Смоленская обл., Починковский р-н, д. Прудки, Россия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ,ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СКАЗКОТЕРАПИИ
Matveenkova Marina Petrovna
SOGBOU "Pochinok special (correctional) boarding school VII-VIII of Species"
Smolensk region., Pochinok district, d. Prudkyy, Russia
SOCIALIZATION AND EMPOWERMENT OF CHILDREN WITH MEANS HIA KRUZHKOVA WORK THEATRE & KONTSERTNOYDEYATELNOSTI, SKAZKOTERAPII
В статье затрагивается тема формирования социальной адаптированной и гармонично развитой личности, расширения возможностей детей с ОВЗ. Прослеживается инклюзивный подход в работе воспитателя. Автором предложены некоторые формы используемы в работе.
Ключевые слова: социализация, инклюзивный подход, развитие
личности.
The article touches upon the formation of socially adapted and harmoniously developed personality, empowering children with HIA. Inclusive approach can be traced in the work of the educator. The author suggests some forms used in the work.
Keywords: socialization, inclusive approach, the development of
personality.
Школа и жизнь. Это извечная проблема стала актуальной в наши дни. Каким должно быть место школы в жизни ребенка. Особенно, если это школа, где обучаются и живут дети трудной судьбы. Современная жизнь требует воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся условиях. Дети должны уметь адаптироваться к жизни.
Каковы же особенности развития личности ребенка в условиях учреждений интернатного типа? Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться – вот далеко не полный перечень отклонений в развитии детей. Для оказания помощи проблемным детям, необходим комплекс разнообразных методов. Социализация – это процесс вхождения личности в жизнь современного общества. Школа не место подготовки ученика к жизни, школа – это центр приобретения жизненного опыта, социальный опыт – это один из главных.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему дошкольного и школьного детства: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, нарушением речи. Педагогическая поддержка, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения ко взрослым и детям.
Главная цель сопровождения ребенка – это обеспечение оптимального развития, успешная интеграция его в социум.
В этой статье дается краткую характеристику личности таких детей с ОВЗ и особенности работы с ними в современном образовательном пространстве, проведена мысль, что в руках педагогов достаточно возможностей для того, чтобы сделать из ребёнка с ОВЗ полноценную личность и просто счастливого человека. Отношение к такому ребёнку можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не набор знаний, накопленный за время обучения в школе. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важное место занимает проблема их социализации и интеграции в общество.
Принимая в школу детей, мы думаем о том, какой путь, какую траекторию развития пройдёт каждый ребенок, находясь в стенах нашего учреждения. Очень важно, чтобы ребенок, попав в новую среду, смог что-то преодолеть, чего не мог преодолеть раньше. А ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолевать приходится очень многое в своей жизни, начиная с преград физических и заканчивая отношением окружающих. И если ребенок имеет такую возможность в наших условиях, которые создаются специалистами, значит, у него открывается дальнейшая перспектива развития.
Кроме того, в процессе движения по своей траектории ребенок обязательно что-то должен приобрести: знания, друзей, опыт социального общения, коммуникативного общения, информационного общения, должен сделать элемент среды своим. И, наконец, приобретая что-то, ребенок обязательно должен попадать в ситуацию успеха. Этот успех может быть с виду маленьким: ребенок просто выезжает на коляске к доске и сам пишет мелом, или творит что-то своими руками. Но это потрясающее открытие для самого ребенка: он такой же, как все. С ним разговаривают, с ним общаются, с ним интересно. То есть не просто что-то делают, чтобы создать какие-то блага, а общаются именно ради общения, потому, что ребенок интересен как личность. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха.
В школе, функционирует много кружков дополнительного образования. Такие как: "Тестопластика","Настольный теннис","Резьба по дереву","Поделки из бисера","Чудо поетки","Бумагия", "Рукодельница","Мастерилка","Очумелые ручки","Бамагопластика". На занятиях кружковой деятельности в первую очередь мы налаживаем эмоциональный контакт с каждым ребёнком, на основе которого затем строится взаимодействие между педагогом и ребёнком и между детьми. Важно привить ребёнку умение взаимодействовать с окружающими, принимать поставленную задачу, положительно относиться к заданию.
Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих. В этот момент необходимо адекватно проанализировать успех и неудачи, подбодрить, похвалить, поддержать стремление делать и дальше самому, и находить собственные возможности делать ещё лучше.
Один из таких кружков "Бумажная фантазия". Учащиеся школы с огромным удовольствием посещают кружок. Бумага – один из первых материалов из которой дети начинают мастерить. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором. Создавая свои поделки из бумаги, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личные свойства, чувство прекрасного.
Кружковые занятия совместно посещают как дети с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющие их. Присутствие в группе особых детей не оказывает негативного воздействия на других. Наоборот, появляется желание помочь отстающим детям освоить действия, поддержать их, что создает в группе атмосферу доброжелательности.
Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребёнка с нарушениями развития, и если это удается, меняется его мировоззрение, мироощущение. Он видит результат своего труда, и, кроме того, этот результат видят окружающие его сверстники.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Очень важное направление деятельности как форма развития личности театрально-концертное. Это уникальная возможность социализации ребенка. Абсолютно все дети бывают на сцене - поют, танцуют, просто поддерживают друг друга, и в этой деятельности у детей возникает совершенно новый уровень взаимоотношений.
В роли ведущих концертных программ себя пробуют все, в том числе и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов и сверстников. Очень важно, что в концертных и постановочных программах взрослые участвуют вместе с детьми. Дети наглядно видят отношение взрослых в подготовке к выходу на сцену, наблюдают за тем, как педагоги тоже волнуются, и начинают ещё серьезнее относиться к этому процессу. Дети и взрослые волнуются друг за друга, поддерживают и словом, и взглядом.
Очень интересна методика "Сказкотерапия" как форма развития личности. Дети на примере поведения сказочных героев учатся справляться с возникающими у них сложностями, как правильно себя вести, если случилось что-то неприятное, что делать и как поднять себе настроение, чтобы было все хорошо, чтобы он мог улыбаться в этой жизни.
С каждым ребенком по своему легко и по своему, тяжело работать. Нет шаблонных детей, все исходит от проблемы ребенка.
Литература
1.Астапов В.М., Лебединская О.И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Детский практический психолог.2005№ 7.
2.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.
№ 2
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
Общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социализация и расширение возможностей детей с ОВЗ средствами кружковой работы, театрально-концертной деятельности, сказкотерапии.»
Смоленская обл., Починковский р-н, д. Прудки, Россия
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ,
ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СКАЗКОТЕРАПИИ
Matveenkova Marina Petrovna
SOGBOU "Pochinok special (correctional) boarding school VII-VIII of Species"
Smolensk region., Pochinok district, d. Prudkyy, Russia
SOCIALIZATION AND EMPOWERMENT OF CHILDREN WITH MEANS HIA KRUZHKOVA WORK THEATRE & KONTSERTNOYDEYATELNOSTI, SKAZKOTERAPII
В статье затрагивается тема формирования социальной адаптированной и гармонично развитой личности, расширения возможностей детей с ОВЗ. Прослеживается инклюзивный подход в работе воспитателя. Автором предложены некоторые формы используемы в работе.
Ключевые слова: социализация, инклюзивный подход, развитие
личности.
The article touches upon the formation of socially adapted and harmoniously developed personality, empowering children with HIA. Inclusive approach can be traced in the work of the educator. The author suggests some forms used in the work.
Keywords: socialization, inclusive approach, the development of
personality.
Школа и жизнь. Это извечная проблема стала актуальной в наши дни. Каким должно быть место школы в жизни ребенка. Особенно, если это школа, где обучаются и живут дети трудной судьбы. Современная жизнь требует воспитания личности, умеющей жить и работать в постоянно меняющихся условиях. Дети должны уметь адаптироваться к жизни.
Каковы же особенности развития личности ребенка в условиях учреждений интернатного типа? Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыков продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться – вот далеко не полный перечень отклонений в развитии детей. Для оказания помощи проблемным детям, необходим комплекс разнообразных методов. Социализация – это процесс вхождения личности в жизнь современного общества. Школа не место подготовки ученика к жизни, школа – это центр приобретения жизненного опыта, социальный опыт – это один из главных.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему дошкольного и школьного детства: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, нарушением речи. Педагогическая поддержка, сопровождение должны состоять в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения ко взрослым и детям.
Главная цель сопровождения ребенка – это обеспечение оптимального развития, успешная интеграция его в социум.
В этой статье дается краткую характеристику личности таких детей с ОВЗ и особенности работы с ними в современном образовательном пространстве, проведена мысль, что в руках педагогов достаточно возможностей для того, чтобы сделать из ребёнка с ОВЗ полноценную личность и просто счастливого человека. Отношение к такому ребёнку можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не набор знаний, накопленный за время обучения в школе. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важное место занимает проблема их социализации и интеграции в общество.
Принимая в школу детей, мы думаем о том, какой путь, какую траекторию развития пройдёт каждый ребенок, находясь в стенах нашего учреждения. Очень важно, чтобы ребенок, попав в новую среду, смог что-то преодолеть, чего не мог преодолеть раньше. А ребенку с ограниченными возможностями здоровья преодолевать приходится очень многое в своей жизни, начиная с преград физических и заканчивая отношением окружающих. И если ребенок имеет такую возможность в наших условиях, которые создаются специалистами, значит, у него открывается дальнейшая перспектива развития.
Кроме того, в процессе движения по своей траектории ребенок обязательно что-то должен приобрести: знания, друзей, опыт социального общения, коммуникативного общения, информационного общения, должен сделать элемент среды своим. И, наконец, приобретая что-то, ребенок обязательно должен попадать в ситуацию успеха. Этот успех может быть с виду маленьким: ребенок просто выезжает на коляске к доске и сам пишет мелом, или творит что-то своими руками. Но это потрясающее открытие для самого ребенка: он такой же, как все. С ним разговаривают, с ним общаются, с ним интересно. То есть не просто что-то делают, чтобы создать какие-то блага, а общаются именно ради общения, потому, что ребенок интересен как личность. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха.
В школе, функционирует много кружков дополнительного образования. Такие как: "Тестопластика","Настольный теннис","Резьба по дереву","Поделки из бисера","Чудо поетки","Бумагия", "Рукодельница","Мастерилка","Очумелые ручки","Бамагопластика". На занятиях кружковой деятельности в первую очередь мы налаживаем эмоциональный контакт с каждым ребёнком, на основе которого затем строится взаимодействие между педагогом и ребёнком и между детьми. Важно привить ребёнку умение взаимодействовать с окружающими, принимать поставленную задачу, положительно относиться к заданию.
Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих. В этот момент необходимо адекватно проанализировать успех и неудачи, подбодрить, похвалить, поддержать стремление делать и дальше самому, и находить собственные возможности делать ещё лучше.
Один из таких кружков "Бумажная фантазия". Учащиеся школы с огромным удовольствием посещают кружок. Бумага – один из первых материалов из которой дети начинают мастерить. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором. Создавая свои поделки из бумаги, ребёнок отражает в них своё понимание жизненных ценностей, свои личные свойства, чувство прекрасного.
Кружковые занятия совместно посещают как дети с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющие их. Присутствие в группе особых детей не оказывает негативного воздействия на других. Наоборот, появляется желание помочь отстающим детям освоить действия, поддержать их, что создает в группе атмосферу доброжелательности.
Возможность реализовать свой творческий потенциал особенно важна для ребёнка с нарушениями развития, и если это удается, меняется его мировоззрение, мироощущение. Он видит результат своего труда, и, кроме того, этот результат видят окружающие его сверстники.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Очень важное направление деятельности как форма развития личности театрально-концертное. Это уникальная возможность социализации ребенка. Абсолютно все дети бывают на сцене - поют, танцуют, просто поддерживают друг друга, и в этой деятельности у детей возникает совершенно новый уровень взаимоотношений.
В роли ведущих концертных программ себя пробуют все, в том числе и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов и сверстников. Очень важно, что в концертных и постановочных программах взрослые участвуют вместе с детьми. Дети наглядно видят отношение взрослых в подготовке к выходу на сцену, наблюдают за тем, как педагоги тоже волнуются, и начинают ещё серьезнее относиться к этому процессу. Дети и взрослые волнуются друг за друга, поддерживают и словом, и взглядом.
Очень интересна методика "Сказкотерапия" как форма развития личности. Дети на примере поведения сказочных героев учатся справляться с возникающими у них сложностями, как правильно себя вести, если случилось что-то неприятное, что делать и как поднять себе настроение, чтобы было все хорошо, чтобы он мог улыбаться в этой жизни.
С каждым ребенком по своему легко и по своему, тяжело работать. Нет шаблонных детей, все исходит от проблемы ребенка.
Литература
1.Астапов В.М., Лебединская О.И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Детский практический психолог.2005№ 7.
2.Мастюкова Е.М., Московкина А.Г., Что является наиболее важным в воспитании в семье ребенка с детским церебральным параличом? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 2
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного
Общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г.