kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение географии в школе детьми с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение географии  в школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности  детей с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость. 
На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы. В  школе, где учатся дети с ОВЗ, система коррекционно-воспитательной работы подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Благодаря охранительному режиму, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся постоянно поддерживаются работоспособность и активность. 

 Необходимо использовать различные виды практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные коррекционные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, географической картой, а также алгоритмами, действия по следованию тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания географической номенклатуры, терминологии, условных знаков географической карты. Следовательно, главная цель коррекционных занятий – формирование готовности к восприятию сложных разделов программы.
Практические работы, проводимые в процессе коррекционных занятий, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках географии. Изучению природоведения в 5 классе должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся, более младших классов. (2, 3, 4 классы). 

 . Данные занятия делают акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ученик, составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий. 
Коррекционные занятия как одно из звеньев в формировании обобщенного представления о ближайшем окружении, низкая способность к самостоятельному обобщению воспринимаемых разрозненных предметов, установлению пространственных и причинно-следственных связей между ними. 
Организация ежедневных наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся, способствуя, в частности, развитию речи, представлений, внимания, наблюдательности. 
Для учащихся с ОВЗ  понятие «климат» очень сложно, но необходимо. Систематические наблюдения помогут им подойти к понятиям «погода», «климат», а главное, чтобы у учеников не создалось впечатление, что это одно и то же. 
 В своей деятельности использую различные формы педагогической работы: экскурсии в различные биогеоцинозы (луг, поле, лес, река) в разные сезоны; целевые прогулки за пределы школы (парк, улица), прогулки по территории школы; экскурсии в музей, на выставки, на предприятия; беседы-размышления. 
Разнообразны и методы коррекционных занятий: 

  • наблюдения во время экскурсий, прогулок
  • организованная деятельность школьников на занятиях в повседневной жизни, в игровой деятельности;
  • моделирование;
  • чтение природоведческой литературы;
  • труд на участке школы;
  • географические путешествия-сказки:
  • интеллектуальный марафон, КВН.

Эти формы и методы коррекционных занятий в определенной системе призваны способствовать решению одной из основных коррекционно-воспитательных задач вспомогательной школы – развитие речи и познавательных возможностей детей. Внеклассные коррекционные занятия ни в коей мере не повторяют формы работы на уроках. 
Во время бесед, экскурсий, занятий необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащихся искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними.  
Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоциями (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. После экскурсий обязательно провожу обобщающую беседу об увиденном. Собранный материал оформляем, лучшие работы идут на выставку. Материалы экскурсий в музеи и на предприятия оформляем в виде фотомонтажа.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности у детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. В программе выделены практические работы, а также сформулированы основ­ные требования к знаниям и умениям школьников.

 Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

 Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

 Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение слов. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

 Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Просмотр содержимого документа
«Изучение географии в школе детьми с ОВЗ»

Изучение географии в школе с детьми с ОВЗ.

Учитель высшей категории Садова Л.И.

КОУ ОО «Нарышкинская школа – интернат».

Изучение географии в школе имеет большое коррекционное значение. Географический материал в силу своего содержания способствует развитию наиболее слабых сторон познавательной деятельности детей с ОВЗ: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать наблюдаемые предметы, явления, понимать их причинно-следственную зависимость. 
На занятиях раскрывается определенная система коррекционно-воспитательной работы, включающая основные стороны учебно-воспитательного процесса: в ходе коррекционных занятий, экскурсий, внеклассной работы. 
В школе, где учатся дети с ОВЗ, система коррекционно-воспитательной работы подчинена основному требованию – коррекции, ослаблению дефектов развития аномального ребенка. Благодаря охранительному режиму, предъявлению посильных требований, правильному чередованию различных видов деятельности (игра, учение, экскурсия, наблюдение и т.д.), использованию необходимых психолого-педагогических средств и приемов, у учащихся постоянно поддерживаются работоспособность и активность. 

 Необходимо использовать различные виды практической деятельности. В некоторых случаях индивидуальные коррекционные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, географической картой, а также алгоритмами, действия по следованию тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания географической номенклатуры, терминологии, условных знаков географической карты. Следовательно, главная цель коррекционных занятий – формирование готовности к восприятию сложных разделов программы.
Практические работы, проводимые в процессе коррекционных занятий, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими устойчивыми навыками и умениями, которые они будут использовать в своей дальнейшей деятельности на уроках географии. Изучению природоведения в 5 классе должна предшествовать работа по формированию элементарных общегеографических понятий у учащихся, более младших классов. (2, 3, 4 классы). 

. Данные занятия делают акцент на личностно-ориентированный подход к каждому ученик , составлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений, местных условий. 
Коррекционные занятия как одно из звеньев в формировании обобщенного представления о ближайшем окружении, низкая способность к самостоятельному обобщению воспринимаемых разрозненных предметов, установлению пространственных и причинно-следственных связей между ними. 
Организация ежедневных наблюдений за изменениями погоды, привлечение внимания к характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого, поможет не только в правильном и более глубоком усвоении программного материала, но и будет максимально способствовать коррекции недостатков интеллектуального развития учащихся, способствуя, в частности, развитию речи, представлений, внимания, наблюдательности. 
Для учащихся с ОВЗ понятие «климат» очень сложно, но необходимо. Систематические наблюдения помогут им подойти к понятиям «погода», «климат», а главное, чтобы у учеников не создалось впечатление, что это одно и то же. 
В своей деятельности использую различные формы педагогической работы: экскурсии в различные биогеоцинозы (луг, поле, лес, река) в разные сезоны; целевые прогулки за пределы школы (парк, улица), прогулки по территории школы; экскурсии в музей, на выставки, на предприятия; беседы-размышления. 
Разнообразны и методы коррекционных занятий: 

  • наблюдения во время экскурсий, прогулок

  • организованная деятельность школьников на занятиях в повседневной жизни, в игровой деятельности;

  • моделирование;

  • чтение природоведческой литературы;

  • труд на участке школы;

  • географические путешествия-сказки:

  • интеллектуальный марафон, КВН.

Эти формы и методы коррекционных занятий в определенной системе призваны способствовать решению одной из основных коррекционно-воспитательных задач вспомогательной школы – развитие речи и познавательных возможностей детей. Внеклассные коррекционные занятия ни в коей мере не повторяют формы работы на уроках. 
Во время бесед, экскурсий, занятий необходимо найти правильный тон общения с учащимися, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности учащихся искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ними.
Замечено, что полученные знания, подкрепленные эмоциями (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго. После экскурсий обязательно провожу обобщающую беседу об увиденном. Собранный материал оформляем, лучшие работы идут на выставку. Материалы экскурсий в музеи и на предприятия оформляем в виде фотомонтажа.

Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности у детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. В программе выделены практические работы, а также сформулированы основ­ные требования к знаниям и умениям школьников.

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение слов. Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (проявления негативизма, развитие положительной мотивации учения).

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Коррекция устойчивости внимания.

Коррекция и развитие словесно-логического мышления.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).

Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция восприятия времени.


8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изучение географии в школе детьми с ОВЗ

Автор: Садова Любовь Игнатьевна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Программа туристско-краеведческого кружка "Ориентир" "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-turistsko-kraieviedchieskogho-kruzhka-oriientir"
    ["file_id"] => string(6) "230383"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442128687"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства