kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                          «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

                                             ему пяти словам ― он будет долго и

                                                    напрасно мучиться, но свяжите двадцать

                                                   таких слов с картинками, и он их усвоит

                                                            на лету»

(К.Д. Ушинский)

          В рамках направления, обозначенного, как пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся, мной была выбран педагогический проект по теме «Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».

          Актуальность исследования данной темы обусловлена следующими факторами:

          ― количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% - 30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения;

          ― речь младших школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется ограниченным словарным запасом, фрагментарностью, аграмматизмом, а также довольно - таки низким уровнем информативности высказывания; характерны также следующие нарушения в фонетической стороне их речи: нечеткость произнесения звуков, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

          Практическая значимость данного исследования заключается в том, что именно мнемотехника является системой таких методов и приемов, которые обеспечивают успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие связной речи младших школьников с ОВЗ. Резервы мнемотехники многогранны ― доступность и простота; яркая ассоциативность; эмоциональный подъем, смена деятельности. Мнемонический прием разгружает информацию, способствуя легкому усвоению нового материала. Неоспоримым достоинством использования методов и приемов мнемотехники в целях развития речи в начальной школе является то, то мнемонические приемы значительно повышают интерес младшего школьника, его активность, стремление к овладению знаниями.

Цель педагогического проекта: разработать модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ.

Объект исследования: психолого - педагогические условия работы с младшими школьниками с ОВЗ.

Предмет исследования: модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ.

Гипотеза: для создания и реализации модели работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ необходимы следующие условия:

― создание нормативной и дидактической основы для организации работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― проведение диагностики уровня  психического развития у младших школьников;

― разработка Программы развития речи посредством мнемотехники у детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

― разработка методического обеспечения;

― создание условий для психолого - педагогической подготовки родителей.

Задачи:

― изучить психолого - педагогическую литературу и сформировать наиболее оптимальную модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― разработать Программу развития речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― обеспечить методическое сопровождение проекта;

― подготовить учителей к работе с младшими школьниками с ОВЗ и провести беседы с родителями по вопросам особенностей развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

― обновить нормативно - правовую базу по работе с детьми с ОВЗ.

Методы:

― теоретический метод, включающий изучение психолого -педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизацию и классификацию;

― экспериментальный метод, включающий наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент;

― статистический метод ― обработка полученных данных.

Сроки реализации педагогического проекта:

1) диагностико - организационный этап (1 год), включающий:

― создание нормативно - правовой базы;

― разработку диагностического комплекса, направленного на выявление уровня и особенностей психического развития у младших школьников, а также особенностей и специфики развития устной и письменной речи;

― исследование уровня и особенностей ОВЗ младших школьников, а также особенностей и специфики развития их речи посредством диагностического комплекса; 

― организация методического обеспечения;

2) организационно-практический этап (2 года), включающий:

― апробацию Программы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― мониторинг сформированности связной речи каждого ребенка;

― отработка педагогических приемов мнемотехники в целях развития речи у детей с ОВЗ;

― методическое сопровождение реализации Программы, обмен опытом с коллегами;

― отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

― психологическая, педагогическая, социальная, валеологическая поддержка детей с ОВЗ;

3) рефлексивно-обобщающий этап (1 год):

― анализ и обобщение результатов развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья;

― анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

― выявление проблем, появившихся в ходе реализации Программы, наиболее оптимальных путей их решения, корректировка Программы.

Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ:

1) координационное направление ― нормативное и дидактическое обеспечение; сотрудничество с психологом, логопедом;

2) диагностическое направление ― осуществление диагностики детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

3) развивающее направление ― создание условий для развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

4) информационное ― информирование родителей об особенностях развития связной речи детей с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

― обобщение и систематизация методов и приемов мнемотехники, способствующих развитию речи в младшем школьном возрасте;

― коррекция нарушений речи у младших школьников с ОВЗ посредством использования подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники;

― положительная динамика в развитии речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ, проявляющаяся в улучшении звукопроизношения; увеличении как активного, так и пассивного словарного запаса; повышении уровня информативности высказывания; снижении фрагментарности речи; повышении контактности детей.

Оценка эффективности проекта:

― предполагается, что практическое применение разработанной модели использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позволит значительно повысить уровень сформированности связной речи младших школьников, в частности, и успеваемости данных учащихся, в целом;

― думается важным отметить, что эффективность внедрения данного проекта можно определить не только и не столько повышением успеваемости младших школьников, сколько повышением интереса детей к личности преподавателя и к изучаемым предметам;

― представляется, что данный педагогический проект будет полезен в практической работе учителей начальных классов, работающих в коррекционной школе.

Таким образом, в заключение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в рамках направления «пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся» представляется, что именно использование в начальных классах коррекционной школы оптимально подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники позволяет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Конкабаева Ж.А. Использование приемов мнемотехники как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР на уроках чтения. / Ж.А. Конкабаева, Л.Н. Лиходедова. // Научный альманах. – 2016. - № 3-2 (17). – С. 183-186.

2. Пешкова В.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционно-педагогическое воздействие» для специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования: Учебно-методическое пособие. / В.Е. Пешкова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 72 с.

Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"»

МБОУ «Бардымская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»






Направление: Пространство выбора как механизмы решения проблем воспитания и социализации обучающихся (воспитанников)






ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




Модель использования мнемотехники в целях

развития связной речи младших школьников

с ограниченными возможностями здоровья











Автор проекта:

Рангулова Гульнара Миннехановна

учитель начальных классов







Барда, 2017

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам ― он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать

таких слов с картинками, и он их усвоит

на лету»

(К.Д. Ушинский)


В рамках направления, обозначенного, как пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся, мной была выбран педагогический проект по теме «Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».

Актуальность исследования данной темы обусловлена следующими факторами:

― количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% - 30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения;

― речь младших школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется ограниченным словарным запасом, фрагментарностью, аграмматизмом, а также довольно - таки низким уровнем информативности высказывания; характерны также следующие нарушения в фонетической стороне их речи: нечеткость произнесения звуков, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что именно мнемотехника является системой таких методов и приемов, которые обеспечивают успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие связной речи младших школьников с ОВЗ. Резервы мнемотехники многогранны ― доступность и простота; яркая ассоциативность; эмоциональный подъем, смена деятельности. Мнемонический прием разгружает информацию, способствуя легкому усвоению нового материала. Неоспоримым достоинством использования методов и приемов мнемотехники в целях развития речи в начальной школе является то, то мнемонические приемы значительно повышают интерес младшего школьника, его активность, стремление к овладению знаниями.

Цель педагогического проекта: разработать модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ.

Объект исследования: психолого - педагогические условия работы с младшими школьниками с ОВЗ.

Предмет исследования: модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ.

Гипотеза: для создания и реализации модели работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ необходимы следующие условия:

― создание нормативной и дидактической основы для организации работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― проведение диагностики уровня психического развития у младших школьников;

― разработка Программы развития речи посредством мнемотехники у детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

― разработка методического обеспечения;

― создание условий для психолого - педагогической подготовки родителей.

Задачи:

― изучить психолого - педагогическую литературу и сформировать наиболее оптимальную модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― разработать Программу развития речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― обеспечить методическое сопровождение проекта;

― подготовить учителей к работе с младшими школьниками с ОВЗ и провести беседы с родителями по вопросам особенностей развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

― обновить нормативно - правовую базу по работе с детьми с ОВЗ.

Методы:

― теоретический метод, включающий изучение психолого -педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизацию и классификацию;

― экспериментальный метод, включающий наблюдение, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент;

― статистический метод ― обработка полученных данных.

Сроки реализации педагогического проекта:

1) диагностико - организационный этап (1 год), включающий:

― создание нормативно - правовой базы;

― разработку диагностического комплекса, направленного на выявление уровня и особенностей психического развития у младших школьников, а также особенностей и специфики развития устной и письменной речи;

― исследование уровня и особенностей ОВЗ младших школьников, а также особенностей и специфики развития их речи посредством диагностического комплекса;

― организация методического обеспечения;

2) организационно-практический этап (2 года), включающий:

― апробацию Программы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;

― мониторинг сформированности связной речи каждого ребенка;

― отработка педагогических приемов мнемотехники в целях развития речи у детей с ОВЗ;

― методическое сопровождение реализации Программы, обмен опытом с коллегами;

― отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

― психологическая, педагогическая, социальная, валеологическая поддержка детей с ОВЗ;

3) рефлексивно-обобщающий этап (1 год):

― анализ и обобщение результатов развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья;

― анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

― выявление проблем, появившихся в ходе реализации Программы, наиболее оптимальных путей их решения, корректировка Программы.

Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ:

1) координационное направление ― нормативное и дидактическое обеспечение; сотрудничество с психологом, логопедом;

2) диагностическое направление ― осуществление диагностики детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

3) развивающее направление ― создание условий для развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;

4) информационное ― информирование родителей об особенностях развития связной речи детей с ОВЗ.

Ожидаемые результаты:

― обобщение и систематизация методов и приемов мнемотехники, способствующих развитию речи в младшем школьном возрасте;

― коррекция нарушений речи у младших школьников с ОВЗ посредством использования подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники;

― положительная динамика в развитии речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ, проявляющаяся в улучшении звукопроизношения; увеличении как активного, так и пассивного словарного запаса; повышении уровня информативности высказывания; снижении фрагментарности речи; повышении контактности детей.

Оценка эффективности проекта:

― предполагается, что практическое применение разработанной модели использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позволит значительно повысить уровень сформированности связной речи младших школьников, в частности, и успеваемости данных учащихся, в целом;

― думается важным отметить, что эффективность внедрения данного проекта можно определить не только и не столько повышением успеваемости младших школьников, сколько повышением интереса детей к личности преподавателя и к изучаемым предметам;

― представляется, что данный педагогический проект будет полезен в практической работе учителей начальных классов, работающих в коррекционной школе.

Таким образом, в заключение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в рамках направления «пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся» представляется, что именно использование в начальных классах коррекционной школы оптимально подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники позволяет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

1. Конкабаева Ж.А. Использование приемов мнемотехники как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР на уроках чтения. / Ж.А. Конкабаева, Л.Н. Лиходедова. // Научный альманах. – 2016. - № 3-2 (17). – С. 183-186.

2. Пешкова В.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционно-педагогическое воздействие» для специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования: Учебно-методическое пособие. / В.Е. Пешкова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 72 с.





5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рангулова Гульнара Миннехановна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415684

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства