МБОУ СОШ №100
Программа по внеурочной деятельности «КОМПЬЮТЕРНАЯ АЗБУКА»
Направление общеинтеллектуальное
Автор-составитель программы:
Винокурова Наталья Геннадьевна
Учитель изобразительного искусства и черчения
Город Ижевск Удмуртской Республики
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Современное общество невозможно представить без использования компьютера. Каждый активный, инициативный, самостоятельный, творчески мыслящий человек желает владеть информационными технологиями. Роль школы в этом процессе велика.
Данная программа позволяет детям начальной школы получить основы художественного мастерства с использованием новых технологий, что позволит им в полной мере проявлять свои творческие способности и быть успешной личностью.
В основе разработки программы по внеурочной деятельности начального общего образования «Компьютерная азбука» лежат:
-Требования Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Программа по изобразительному искусству «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, которая является частью Образовательной системы «Школа 2100».
Новизна программы.
Новизна данной программы состоит в том, что она более подробно во внеурочной деятельности знакомит учащихся с графическими программами и является дополнением к урокам изобразительного искусства по программе «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской. Эта программа позволяет осуществить работу с детьми за пределами урока, дает им возможность реализовать свои творческие возможности, свой художественный потенциал.
Цели и задачи курса.
Цель: Формирование и развитие практических умений одаренных учащихся начальной школы в области компьютерной графики.
Задачи: овладение учащимися приемами работы на компьютере;
развитие у учащихся изобразительных способностей, творческого воображения;
привитие художественного вкуса.
Возрастная группа.
Возрастная группа, на которую ориентирована данная программа это учащиеся первого класса, обучающиеся по УМК «Школа 2100» по программе «Изобразительное искусство», разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской.
Занятия проводятся:
Продолжительность занятия: 45 минут.
Срок реализации программы: учебный год.
Часовая недельная нагрузка: 1 академический час в неделю.
Формы работы.
Формы работы, в которых реализуется данное направление внеурочной деятельности самые разнообразные. Занятия, как правило, состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя интерактивные (методы косвенного воздействия через активное взаимодействие) и вербальные (формирование сознания - рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж, игра) методы работы.
Практическая часть состоит из фронтальной (специально организованный диалог, в ходе которого осуществляется синхронная работа учащихся с педагогом) и самостоятельной творческой работы учащихся.
Связь с учебными предметами.
Внеурочной деятельность начального общего образования, осуществляемая по программе «Компьютерная азбука», знакомит учащихся с графическими программами Paint и Тux, и является дополнением к программе по изобразительному искусству «Изобразительное искусство» в первом классе, разработанной О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской, которая является частью Образовательной системы «Школа 2100».
Планируемые результаты и формы контроля
Личностные результаты:
- формирование у ребёнка ценностные ориентиры в области компьютерной графики;
-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему,
так и других людей;
-развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
-формирование духовных и эстетических потребностей;
-овладение различными приёмами деятельности;
-отрабатывать навыки самостоятельной работы.
Предметные результаты:
-сформированность первоначальных представлений о роли компьютерной графики в жизни и развитии человека;
-ознакомление учащихся с выразительными средствами компьютерной графики;
-ознакомление учащихся с терминологией компьютерной графики;
-получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография и пр.).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а
также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Компьютерная азбука» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-проговаривать последовательность действий на занятии;
-учиться работать по предложенному преподавателем плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью преподавателя;
-делать предварительный отбор источников информации;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
дополнительный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
-уметь пользоваться языком компьютерной графики:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль графически;
-уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и на занятиях по внеурочной деятельности и следовать им;
-учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе (не более 2-3 человек);
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните-
ля, критика).
Формы контроля, оценки и фиксации результатов:
Наиболее удобными формами представления и контроля результатов внеурочной деятельности являются следующие:
- портфолио ученика (создание виртуального альбома);
- самооценка;
- наблюдение;
- выставка достижений учащихся;
- участие в различных конкурсах.
Тематический план программы
№занятия
Тема занятия
Кол-во часов
Основные виды деятельности
теория
практика1
Вводное занятие-беседа по ТБ.
-Знакомство с компьютером: системный блок, клавиатура, мышка.1
Изучение устройства компьютера.2
Знакомство с редактором Paint:
-Запуск редактора.
-Завершение работы редактора.
-Загрузка и сохранение документа.1
Работа с мышью.3
Знакомство с графической средой Рaint:
-Панель инструментов и их свойства.1
Работа с мышью.4
Режим ЗАЛИВКА:
-Заливка фона однотонным и фактурным цветом.
-Режим отмены последней операции.
-Знакомство с цветовым спектром.1
Практическая работа «Раскраска «Цветочная поляна».5
Свойство цвета:
-Теплые и холодные цвета.1
Практическая работа «Раскраска «Коврик в теплой цветовой гамме»
Практическая работа «Раскраска «Коврик в холодной цветовой гамме»6,7
Свойство линий:
-Линии-какие они бывают.
-Инструмент «Карандаш».
-Инструмент «Кисть».2
Практическая работа «Мои четвероногие друзья».
Практическая работа «Солнечный денек».8,9
Какие бывают фигуры:
-Знакомство с различными фигурами.
-Инструмент «Фигуры».2
Практическая работа «Снеговик».
Практическая работа «Любимая игрушка»10,11
Симметрия:
-Понятие о симметрии.
-Копирование и перемещение частей рисунка.2
Практическая работа «Бабочка».
Практическая работа «Бабочки».12,13,14,15,16
Орнамент:
-Понятие об орнаменте.
-Основные и дополнительные цвета.
-Операция отражения, поворота и наклона.
-Копирование из одного файла в другой.5
Практическая работа «Составление элементов для орнамента».
Практическая работа «Орнамент в полосе «Рукавичка».
Практическая работа «Орнамент в полосе «Шарфик».
Практическая работа «Орнамент в квадрате «Платочек».
Практическая работа «Орнамент в круге «Тарелочка».17,18
Мир вещей:
-Понятие о натюрморте.
-Использование теплых и холодных цветов.
-Понятие о композиции и её простейших правилах.2
Практическая работа «Создание элементов натюрморта».
Практическая работа «Создание натюрморта».19
Панель инструментов «Текст»:
-Работа с простыми текстами.1
Практическая работа «Новогодняя открытка»20, 21
Мир природы:
-Первичное представление о пейзаже.
-Пространство, ритм.2
Практическая работа «Черно-белая композиция «Зимний лес».
Практическая работа «Композиция в цвете «Зимний лес».22,23
Народные промыслы:
-Понятие о Филимоновской игрушке.
-Понятие о Дымковской игрушке.2
Практическая работа «Роспись Филимоновской игрушки».
Практическая работа «Роспись Дымковской игрушки».24,25,26
Палитра:
-Выбор цвета.
-Изменение цвета.3
Практическая работа «Чудесная радуга».
Практическая работа «Витраж».
Практическая работа «Аквариум».27
Цвет и настроение:
-Влияние цвета на настроение произведения.1
Практическая работа «Праздничная открытка к 8 Марта» 28,29,30
Картины о жизни людей:
-Сюжет.
-Зарисовка.
-Наброски.3
Практическая работа «Наскальный рисунок животных».
Практическая работа «Наскальный рисунок человека».
Практическая работа «Рисунок на скале» 31,32,33
Работа над творческим проектом (резервное время).3