час работы в классе и 1 час индивидуальной работы дома). Время проведения занятия в классе может варьироваться от 35 до 50 минут.
Основная форма работы учителя во внеурочной деятельности — занятие, предполагающее большую подготовительную и заключительную работу с обучающимися согласно этапам.
Цель
Развитие информационной грамотности как одной из составляющей информационной культуры через создание информационной среды, способствующей формированию базовых IT-компетенций.
Задачи
Повышение учебно-познавательной мотивации.
Углубление знаний по предмету и, как следствие, повышение информационной культуры.
Положительная динамика функциональной грамотности (темп чтения, повышение грамотности, развитие логических операций).
Формирование у обучающихся младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
Приобретение коммуникативных навыков (работа в инициативных группах в рамках общей темы).
Методы обучения
Основная методическая установка программы — деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности, постановки и достижения цели в индивидуальной и групповой работе.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий —комбинированный, посредством чередования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения (рабочая тетрадь, портал, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска и т.д.). При проведении занятий используется учебный и познавательный материал разного типа, вида и формы: презентации, интерактивные игры, видеоролики, ресурсы Интернета и т.д. Материалы всех занятий доступны детям и родителям. Задания, предлагаемые учащимся в рамках курса, разнообразны: проблемные, творческие или задания с творческим продолжением (право выбора задания из серии вариативного материала остаётся за учеником).
Используются следующие формы организации деятельности обучающихся:
•фронтальная форма;
•индивидуальная;
•групповая форма;
•коллективная форма.
Фронтальная форма обучения используется на занятиях для словесной инаглядной передачи учебной информации одновременно всем обучающимся иобмену информацией между учителем и детьми.
Индивидуальная форма обучения (организация самостоятельной работы) необходима для работы с ресурсами Интернета, «Кейсом», выполнениясамостоятельных или тестовых заданий, подготовкииндивидуальных сообщений потеме занятий, создания «Портфолио». Несмотря на высокую степень самостоятельности обучающегося при данной форме обучения, необходимооказание индивидуальной помощи при работе с источниками информации.
Групповая(парная) форма обучения необходима для выполнения группой школьниковдифференцированных заданий, размещённых на портале. Очень важно правильно организовать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Коллективнаяформа организации обучения используется, когда созданы условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты занятий (лабораторные работы: опыт, эксперимент).
Для актуализации познавательного интереса обучающегося каждый урок начинается вступительным роликом в сопровождении главного героя — «Хэлпика», задающего положительный эмоциональный настрой детей. Формирование компьютерной грамотности на занятии проходит посредством интерактивной игры за ПК, которую можно провести фронтально (с помощью проектора и экрана), показать на интерактивной доске или индивидуально каждому ребенку за ПК. С помощью IT-технологий обучающиеся могут провести лабораторную работу (опыт, эксперимент), выполнить виртуальную поделку (открытку, плакат), что позволяет детям реализовать полученные знания на практике. Для закрепления и углубления знаний на занятии также предлагается интерактивный ролик, сопровождающийся возможностью самопроверки действий ребенка.
Для совместной деятельности обучающегося с родителями дома предусмотрены дополнительные занятия на портале «Кувырком». В дополнительных портальных материалах к каждому занятию размещены:
задания повышенной сложности для данного возраста по каждой теме занятия;
познавательный материал к каждому занятию (три факта из серии «Это интересно»);
онлайн-мероприятия в виде конкурсов, игр, викторин, домашних экспериментов;
небольшие флеш-игры, чтобы ребѐнок мог отдохнуть после занятия;
видеоматериал (ролик), имеющий отношение к теме занятия;
виртуальное электронное портфолио учащегося, куда заносятся результаты входного и итогового тестирования предметных достижений ребѐнка в урочной и внеурочной деятельности. После выполнения одного из разделов образовательного материала открывается часть картинки — пазл, который в дальнейшем, при прохождении всей темы, можно собрать в виде постера и распечатать.
Таким образом, информационно-образовательная среда включает в себя всех
участников образовательного процесса: родитель, учитель (взрослый), обучающийся.
Этапы занятий
1. Организация начала урока.
2. Развивающая зарядка.
3. Актуализация субъектного опыта обучающегося.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Закрепление знаний.
7. Физкультурная минутка.
8. Интерактивная игра по теме занятия за ПК.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Основной тип занятий — чередование деятельности детей в рабочей тетради с практическими заданиями в интерактивном сопровождении курса.
1. Организационный этап, очень кратковременный, обычно не более двух минут, основная цель этапа — организовать направленное внимание на начало занятия.
2. Развивающая зарядка, способствующая развитию межполушарных связей, абстрактно-логического мышления и т. д.
3. Этап актуализации субъектного опыта обучающегося обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Цель этапа — дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности — этот этап обычно занимает наибольший объѐм времени. Цель данного этапа — сформировать понятие, сформировать представление о…, сформировать способность к работе с… (Р. Г. Чуракова).
5. Дыхательная гимнастика предусмотрена для улучшения самочувствия, снижения утомляемости.
6. Закрепление знаний — этап для самостоятельной работы по материалу: умение
соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
8. Интерактивная игра по теме занятия. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно
выполняют задания на компьютере, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки.
9. Подведение итогов и рефлексия. Проводится для создания положительного эмоционального настроя, стимула к дальнейшей работе, как доказательство успешности и усвоения принципов сотрудничества. Цель данного этапа —
формирование личной ответственности за результаты учебной деятельности.
Гигиенические требования
Использование ИКТ в образовательном процессе требует неукоснительного соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10),что позволит снизить риски и обеспечить сохранение здоровья младших школьников. Необходимо помнить:
— средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности младших школьников 1–4 классов (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) не должна превышать 7–10 минут, в тоже время непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1–4 классах 15 минут;
— просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 10 минут, в 3–4 классах — 15 минут;
— просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 15 минут, в 3–4 класса — 20 минут.
Планируемые результаты
К концу обучения в начальной школе будут сформированы все универсальные учебные действия: регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л) и коммуникативные (К).
Этап урока
Универсальные учебные действия
Организация начала урока
– самоопределение (Л);
– смыслообразование (Л);
– целеполагание (П);
–планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
3. Портал «Кувырком», состоящий из следующих разделов: «Реши», «Посмотри», «Узнай», «Собери пазл», «Конкурс», «Играй».
4. Учебная программа с тематическим планированием курса.
5. Методические рекомендации для учителя.
6. Задания для выполнения индивидуальных проектов.
С помощью дополнительного кейса мероприятий, предоставляемого учителю, можно организовать вариативную часть урока.
Установка программного обеспечения не требуется.
Тематический план
Наименование разделов
и тем
Всего
Практическиезанятия
Самостоятельная работа на портале kuvirkom.com
Введение
1
Космос
2
1
1
Книжки
2
1
1
8 Марта
2
1
1
Мыльные пузыри
2
1
1
Портфолио
2
1
1
Число Три
2
1
1
Мыши: живые и гаджеты
2
1
1
Камни
2
1
1
Органы чувств
2
1
1
Узоры
2
1
1
Собаки
2
1
1
Фразеологизмы
2
1
1
Счѐт
2
1
1
Океаны
2
1
1
Бумага
2
1
1
Головоломки
2
1
1
Время
2
1
1
Стекло
2
1
1
Слова-иностранцы
2
1
1
Растения
2
1
1
Игры
2
1
1
Олимпийские игры
2
1
1
Спортивные игры
2
1
1
Масленица и другие русские праздники
2
1
1
Право
2
1
1
Бюджет
2
1
1
Радуга и другие необычные явления
2
1
1
Вода
2
1
1
Самые-самые
2
1
1
Кристаллы
2
1
1
Полюсы
2
1
1
Гаджеты
2
1
1
Русские богатыри
2
1
1
ВСЕГО
67
33
33
Организация внеурочной деятельности в 1И классе.
Cо второй четверти 2012 года учащиеся 1И класса школы №45 активно включились в эксперимент по внеурочной деятельности в 1 классе по программе "Мир моих интересов". Цель эксперимента: отработка новых технологий реализации внеурочной деятельности в рамках открытого ресурсного пространства, способствующих развитию самостоятельности, исследовательской, коммуникативной, творческой и информационной компетенций в начальной школе. Программа закладывает основу компетентностного роста ученика 1 класса на весь период обучения и позволяет образовательному учреждению вместе сОМУ формировать имидж успешной инновационной школы. Объем всей программы для 1 класса – 33 модуля, из расчета 2 часа в неделю. 1 час мы работаем в школе, демонстрируя иллюстративный материал с помощью компьютера через проектор и 1 час учащиеся работают дома на образовательно-игровом портале «Кувырком». Уроки проходят очень интересно, материал соответствует теме, возрасту, красочно оформлен, так же на уроке проводим опыты, есть практическая часть.
Игры на портале организованы в форме путешествия по острову. Каждая новая игра открывается только после прохождения соответствующего урока. У каждого учащегося есть свой Личный кабинет, куда попадают, введя личный код участника. В кабинете он может разместить свою фотографию, ачивки с игр и другие визуальные материалы по желанию (фото, сканы грамот и т.д.)Герой программы – Хэлпик - сопровождает детей на каждом уроке и на портале, давая подсказки, предлагая экспериментальные ситуации и знакомя с интересными фактами. (Хэлпик – от англ. слова «Хэлп» (помощь)).
В 1 И классе в экспериментальной программе участвует 25 учащихся. В классе занятия проводятся по специальным рабочим тетрадям с очень интересными творческими заданиями, также идет работа по интерактивному электронному учебнику, в котором много полезной и занимательной информации. Домашнее задание дети проходят на портале kuvirkom.com.,где есть у каждого свой личный кабинет, и дети под контролем родителей выполняют различные занимательные задания.
Родители в восторге от заданий на портале, только положительные отзывы: интересно не только детям, но и родителям. Очень нравятся продуманные задания, которые соответствуют возрасту детей-первоклассников.
Организация взаимодействия с родителями младших школьников.
На протяжении всего периода реализации программы осуществлялась информационная и разъяснительная работа среди родителей. На родительском собрании родители получили полную информацию о программе, проводилось анкетирование родителей (законных представителей) с целью изучения общественного мнения по вопросам реализации программы. Большинство родителей моего класса свободно владеют компьютером, но и они в первое время не могли помочь своим детям в выполнении некоторых заданий. Таким родителям оказывали помощь учитель информатики и классный руководитель. В целом, дети и их родители с удовольствием выполняют работу на портале, вместе проводят время, им нравится совместное творческое общение. На итоговом родительском собрании родители отметили, что их дети за этот год изменились в лучшую сторону: стали серьёзнее, за компьютером практически не играют, а занимаются созданием проектов. Есть общественное мнение, что компьютеры портят детей, но деятельность программы «Мир моих интересов» опровергает его. Все согласились с тем, что программа «Мир моих интересов» предоставляет возможность: - играть и учиться вместе с детьми на портале «Кувырком»; - заниматься творчеством, проектами и исследованиями; -фиксировать достижения ребенка в современной форме: электронное портфолио.
При эффективной работе классного руководителя с родителями младших школьников, при создании конкретных условий для раскрытия творческих способностей детей во взаимоотношениях с родителями, при направляющей роли учителя улучшается качество успеваемости учащихся, повышается уровень творческой активности воспитанников.
Заключение.
Развивая познавательную сферу ребенка, формируются исследовательские и проектные умения. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее,научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными.
Таким образом, реализуя программу «Мир моих интересов» на ступени начального общего образования во внеурочной деятельности наша школа решает следующие задачи:
-развитие личности школьника, становление его мировозрения;
-развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в проектную деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Использованная литература
Приказ министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М.:Аркти, 2012.
Кондратьева Е.П. Проекты-4: ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей. Чебоксары, 2014.-60с.