kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по финансовой граммотности для 4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по финансовой грамотности»

Рассмотрено

Руководитель МО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2018г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР лицея №15»

_____________/______________/

ФИО

«__»____________2018г.


Утверждаю

Директор

лицея № 15

________/Л.П.Иванюженко__/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2018г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Основы финансовой грамотности

для учащихся 2-4 класс





Составитель

учитель начальных классов

1 категории

Короза Л.Л.




Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2018 г.








2018



Содержание

Пояснительная записка……………………………………………..……..3

Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………….5

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности………………………………………..8

Тематическое планирование………………………………………………17

Перечень учебно-методического, информационного и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности…………….19

Приложения к программе………………………………………………...…23

















Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 2-4 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015).

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы, основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельно

Цель: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • формировать активную жизненную позицию;

  • развивать экономический образ мышления;

  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье и обществе.

Основные принципы реализации программы:

 научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии;


Рабочая программа предназначена для 2 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный год; для 3 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный год; для 4 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недель в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с Планом работы школы на 2018 – 2019 учебный

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 2-4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 34 часов во 2 классе, 34 часов в 3 классе и 34 часов в 4 классе. Итого всего по курсу за 3 года обучения – 102 часов.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности:


Планируемые результаты освоения курса «Финансовая грамотность».

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Так как данная программа относится к программам общеинтеолектуального направления, то формируется и предметные связи.

Предметные результаты изучения курса:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.


Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

2 класс

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Формы организации и видов деятельности проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, а так же творческая работа: постер, компьютерная презентация

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.

Компетенции

• Объяснять причины и приводить примеры обмена.

• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

• Описывать свойства товарных денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Приводить примеры первых монет.

Формы работы: Мозаика, «Один — два — вместе», Тестовые задания с открытым ответом.

Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет

от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать купюры и монеты.

• Сравнивать металлические и бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры, исследовательская деятельность,


Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Формы занятий: урок-практикум, дискуссия, обсуждение.


Тема 4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

• Описывать современные российские деньги.

• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

• Приводить примеры иностранных валют.

Формы занятий: ситуационная игра, образно-ролевые игры исследовательская деятельности.


3 класс

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам.Кредиты.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, кому и почему платят пособия.

• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Формы занятий: урок-практикум, дискуссия, обсуждение


Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

• Сравнивать покупки по степени необходимости.

• Различать планируемые и непредвиденные расходы.

• Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.


Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

• Объяснять, как управлять деньгами.

• Сравнивать доходы и расходы.

• Объяснять, как можно экономить.

• Составлять бюджет на простом примере.

Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения.

Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

• Сравнивать разные виды сбережений.


4 класс

1. Что такое деньги и какими они бывают

Тема 1. Как появились деньги.

Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.

Основные понятия

Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги.

Компетенции

• Объяснять выгоды обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами.

• Описывать ситуации, в которых используются деньги.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

Тема 2. История монет.

Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.

Основные понятия

Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка».

Компетенции

• Объяснять, почему появились монеты.

• Описывать устройство монеты.

• Приводить примеры первых монет.

• Описывать старинные российские деньги.

• Объяснять происхождение названий денег.

Формы занятий: Беседа, игровая деятельность, практические занятия.

Тема 3. Бумажные деньги.

Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.

Основные понятия

Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.

Компетенции

• Объяснять, почему появились бумажные деньги.

• Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег.

• Приводить примеры первых бумажных денег.

• Описывать первые российские бумажные деньги.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Формы занятий: занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.

Тема 4. Безналичные деньги.

Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.

Основные понятия

Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты.

Компетенции

• Сравнивать виды денег.

• Объяснять роль банков.

• Объяснять условия вкладов и кредитов.

• Рассчитывать проценты на простых примерах*.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Формы занятий: занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.

Тема 5. Валюты.

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.

Основные понятия

Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.

Компетенции

• Приводить примеры валют.

• Объяснять, что такое резервная валюта.

• Объяснять понятие валютного курса.

• Проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

Формы занятий: беседа, практические занятия, сюжетно- ролевая игра.

2. Из чего складываются доходы в семье

Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.

Основным источником дохода современного человека является за-

работная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность.

Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.

Основные понятия

Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.

Компетенции

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

Формы занятий: Беседа, практические занятия, мини-исследование

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

Тема 7. На что семьи тратят деньги.

Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.

Основные понятия

Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.

Компетенции

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие

решений о покупке.

• Составлять собственный план расходов.

Форма занятий: Беседа, практические занятия, экскурсия.

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал.

Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить проценты.

Основные понятия

Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.

Компетенции

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять последствия образования долгов.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

Формы занятий: Кейс(ситуации из реальной жизни с разработанными к ней вопросами),аукцион, мозговой штурм.





































Тематическое планирование 2 класс



Раздел

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Т

Пр.

