ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам ― он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит
на лету»
(К.Д. Ушинский)
В рамках направления, обозначенного, как пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся, мной была выбран педагогический проект по теме «Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность исследования данной темы обусловлена следующими факторами:
― количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% - 30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения;
― речь младших школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется ограниченным словарным запасом, фрагментарностью, аграмматизмом, а также довольно - таки низким уровнем информативности высказывания; характерны также следующие нарушения в фонетической стороне их речи: нечеткость произнесения звуков, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что именно мнемотехника является системой таких методов и приемов, которые обеспечивают успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие связной речи младших школьников с ОВЗ. Резервы мнемотехники многогранны ― доступность и простота; яркая ассоциативность; эмоциональный подъем, смена деятельности. Мнемонический прием разгружает информацию, способствуя легкому усвоению нового материала. Неоспоримым достоинством использования методов и приемов мнемотехники в целях развития речи в начальной школе является то, то мнемонические приемы значительно повышают интерес младшего школьника, его активность, стремление к овладению знаниями.
Цель педагогического проекта: разработать модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования: психолого - педагогические условия работы с младшими школьниками с ОВЗ.
Предмет исследования: модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза: для создания и реализации модели работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ необходимы следующие условия:
― создание нормативной и дидактической основы для организации работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― проведение диагностики уровня психического развития у младших школьников;
― разработка Программы развития речи посредством мнемотехники у детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
― разработка методического обеспечения;
― создание условий для психолого - педагогической подготовки родителей.
Задачи:
― изучить психолого - педагогическую литературу и сформировать наиболее оптимальную модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― разработать Программу развития речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― обеспечить методическое сопровождение проекта;
― подготовить учителей к работе с младшими школьниками с ОВЗ и провести беседы с родителями по вопросам особенностей развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
― обновить нормативно - правовую базу по работе с детьми с ОВЗ.
Методы:
― теоретический метод, включающий изучение психолого -педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизацию и классификацию;
― статистический метод ― обработка полученных данных.
Сроки реализации педагогического проекта:
1) диагностико - организационный этап (1 год), включающий:
― создание нормативно - правовой базы;
― разработку диагностического комплекса, направленного на выявление уровня и особенностей психического развития у младших школьников, а также особенностей и специфики развития устной и письменной речи;
― исследование уровня и особенностей ОВЗ младших школьников, а также особенностей и специфики развития их речи посредством диагностического комплекса;
― организация методического обеспечения;
2) организационно-практический этап (2 года), включающий:
― апробацию Программы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― мониторинг сформированности связной речи каждого ребенка;
― отработка педагогических приемов мнемотехники в целях развития речи у детей с ОВЗ;
― методическое сопровождение реализации Программы, обмен опытом с коллегами;
― психологическая, педагогическая, социальная, валеологическая поддержка детей с ОВЗ;
3) рефлексивно-обобщающий этап (1 год):
― анализ и обобщение результатов развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья;
― анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
― выявление проблем, появившихся в ходе реализации Программы, наиболее оптимальных путей их решения, корректировка Программы.
Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ:
1) координационное направление ― нормативное и дидактическое обеспечение; сотрудничество с психологом, логопедом;
2) диагностическое направление ― осуществление диагностики детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
3) развивающее направление ― создание условий для развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
4) информационное ― информирование родителей об особенностях развития связной речи детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
― обобщение и систематизация методов и приемов мнемотехники, способствующих развитию речи в младшем школьном возрасте;
― коррекция нарушений речи у младших школьников с ОВЗ посредством использования подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники;
― положительная динамика в развитии речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ, проявляющаяся в улучшении звукопроизношения; увеличении как активного, так и пассивного словарного запаса; повышении уровня информативности высказывания; снижении фрагментарности речи; повышении контактности детей.
Оценка эффективности проекта:
― предполагается, что практическое применение разработанной модели использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позволит значительно повысить уровень сформированности связной речи младших школьников, в частности, и успеваемости данных учащихся, в целом;
― думается важным отметить, что эффективность внедрения данного проекта можно определить не только и не столько повышением успеваемости младших школьников, сколько повышением интереса детей к личности преподавателя и к изучаемым предметам;
― представляется, что данный педагогический проект будет полезен в практической работе учителей начальных классов, работающих в коррекционной школе.
Таким образом, в заключение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в рамках направления «пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся» представляется, что именно использование в начальных классах коррекционной школы оптимально подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники позволяет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Конкабаева Ж.А. Использование приемов мнемотехники как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР на уроках чтения. / Ж.А. Конкабаева, Л.Н. Лиходедова. // Научный альманах. – 2016. - № 3-2 (17). – С. 183-186.
2. Пешкова В.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционно-педагогическое воздействие» для специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования: Учебно-методическое пособие. / В.Е. Пешкова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 72 с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"»
Направление: Пространство выбора как механизмы решения проблем воспитания и социализации обучающихся (воспитанников)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Модель использования мнемотехники в целях
развития связной речи младших школьников
с ограниченными возможностями здоровья
Автор проекта:
Рангулова Гульнара Миннехановна
учитель начальных классов
Барда, 2017
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам ― он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит
на лету»
(К.Д. Ушинский)
В рамках направления, обозначенного, как пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся, мной была выбран педагогический проект по теме «Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Актуальность исследования данной темы обусловлена следующими факторами:
― количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах 20% - 30% общего числа детской популяции младшего школьного возраста. По данным Министерства образования РФ, 78% школьников нуждаются в специальных формах и методах обучения;
― речь младших школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется ограниченным словарным запасом, фрагментарностью, аграмматизмом, а также довольно - таки низким уровнем информативности высказывания; характерны также следующие нарушения в фонетической стороне их речи: нечеткость произнесения звуков, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что именно мнемотехника является системой таких методов и приемов, которые обеспечивают успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие связной речи младших школьников с ОВЗ. Резервы мнемотехники многогранны ― доступность и простота; яркая ассоциативность; эмоциональный подъем, смена деятельности. Мнемонический прием разгружает информацию, способствуя легкому усвоению нового материала. Неоспоримым достоинством использования методов и приемов мнемотехники в целях развития речи в начальной школе является то, то мнемонические приемы значительно повышают интерес младшего школьника, его активность, стремление к овладению знаниями.
Цель педагогического проекта: разработать модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ.
Объект исследования: психолого - педагогические условия работы с младшими школьниками с ОВЗ.
Предмет исследования: модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза: для создания и реализации модели работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ необходимы следующие условия:
― создание нормативной и дидактической основы для организации работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― проведение диагностики уровня психического развития у младших школьников;
― разработка Программы развития речи посредством мнемотехники у детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
― разработка методического обеспечения;
― создание условий для психолого - педагогической подготовки родителей.
Задачи:
― изучить психолого - педагогическую литературу и сформировать наиболее оптимальную модель работы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― разработать Программу развития речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― обеспечить методическое сопровождение проекта;
― подготовить учителей к работе с младшими школьниками с ОВЗ и провести беседы с родителями по вопросам особенностей развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
― обновить нормативно - правовую базу по работе с детьми с ОВЗ.
Методы:
― теоретический метод, включающий изучение психолого -педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизацию и классификацию;
― статистический метод ― обработка полученных данных.
Сроки реализации педагогического проекта:
1) диагностико - организационный этап (1 год), включающий:
― создание нормативно - правовой базы;
― разработку диагностического комплекса, направленного на выявление уровня и особенностей психического развития у младших школьников, а также особенностей и специфики развития устной и письменной речи;
― исследование уровня и особенностей ОВЗ младших школьников, а также особенностей и специфики развития их речи посредством диагностического комплекса;
― организация методического обеспечения;
2) организационно-практический этап (2 года), включающий:
― апробацию Программы по развитию речи с использованием мнемотехники у младших школьников с ОВЗ;
― мониторинг сформированности связной речи каждого ребенка;
― отработка педагогических приемов мнемотехники в целях развития речи у детей с ОВЗ;
― методическое сопровождение реализации Программы, обмен опытом с коллегами;
― психологическая, педагогическая, социальная, валеологическая поддержка детей с ОВЗ;
3) рефлексивно-обобщающий этап (1 год):
― анализ и обобщение результатов развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья;
― анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
― выявление проблем, появившихся в ходе реализации Программы, наиболее оптимальных путей их решения, корректировка Программы.
Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ОВЗ:
1) координационное направление ― нормативное и дидактическое обеспечение; сотрудничество с психологом, логопедом;
2) диагностическое направление ― осуществление диагностики детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
3) развивающее направление ― создание условий для развития речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ;
4) информационное ― информирование родителей об особенностях развития связной речи детей с ОВЗ.
Ожидаемые результаты:
― обобщение и систематизация методов и приемов мнемотехники, способствующих развитию речи в младшем школьном возрасте;
― коррекция нарушений речи у младших школьников с ОВЗ посредством использования подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники;
― положительная динамика в развитии речи детей младшего школьного возраста с ОВЗ, проявляющаяся в улучшении звукопроизношения; увеличении как активного, так и пассивного словарного запаса; повышении уровня информативности высказывания; снижении фрагментарности речи; повышении контактности детей.
Оценка эффективности проекта:
― предполагается, что практическое применение разработанной модели использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья позволит значительно повысить уровень сформированности связной речи младших школьников, в частности, и успеваемости данных учащихся, в целом;
― думается важным отметить, что эффективность внедрения данного проекта можно определить не только и не столько повышением успеваемости младших школьников, сколько повышением интереса детей к личности преподавателя и к изучаемым предметам;
― представляется, что данный педагогический проект будет полезен в практической работе учителей начальных классов, работающих в коррекционной школе.
Таким образом, в заключение, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что в рамках направления «пространство выбора как механизм решения проблем воспитания и социализации и обучения обучающихся» представляется, что именно использование в начальных классах коррекционной школы оптимально подобранного комплекса методов и приемов мнемотехники позволяет значительно повысить уровень сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста.
Список использованной литературы
1. Конкабаева Ж.А. Использование приемов мнемотехники как средство развития связной речи младших школьников с ЗПР на уроках чтения. / Ж.А. Конкабаева, Л.Н. Лиходедова. // Научный альманах. – 2016. - № 3-2 (17). – С. 183-186.
2. Пешкова В.Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционно-педагогическое воздействие» для специальности 031200 – Педагогика и методика начального образования: Учебно-методическое пособие. / В.Е. Пешкова. – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 72 с.