kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа. "Школа развития речи детей с ОВЗ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана учителем-дефектологом, для дополнительных занятий с детьми ЗПР. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа. "Школа развития речи детей с ОВЗ".»










Рабочая программа

дополнительного образования

        на 2025 - 2026 уч.годы

курс  «Школа развития речи ОВЗ»

направление – общеинтеллектуальное.

4  класс

 

                                                       










Составитель:

Своевская И.А,

учитель-дефектолог

учитель начальных классов

 

  Красноярск 2025 г





Пояснительная записка

Рабочая программа, коррекционно-развивающего курса учителя - дефектолога «Речь. Школа развития речи» для 4 класса, детей с симптомом задержанного развития.  Составлена на основании  следующих нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 (приказ зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021  № 64100);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, в редакции от 08.11.2022 № 955);

  3. Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022  № 99);

  4. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022  № 1023);

  5. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2;

  6. Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи»- содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

  •                     обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

  1.                 Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2.                 Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3.                 Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

     Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя с 1-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.    

     Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

     Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

 Описание места курса дополнительного образования  в учебном плане              

«Речь. Школа развития речи» изучается детьми 9-12 лет. На курс «Речь. Школа развития речи» базисным учебным планом дополнительного образования образования выделяется 68 часов. Занятия проводятся два раза в неделю, во вторник и пятницу.

Ведущие формы и методы, технологии обучения.

          Ведущие формы определяются спецификой  курса дополнительного образования «Речь. Школа развития речи», методик, технологий и форм уроков, используемых в процессе обучения:

   1.Соревнования

   2.Исследовательские проекты

   3.Интеллектуальные игры

   4.Взаимопроверка

   5.Тестовые задания

   

     Методы обучения: объяснительно-иллюстративные; игра (деловая, ролевая, познавательная); беседа; метод проектов; экскурсия; решение ситуационных задач; викторина.

       Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровье сбережения:

      1.Информационно-коммуникационные технологии

      2.Проектная деятельность

      3.Здоровьесберегающие технологии

      4.Игровые технологии

      5.Групповые технологии

      6.Технологии  личностно-ориентированного обучения.


 Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

-осознание своей гражданской и национальной принадлежности;

-восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа, понимание ценности традиций своего народа, семейных отношений;

-осознание языка как основного средства мышления и общения людей, понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, особенностей народной русской речи;

-положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

-способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи; способность ориентироваться в понимании причин успешности и не успешности в учёбе;

-эмоционально-ценностное отношение к конкретным поступкам.

Учащийся получит возможность для формирования:

-чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

- эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении;

- личностного смысла учения, для определения дальнейшего образовательного маршрута;

-способности регулировать своё поведение в соответствии с изученными моральными нормами и этическими требованиями;

-способности понимать чувства других людей и сопереживать им;

-ответственного отношения к собственному здоровью, к окружающей среде.

Метапредметные результаты

Регулятивные

 Учащийся научится:

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

-в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Учащийся получит возможность научиться:

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные

 Учащийся научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

-использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

-выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Учащийся получит возможность научиться:

- вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться словарями, справочниками;

-строить рассуждения.

Коммуникативные

Учащийся научится:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

-участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

Учащийся получит возможность научиться:

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные

Речь. Техника и выразительность речи.

Учащийся научится:

- пользоваться монологом и диалогом как разновидностью речи;

- составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме; 

-читать выразительно, интонационно;

Учащийся получит возможность научиться:

 -самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения;

- импровизировать, инсценировать диалог;

-совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Слово.

Учащийся научится:

-определять лексическое значение слова;

-различать многозначные слова и омонимы, каламбуры.

-выделять прямое и переносное значение слова, тропы, сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика;

-выделять крылатые слова и выражения, пословицы, поговорки, афоризмы, иностранные заимствования, новые слова, канцеляризмы;

-пользоваться толковым словарем.

Учащийся получит возможность научиться:

- работать с лингвистическим словарем;

-определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; 

-отличать многозначные слова от омонимов;

-выделять в тексте стилистически окрашенные слова;

-определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Предложение и словосочетание.

Учащийся научится:

-различать простое и сложное предложение, предложение со сравнительным оборотом;

-редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Учащийся получит возможность научиться:

-составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью;

-интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Учащийся научится:

-определять тему, микротему, основную мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический);

-различать стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный;

-определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле;

-различать типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности;

-соотносить тип текста и стиль речи, связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.

Учащийся получит возможность научиться:

-определять средства связи предложений в тексте, временная соотнесенность глаголов;

-использовать глагольное временя в переносном значении;

-конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование;

-преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот;

-выделять композицию текста: завязка, развитие действия, кульминация, развязка;

-определять элементы  композиции, в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры;

-восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Культура общения.

Учащийся научится:

-употреблять волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение.

Учащийся получит возможность научиться:

-дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.


Название программы__Речь. Школа развития речи

Педагог _Своевская Ирина Александровна

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Текст. Определение темы текста.

1

 02.09.25

2

Текст. Определение темы текста. Текст повествование.

1

 05.09.25

3

Текст. Определение темы текста. Текст описание.

1

 09.09.25

4

Текст. Определение темы текста. Текст рассуждение.

1

 12.09.25

5

Текст. Определение типа текста.

1

16.09.25

6

Текст. Определение типа текста.

1

19.09.25

7

Текст. Определение главных и второстепенных героев текста.

1

23.09.25

8

Текст. Заполнение таблицы к тексту (главные герои текста), используя слова из текста.

1

26.09.25

9

Текст. Заполнение таблицы к тексту (главные герои текста), используя слова из текста.

1

07.10.25

10

Формы слова. Образование форм слова.

1

10.10.25

11

Формы слова. Образование форм слова.

1

14.10.25

12

Однокоренные слова. Образование однокоренных слов.

1

17.10.25

13

Однокоренные слова. Образование однокоренных слов.

1

21.10.25

14

Текст. Определение темы текста. Деление текста на части.

1

24.10.25

15

Текст. Определение темы текста. Деление текста на части.

1

07.11.25

16

Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части.

1

11.11.25

17

Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части.

1

14.11.25

18

Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части. Пересказ текста по плану.

1

18.11.25

19

Текст. Деление текста на части. Определение заголовка к каждой части. Пересказ текста по плану.

1

21.11.25

20

Синонимы.

1

25.11.25

21

Текст. Подбор синонимов к словам в тексте.

1

28.11.25

22

Антонимы.

1

02.12.25

23

Текст. Подбор антонимов к словам в тексте.

1

05.12.25

24

Омонимы.

1

09.12.25

25

Текст. Подбор омонимов к словам в тексте.

1

12.12.25

26

Повествовательные предложения. Определение повествовательных предложений в тексте.

1

16.12.25

27

Повествовательные предложения. Определение повествовательных предложений в тексте.

1

19.12.25

28

Вопросительные предложения. Определение вопросительных предложений в тексте.

1

23.12.25

29

Вопросительные предложения. Определение вопросительных предложений в тексте.

1

26.12.25

30

Побудительные предложения. Определение побудительных предложений в тексте.

1

30.12.25

31

Побудительные предложения. Определение побудительных предложений в тексте.

1

13.01.26

32

Текст. Восстановление порядка пунктов плана.

1

16.01.26

33

Текст. Восстановление порядка пунктов плана.

1

20.01.26

34

Текст. Стили текста.

1

23.01.26

35

Научный стиль текста.

1

27.01.26

36

Тексты. Выбор научного стиля текста.

1

30.01.26

37

Художественный стиль текста.

1

16.01.26

38

Тексты. Выбор художественного стиля текста.

1

03.02.26

39

Публицистический текст.

1

06.02.26

40

Тексты. Выбор публицистического стиля текста.

1

10.02.26

41

Текст. Опорные слова и ключевые предложения.

1

13.02.26

42

Текст. Опорные слова и ключевые предложения.

1

17.02.26

43

Текст. Вопросный план текста.

1

20.02.26

44

Текст. Вопросный план текста.

1

24.02.26

45

Текст. Цитатный план текста.

1

27.02.26

46

Текст. Цитатный план текста.

1

03.03.26

47

Текст. Картинный план текста.

1

06.03.26

48

Текст. Картинный план текста.

1

13.03.26

49

Текст. Мимический план текста.

1

17.03.26

50

Текст. Мимический план текста.

1

20.03.26

51

Описание природы по картине, с использованием вопросительного плана.

1

31.03.26

52

Описание животного с использованием картинного плана.

1

10.03.26

53

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.

1

03.04.26

54

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи.

1

07.04.26

55

Временная соотнесённость глаголов в тексте.

1

10.04.26

56

Временная соотнесённость глаголов в тексте.

1

14.04.26

57

Конструирование текста по заданной временной схеме.

1

17.04.26

58

Конструирование текста по заданной временной схеме.

1

21.04.26

59

Монолог. Составление текста монолога.

1

24.04.26

60

Монолог. Составление текста монолога.

1

28.04.26

61

Диалог. Составление текста диалога.

1

05.05.26

62

Диалог. Составление текста диалога.

1

12.05.26

63

Монолог. Составление текста монолога. Правильное составление текста – монолога при письме.

1

15.05.26

64

Диалог. Составление текста диалога. Правильное составление текста – диалога при письме.

1

19.05.26

65

Диалог. Составление текста диалога. Правильное составление текста – диалога при письме.

1

20.05.26

66

Драматические импровизации, инсценировка диалога.

1

22.05.26

67

Драматические импровизации, инсценировка диалога.

1

26.05.26

68

Контрольная работа.

1

28.05.26

Итого


68






Содержание курса внеурочной деятельности

Материал учебного курса «Речь. Школа развития речи» представлен в программе следующими содержательными линиями:

▪ Слово

▪Предложение и словосочетание

▪ Текст

▪Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Наименование разделов

Содержание раздела

Речь

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

 Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст –монолог и текст –диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет –сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения.


Предложение и словосочетание

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно –следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.


Текст

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно –публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Культура общения

Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

ИТОГО

 





Материально-техническое обеспечение

Тетради, ручки, карандаши.

Трафареты.

Наглядный материал.

Сигнальные карточки.

Разноцветные фишки, полоски для составления схем.

Разнообразный демонстрационный материал.

Серии сюжетных картин.

Раздаточный материал для занятий.

Дидактические игры.


Литература:

1. Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. / Л.В Горина. – М.: Знание, 2010.

2. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка./ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. – М.: Просвещение, 1991.

3. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2020.

4. Зыкова, Татьяна Сергеевна Развитие речи : 3 кл. : учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений 7 вида : доп. М-вом образования и науки РФ / Т. С. Зыкова, З. Г. Кац, Л. И. Руленкова.  - Москва : Просвещение, 2006. 

5. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В.,. Зорина С.В Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М.: ВЛАДОС, 2003.

6. Ефименкова  Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа. "Школа развития речи детей с ОВЗ".

Автор: Своевская Ирина Александровна

Дата: 02.10.2025

Номер свидетельства: 674971

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Изучение географии в школе детьми с ОВЗ"
    ["seo_title"] => string(48) "izuchieniie_ghieoghrafii_v_shkolie_diet_mi_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "348300"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476190943"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии."
    ["seo_title"] => string(146) "sotsializatsiia-i-rasshirieniie-vozmozhnostiei-dietiei-s-ovz-sriedstvami-kruzhkovoi-raboty-tieatral-no-kontsiertnoi-dieiatiel-nosti-skazkotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "257516"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448351626"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_vospitatelnaia_rabota_v_usloviiakh_shkoly_internata_dlia_detei_s_"
    ["file_id"] => string(6) "654721"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1723027672"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Рабочая адаптированная  программа  по «Письму и развитию речи» для  5  класса "
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-adaptirovannaia-proghramma-po-pis-mu-i-razvitiiu-riechi-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "133874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416592182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства