Доклад на тему: «Воспитательная работа в условиях школы – интерната для детей с ОВЗ»Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес. Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Специально организуемая педагогами деятельность во внеурочное время по формированию у воспитанников определенных качеств личности.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - Сенека.
Цель воспитания – усвоение учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.
Задачи:
1. Дать воспитанникам доступную сумму знаний, умений и навыков в процессе воспитательной работы по основным направлениям.
2. Коррекция и исправление нарушенных функций организма. Использование коррекционных задач, присущих только вспомогательной школе, которые исправляют развитие способностей детей.
3. Прививать любовь к родному краю, умению правильно оценивать окружающих. Воспитывать положительные качества, такие как: трудолюбие, аккуратность, настойчивость, умение работать в коллективе, уважение к людям труда.
Функции внеклассной работы:
- Обучающая
- Коррекционная
- Воспитывающая
Формы внеклассной работы делятся:
- по объекту воздействия: индивидуальные, групповые, массовые
-по направлениям и задачам воспитания: патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, этническое и т.д.
А в организации воспитательной работы пытаются решить их:
- Создать условия для коллективного творческого дела
- Создать творческую атмосферу в отряде: воспитание активности воспитанников, стремление к победе и умение проигрывать
- Воспитать у учащихся желания учиться, умения преодолевать трудности, достигать поставленные цели
- Выявить сильные, приоритетные стороны каждого ребёнка
Обязательное условие – каждый ребёнок в отряде должен иметь свой положительный статус. Воспитание и развитие учеников строить на позитиве. Активировать и пропагандировать приоритетные стороны личности.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова Виссариона Григорьевича Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё более большую значимость в наше время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.
Воспитание – это вхождение ребенка в современную ему культуру с помощью педагогов, вместе с педагогом.
Воспитание (англ.) – просвещение, дословно – вести вперед.
Воспитание является помощью, содействием учащимся в раскрытии ими своего личного потенциала, реализацией природных сил.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия, направленный на достижение заданной цели.
Воспитательный процесс обусловлен тем, что он динамичен, подвижен и изменчив.
Внеклассная работа — это организационные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время, для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся. Во внеклассной работе больше внимания, чем на уроках, можно уделить воспитанию и коррекции эмоционально-волевой сферы, нравственному развитию учащихся с недостатками интеллекта формированию коллективизма, трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, установлению более разносторонних связей с окружающей жизнью.
Занятия с учащимися с недостатками интеллекта в процессе внеклассной работы помогают педагогу успешнее решать стоящие перед школой образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.
Правильно организационная работа положительно влияет на развитие речи учащихся и усвоение ими норм речевого поведения.
Общая и главная задача внеклассной воспитательной работы школы заключается во всестороннем развитии учащихся с целью подготовки их к самостоятельной жизни и труду. Эта задача решается путем проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на смягчение недостатков развития умственно отсталых детей, на формирование их личности и социальную адаптацию. Именно целенаправленная и систематическая внеклассная воспитательная деятельность в наибольшей степени обеспечивает формирование и развитие личности.
Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное и досуговое время. Внеклассная работа — это организационные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой во внеурочное время, для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей учащихся. Во внеклассной работе больше внимания, чем на уроках, можно уделить воспитанию и коррекции эмоционально-волевой сферы, нравственному развитию учащихся с недостатками интеллекта формированию коллективизма, трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, установлению более разносторонних связей с окружающей жизнью.
Занятия с учащимися с недостатками интеллекта в процессе внеклассной работы помогают педагогу успешнее решать стоящие перед школой образовательные, коррекционные и воспитательные задачи.
Правильно организационная работа положительно влияет на развитие речи учащихся и усвоение ими норм речевого поведения.
В связи с тем, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в развитии практически отсутствует заинтересованность к внеклассной работе, когда требуются умственные действия и практические усилия, возникает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы по созданию первоначального интереса к ней. Для этого необходимо использовать наиболее увлекательные виды деятельности с широким кругом участников: беседы, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины, игры, экскурсии, оформление выставок, выпуск стенгазет и так далее.
В процессе внеклассной работы создаются условия для раскрепощения, творческого раскрытия личности школьника, поскольку он освобождается от страха перед ошибкой. Да и сам педагог более свободен в выборе содержания и форм занятий, организуя свою деятельность с учетом недоразвития познавательных процессов учащихся, и используя такие дидактические принципы обучения, как доступность, индивидуальный и дифференцированный подход, активность и осознанность своей деятельности. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не должны быть ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они должны чувствовать поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств.
Структура организации внеклассной работы в коррекционной школе должна быть направлена на развитие у учащихся осознанности своих действий, достаточной их мотивированности, что будет способствовать формированию активности и самостоятельности.
Разнообразные виды деятельности внеклассной работы способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя. Включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
Также разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность.
Основу этой деятельности составляет годовой курс традиционных дел:
- Праздник первого звонка.
- Творческая мастерская «Золотая осень» (конкурс осенних букетов, поделок из природного материала, рисунков и стенгазет)
- Концертная программа ко Дню учителя
- Трудовые десанты «Чистый четверг», «Чистый двор»
- Предметные месячники (конкурсы, викторины, игровые программы, экскурсии, выставки работ учащихся)
- Тематические воспитательные часы с направленностью:
- патриотизм и гражданственность («Я – патриот своей страны», «День памяти»)
- нравственность («Жизнь дана на добрые дела»);
- эстетика;
- мир моих увлечений;
- здоровый образ жизни («Безопасная дорога»);
- трудом славен человек («Все работы хороши, выбирай на вкус»)
- Международный женский день «8-марта»
- Праздник «День защитника Отечества»
- Праздник «День Победы»
- День Конституции
- Праздник школы «Последний звонок
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это высказывание К. Д. Ушинского является правилом для каждого воспитателя. Большую часть времени дети в специальных (коррекционных) учреждениях проводят, взаимодействуя с педагогом-воспитателем (от 1 до 8 часов в сутки). Отношение педагога-воспитателя специальных образовательных учреждений, умение его взаимодействовать с особым ребенком полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период пребывания их в интернате, но и в последующие годы.
Как воспитатель я планирую и провожу свою работу в соответствие с концепцией воспитательной работы. Моя главная задача - создать условия для того, чтобы каждый воспитанник успешно развивался в доступных для него видах деятельности.
Круг обязанностей воспитателя велик, но не менее велики и его возможности проявить себя в процессе выполнения каждой из них. Совершенно дополняя и во многом продолжая работу учителя, организую выполнение домашних заданий, провожу воспитательные часы, которые способствуют формированию личности ученика; под руководством логопеда продолжаю работу по исправлению речи детей; вместе с психологом, врачом и классными руководителями осуществляю коррекционно-воспитательную работу во внеурочное время.
Главный смысл воспитательной системы в отряде в том, чтобы создать комфортную для каждого воспитанника атмосферу, в которой он будет развиваться как личность и успешно усваивать знания. Важно научить воспитанников включаться в различные коллективные виды деятельности и совместно решать проблемы. Школа должна быть местом, где можно раскрыть свои способности, а для этого необходимо вести воспитательную работу в отряде, основанную на системном подходе.
Таким образом, роль внеклассной работы состоит в следующем:
- Повышение интереса учащихся к предмету.
- Расширение и углубление знаний.
- Развитие творческих способностей.
- Подготовка к трудовой деятельности.
- Развитие умений на практике применять свои знания.
Рассмотрим некоторые формы организации внеклассных мероприятий
Конкурсы рисунков. Проведение выставок.
Проведение экскурсий.
Экскурсии в музеи.
Коллективные Творческие Дела
Воспитательный час
Самоподготовка
Физминутка
Режимные моменты
Трудовые дела
Одной из важных форм воспитательной работы являются трудовые дела. Основная цель - воспитание у детей потребности трудиться. Ребята занимаются генеральной уборкой в отряде, благоустройством территории школьного двора, ремонтом книг. Через беседы и практические мероприятия приучаем детей к труду.
Чтение книг
Кружковая работа
Работа с родителями:
Заключение: Воспитательная работа в школе – это взаимосвязанный процесс, который создаётся педагогами, родителями, воспитанниками.