Просмотр содержимого документа
«Программа. "Школа развития речи детей с ОВЗ".»
Рабочая программа
дополнительного образования
на 2025 - 2026 уч.годы
курс «Школа развития речи ОВЗ»
направление – общеинтеллектуальное.
4 класс
Составитель:
Своевская И.А,
учитель-дефектолог
учитель начальных классов
Красноярск 2025 г
Пояснительная записка
Рабочая программа, коррекционно-развивающего курса учителя - дефектолога «Речь. Школа развития речи» для 4 класса, детей с симптомом задержанного развития. Составлена на основании следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (приказ зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в редакции от 08.11.2022 № 955);
Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 99);
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи»- содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.
Описание места курса дополнительного образования в учебном плане
«Речь. Школа развития речи» изучается детьми 9-12 лет. На курс «Речь. Школа развития речи» базисным учебным планом дополнительного образования образования выделяется 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю, во вторник и пятницу.
Ведущие формы и методы, технологии обучения.
Ведущие формы определяются спецификой курса дополнительного образования «Речь. Школа развития речи», методик, технологий и форм уроков, используемых в процессе обучения:
1.Соревнования
2.Исследовательские проекты
3.Интеллектуальные игры
4.Взаимопроверка
5.Тестовые задания
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные; игра (деловая, ролевая, познавательная); беседа; метод проектов; экскурсия; решение ситуационных задач; викторина.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения:
1.Информационно-коммуникационные технологии
2.Проектная деятельность
3.Здоровьесберегающие технологии
4.Игровые технологии
5.Групповые технологии
6.Технологии личностно-ориентированного обучения.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;
-восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;
-осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;
-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе;
-эмоционально-ценностное отношение к конкретным поступкам.
Учащийся получит возможность для формирования:
-чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;
- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;
-способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;
-способности понимать чувства других людей и сопереживать им;
-ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
-в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Учащийся получит возможность научиться:
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
Учащийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Учащийся получит возможность научиться:
- вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
-пользоваться словарями, справочниками;
-строить рассуждения.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
Учащийся получит возможность научиться:
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные
Речь. Техника и выразительность речи.
Учащийся научится:
- пользоваться монологом и диалогом как разновидностью речи;
- составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме;
-читать выразительно, интонационно;
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения;
- импровизировать, инсценировать диалог;
-совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Слово.
Учащийся научится:
-определять лексическое значение слова;
-различать многозначные слова и омонимы, каламбуры.
-выделять прямое и переносное значение слова, тропы, сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика;
-выделять крылатые слова и выражения, пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования, новые слова, канцеляризмы;
-пользоваться толковым словарем.
Учащийся получит возможность научиться:
- работать с лингвистическим словарем;
-определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;
-отличать многозначные слова от омонимов;
-выделять в тексте стилистически окрашенные слова;
-определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Предложение и словосочетание.
Учащийся научится:
-различать простое и сложное предложение, предложение со сравнительным оборотом;
-редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Учащийся получит возможность научиться:
-составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью;
-интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Учащийся научится:
-определять тему, микротему, основную мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический);
-соотносить тип текста и стиль речи, связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
Учащийся получит возможность научиться:
-определять средства связи предложений в тексте, временная соотнесенность глаголов;
-использовать глагольное временя в переносном значении;
-конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование;
-преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;
-выделять композицию текста: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;
-определять элементы композиции, в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры;
-восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Культура общения.
Учащийся научится:
-употреблять волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.
Учащийся получит возможность научиться:
-дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Название программы__Речь. Школа развития речи
Педагог _Своевская Ирина Александровна
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата проведения
1
Текст. Определение темы текста.
1
02.09.25
2
Текст. Определение темы текста. Текст повествование.
1
05.09.25
3
Текст. Определение темы текста. Текст описание.
1
09.09.25
4
Текст. Определение темы текста. Текст рассуждение.
1
12.09.25
5
Текст. Определение типа текста.
1
16.09.25
6
Текст. Определение типа текста.
1
19.09.25
7
Текст. Определение главных и второстепенных героев текста.
1
23.09.25
8
Текст. Заполнение таблицы к тексту (главные герои текста), используя слова из текста.
1
26.09.25
9
Текст. Заполнение таблицы к тексту (главные герои текста), используя слова из текста.
1
07.10.25
10
Формы слова. Образование форм слова.
1
10.10.25
11
Формы слова. Образование форм слова.
1
14.10.25
12
Однокоренные слова. Образование однокоренных слов.
1
17.10.25
13
Однокоренные слова. Образование однокоренных слов.
1
21.10.25
14
Текст. Определение темы текста. Деление текста на части.
1
24.10.25
15
Текст. Определение темы текста. Деление текста на части.
1
07.11.25
16
Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части.
1
11.11.25
17
Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части.
1
14.11.25
18
Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части. Пересказ текста по плану.
1
18.11.25
19
Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части. Пересказ текста по плану.
1
21.11.25
20
Синонимы.
1
25.11.25
21
Текст. Подбор синонимов к словам в тексте.
1
28.11.25
22
Антонимы.
1
02.12.25
23
Текст. Подбор антонимов к словам в тексте.
1
05.12.25
24
Омонимы.
1
09.12.25
25
Текст. Подбор омонимов к словам в тексте.
1
12.12.25
26
Повествовательные предложения. Определение повествовательных предложений в тексте.
1
16.12.25
27
Повествовательные предложения. Определение повествовательных предложений в тексте.
1
19.12.25
28
Вопросительные предложения. Определение вопросительных предложений в тексте.
1
23.12.25
29
Вопросительные предложения. Определение вопросительных предложений в тексте.
1
26.12.25
30
Побудительные предложения. Определение побудительных предложений в тексте.
1
30.12.25
31
Побудительные предложения. Определение побудительных предложений в тексте.
1
13.01.26
32
Текст. Восстановление порядка пунктов плана.
1
16.01.26
33
Текст. Восстановление порядка пунктов плана.
1
20.01.26
34
Текст. Стили текста.
1
23.01.26
35
Научный стиль текста.
1
27.01.26
36
Тексты. Выбор научного стиля текста.
1
30.01.26
37
Художественный стиль текста.
1
16.01.26
38
Тексты. Выбор художественного стиля текста.
1
03.02.26
39
Публицистический текст.
1
06.02.26
40
Тексты. Выбор публицистического стиля текста.
1
10.02.26
41
Текст. Опорные слова и ключевые предложения.
1
13.02.26
42
Текст. Опорные слова и ключевые предложения.
1
17.02.26
43
Текст. Вопросный план текста.
1
20.02.26
44
Текст. Вопросный план текста.
1
24.02.26
45
Текст. Цитатный план текста.
1
27.02.26
46
Текст. Цитатный план текста.
1
03.03.26
47
Текст. Картинный план текста.
1
06.03.26
48
Текст. Картинный план текста.
1
13.03.26
49
Текст. Мимический план текста.
1
17.03.26
50
Текст. Мимический план текста.
1
20.03.26
51
Описание природы по картине, с использованием вопросительного плана.
1
31.03.26
52
Описание животного с использованием картинного плана.
1
10.03.26
53
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
1
03.04.26
54
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.
1
07.04.26
55
Временная соотнесённость глаголов в тексте.
1
10.04.26
56
Временная соотнесённость глаголов в тексте.
1
14.04.26
57
Конструирование текста по заданной временной схеме.
1
17.04.26
58
Конструирование текста по заданной временной схеме.
1
21.04.26
59
Монолог. Составление текста монолога.
1
24.04.26
60
Монолог. Составление текста монолога.
1
28.04.26
61
Диалог. Составление текста диалога.
1
05.05.26
62
Диалог. Составление текста диалога.
1
12.05.26
63
Монолог. Составление текста монолога. Правильное составление текста – монолога при письме.
1
15.05.26
64
Диалог. Составление текста диалога. Правильное составление текста – диалога при письме.
1
19.05.26
65
Диалог. Составление текста диалога. Правильное составление текста – диалога при письме.
1
20.05.26
66
Драматические импровизации, инсценировка диалога.
1
22.05.26
67
Драматические импровизации, инсценировка диалога.
1
26.05.26
68
Контрольная работа.
1
28.05.26
Итого
68
Содержание курса внеурочной деятельности
Материал учебного курса «Речь. Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:
▪ Слово
▪Предложение и словосочетание
▪ Текст
▪Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Наименование разделов
Содержание раздела
Речь
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст –монолог и текст –диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно –следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно –публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Культура общения
Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
ИТОГО
Материально-техническое обеспечение
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Наглядный материал.
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Раздаточный материал для занятий.
Дидактические игры.
Литература:
1. Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. / Л.В Горина. – М.: Знание, 2010.
2. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка./ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. – М.: Просвещение, 1991.
4. Зыкова, Татьяна Сергеевна Развитие речи : 3 кл. : учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений 7 вида : доп. М-вом образования и науки РФ / Т. С. Зыкова, З. Г. Кац, Л. И. Руленкова. - Москва : Просвещение, 2006.
5. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В.,. Зорина С.В Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015