1. Что такое деньги и откуда они взялись.


Что такое деньги

Как появились деньги. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов. Появление первых монет.

Первые монеты разных государств Обобщение по теме «Что такое деньги и откуда они взялись.»


7


2


•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов.

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

Устройство монеты.

Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Обобщение по теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок



5


3

УЗИ •овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов.

3. Какие деньги были раньше в России.

Занимательное моделирование. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Обобщение по теме «Какие деньги были раньше в России.»


5


1


овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе;

4. Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России.

Современные деньги мира.

Появление безналичных денег.

Безналичные деньги как информация на банковских счетах

Проведение безналичных расчётов.

Функции банкоматов.

Обобщение по теме «Современные деньги России и других стран.»

Обобщающее повторение за курс 2 класса


8


3

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов




25

9




Тематическое планирование 3 класс



Раздел

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Т.

П.

5. Откуда в семье деньги


Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.

Основной источник дохода современного человека

Отчего зависит размер заработной платы.

Пенсия. Стипендия. Пособие.

Денежный займ.

Мошенничество.

Обобщение по теме «Откуда в семье деньги.»


10


2

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой

семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; •проведение элементарных финансовых расчётов.

6. На что тратятся деньги

Обмен денег на товары и услуги.

Обязательные и необязательные расходы.

Сбережения.

Долги.

Обобщение по теме «На что тратятся деньги»


4


2

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки,

анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой

семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; •проведение элементарных финансовых расчётов.

7. Как умно управлять своими деньгами

Бюджет – план доходов и расходов.

Учёт доходов и расходов

Сравниваем доходы и расходы.

Способы экономии.

Обобщение по теме «Как умно управлять своими деньгами



4


2


овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой

семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; •проведение элементарных финансовых расчётов.

8. Как делать сбережение

Превышение доходов над расходами. Сбережения.

Вложения в банк или ценные бумаги.

Сравниваем разные виды сбережений.

Обобщение по теме «Как делать сбережения.»

Обобщающее повторение за курс 3 класса


6

4

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой

семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; •проведение элементарных финансовых расчётов.



14

10








Тематическое планирование 4 класс

Раздел

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Т

П

1. Что такое деньги и какими они бывают

Как появились деньги.

Товарные деньги.

Преимущества и недостатки разных видов товарных денег.

История монет.

Представление творческих работ.

Первые монеты на Руси.

Устройство монет.

Бумажные деньги.

Защита бумажных денег от подделок.

Безналичные деньги.

Принцип работы пластиковой карты.

Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах.

Представление результатов исследований.

Валюты.

Валютный курс.

Резервная валюта.

Проведение простых расчетов с использованием валютного курса.

Викторина по теме «Деньги».


13


7


Какие деньги были раньше в России. Современные деньги России и других стран. Повторение. 1 ч. УЗИ овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов. •знание источников доходов и направлений расходов семьи; •умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

•овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; •проведение элементарных финансовых расчётов.

2. Из чего складываются доходы в семье.

Откуда в семье берутся деньги.

Минимальный размер оплаты труда.

Дополнительные доходы.

Доходы нетрудоспособных лиц.


5




УЗИ •овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых

отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и функции денег; •проведение элементарных финансовых расчётов.

3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь

и как этого избежать.

На что семьи тратят деньги. Расходы.

Классификация расходов.

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.

Составление собственного плана расходов.


4


2


использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•представление о роли денег в семье и обществе;

•умение характеризовать виды и функции денег;

•проведение элементарных финансовых расчётов.

•знание источников доходов и направлений расходов семьи;

•умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой

семейный бюджет;

•определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал.

Как правильно планировать семейный бюджет.

Итоговая работа

Обзорный урок. Рефлексия

2

1

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

•развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; •понимание цели своих действий;

•умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

•понимание и правильное использование экономических терминов; •представление о роли денег в семье и обществе; •умение характеризовать виды и функции денег; •проведение

элементарных финансовых расчётов



24

10

















Перечень методического, информационного и материально-технического, обеспечения курса внеурочной деятельности

Библиотечный фонд

1. Программа по финансовой грамотности Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

2. «Финансовая грамотность» Материалы для учащихся. 2-3, 4 класс. В 2-х частях. С.Н. Федин Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014

3. «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

4. «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

5. «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2014

2. Печатные пособия

-словари; энциклопедии

- иллюстративный наглядный материал, фотографии.

3. Технические средства обучения

- компьютер, проектор,

- фотоаппарат;

- CD диски.

4. Интернет-источники

1. Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru

2. Уроки тётушки Совы- https://www.youtube.com/watch?v=LVI0-FuzbZA

3. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

4. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnalrabota-i-zarplata;

5. Портал «Профориентир» «Мир профессий» – http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php; 4.

6. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

Оборудование 1. Компьютер 2. Проектор























































Приложение

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса  вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.



Тематическое планирование

Тема

Дата

2 класс

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

1

Что такое деньги


2-3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.


4

Проблемы товарного обмена.


5

Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.


6

Свойства драгоценных металлов.


7

Появление первых монет.


8

Первые монеты разных государств


9

Обобщение по теме «Что такое деньги и откуда они взялись.»


Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

10

Устройство монеты.


11-12

Изобретение бумажных денег


13

Защита монет от подделок.


14

Современные монеты.


15-16

Способы защиты от подделок бумажных денег.


17

Обобщение по теме «Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.»


Тема 3. Какие деньги были раньше в России.

18-19

Древнерусские товарные деньги.


20-21

Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка».


22

Первые русские монеты.


23

Обобщение по теме «Какие деньги были раньше в России.»


Тема 4. Современные деньги России и других стран.

24

Современные деньги России.


25-26

Современные деньги мира.


27-28

Появление безналичных денег.


29

Безналичные деньги как информация на банковских счетах


30

Проведение безналичных расчётов.


31

Функции банкоматов.


32

Обобщение по теме «Современные деньги России и других стран.»


33-34

Обобщающее повторение за курс 2 класса


3 класс

Тема 5. Откуда в семье деньги.

1-2

Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад.


3-4

Основной источник дохода современного человека


5

Отчего зависит размер заработной платы.


6-7

Пенсия. Стипендия. Пособие.


8-9

Денежный займ.


10

Мошенничество.


11-12

Обобщение по теме «Откуда в семье деньги.»


Тема 6. На что тратятся деньги.

13

Обмен денег на товары и услуги.


14

Обязательные и необязательные расходы.


15

Сбережения.


16

Долги.


17-18

Обобщение по теме «На что тратятся деньги.»


Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

19

Бюджет – план доходов и расходов.


20

Учёт доходов и расходов


21

Сравниваем доходы и расходы.


22

Способы экономии.


23-24

Обобщение по теме «Как умно управлять своими деньгами.»


Тема 8. Как делать сбережения.

25-26

Превышение доходов над расходами. Сбережения.


27-28

Вложения в банк или ценные бумаги.


29-30

Сравниваем разные виды сбережений.


31-32

Обобщение по теме «Как делать сбережения.»


33-34

Обобщающее повторение за курс 3 класса


4 класс

1. Что такое деньги и какими они бывают

1-2

Как появились деньги.


3

Товарные деньги.


4

Преимущества и недостатки разных видов товарных денег.


5

История монет.


6

Представление творческих работ.


7

Первые монеты на Руси.


8

Устройство монет.


9

Бумажные деньги.


10-11

Защита бумажных денег от подделок.


12

Безналичные деньги.


13

Принцип работы пластиковой карты.


14

Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах.


15

Представление результатов исследований.


16

Валюты.


17

Валютный курс.


18

Резервная валюта.

19

Проведение простых расчетов с использованием валютного курса.


20

Викторина по теме «Деньги».


2. Из чего складываются доходы в семье.

21

Откуда в семье берутся деньги.


22

Минимальный размер оплаты труда.


23

Дополнительные доходы.


24-25

Доходы нетрудоспособных лиц.


3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь

и как этого избежать.

26

На что семьи тратят деньги. Расходы.


27-28

Классификация расходов.


29-30

Воздействие рекламы на принятие решений о покупке.


31

Составление собственного плана расходов.


4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,

чтобы он не пустовал.

32

Как правильно планировать семейный бюджет.


33

Итоговая работа


34

Обзорный урок. Рефлексия







15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по финансовой грамотности

Автор: Короза Лилия Леонидовна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Классный час. Презентация программы финансовой грамотности для детей и подростков «JA– Больше чем деньги» "
    ["seo_title"] => string(117) "klassnyi-chas-priezientatsiia-proghrammy-finansovoi-ghramotnosti-dlia-dietiei-i-podrostkov-ja-bol-shie-chiem-dien-ghi"
    ["file_id"] => string(6) "216429"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432983244"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Финансовая грамотность"
    ["seo_title"] => string(24) "finansovaia_gramotnost_1"
    ["file_id"] => string(6) "535085"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1578624010"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Финансовая грамотность на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(52) "finansovaia_gramotnost_na_urokakh_angliiskogo_iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "500231"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1550454449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_finansovaia_gramotnost_dlia_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "630112"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1682073643"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Комплексы практико-ориентированных заданий по модулю «Основы финансовой грамотности». ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ."
    ["seo_title"] => string(80) "kompleksy_praktiko_orientirovannykh_zadanii_po_moduliu_osnovy_finansovoi_gramotn"
    ["file_id"] => string(6) "632033"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684691562"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства