МБОУ «Падунская средняя общеобразовательная школа»
«Методическая разработка»
Летний отдых школьников
ПРОГУЛКА В ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ
Косневич Ирина Борисовна, учитель технологии и биологии
БОТАНИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА – ЭКСКУРСИЯ
Цель: формирование исследовательской деятельности подростков в области ботаники как необходимого компонента экологической компетентности.
Задачи:
1.Обеспечение субъект – субъектного взаимодействия подростков с природой;
2.Формирование экологического мировозрения и образования;
3.Формирование исследовательской деятельности в области ботаники;
4.Формирование умений и навыков поведения на природе.
Во время ботанической прогулки следует не только сообщить детям элементарные сведения о природе, но и предоставить им возможность на практике проверить некоторые теоретические знания, приобретенные в школе.
На прогулку мы возьмем с собой: карандаш, блокноты, цветной атлас растений, инвентарь для игр.
Мы не будем срывать охраняемые и редкие растения.
Не будем собирать для гербария ничего лишнего!
Не будем сбивать ногой грибы, которые мы не знаем!
Обратим своё внимание на: деревья, кусты, цветы, грибы, травы и т.д.
Прогулку по царству растений мы начнём с изучения карты, на которую, нанесены все природные заповедники нашей страны. С помощью заповедников государство охраняет редкие растения от исчезновения. Один из таких заповедников — вблизи лагеря, и мы совершим туда прогулку.
Каждому ребёнку раздаётся лист бумаги, чтобы в течение пяти минут написать на нем названия цветов, которые дети знают. Трое, написавшие названий больше всех, получают по два очка.
Недалеко от лагеря обнаружив грибы, можно провести небольшую исследовательскую работу. Например, мухомор (он яркий и заметный). Узнать за какое время о вырастет. Огородить это место и воткнуть рядом с мухомором линейку. На ней нужно будет делать контрольные отметки, чтобы проследить, как быстро растет гриб.
После записей игра, нужно быстрее всех определить названия цветов по картинкам (прострел, чистотел, душица, лилия - саранка, колокольчик, марьин корень).
На старой берёзе можно найти древесный гриб. На помощь снова приходит атлас, в котором приведены образцы наиболее распространенных представителей этой интересной группы растений. Они вырабатывают ферменты, которые разрушают дерево, что с точки зрения человека иногда вредно, а иногда полезно.
Цветы растений открываются и закрываются в определенном ритме, поэтому если не идет дождь, то вокруг нас всюду цветочные часы. Дети записывают в блокноты время, когда открываются и закрываются цветы некоторых растений.
Чтобы убедится в этом на практике, дети получают задание установить во время дежурства по лагерю время открывания и закрывания цветов шиповника, растущего вблизи ворот лагеря.
Затем можно собрать листья для гербария. А вечером заняться составлением гербария. А ещё можно сделать оттиски листьев.
Следующее задание. Рисунки с изображением цветов, стеблей и листьев были перемешаны, и нужно как можно быстрее подобрать к каждому цветку его стебель и листья.
Детей нужно ознакомить с правилами сбора грибов. Грибы надо собирать лишь те, которые хорошо знаешь. Признаки отравления грибами и способы оказания первой помощи в этом случае записать в блокноты.
Интересное о растениях-компасах, которые сами регулируют поступление к себе тепла, поворачивая листья по оси север - юг. Так, цветы подсолнечника поворачиваются за солнцем даже тогда, когда оно закрыто тучей.
Дети очень любят собирать букеты. Можно собрать букеты из обычных луговых цветов. Но принесённые цветы нельзя сразу ставить в вазу, так как в этом случае они быстро завяли: вначале в воде (чтобы в сосудистые пучки не попали пузырьки воздуха!) подрезать стебли острым ножом примерно на один сантиметр.
Подготовить небольшую выставку с названиями отдельных цветов.
ВИДЫ ЛИСТЬЕВ
ИЗГОТОВЛНИЕ ОТТИСКОВ ЛИСТЬЕВ
Листья нужно сушить между листами промокательной бумаги под грузом:
А) расправленные листья прикрепляют клейкой лентой к листу бумаги и надписывают;
Б) расправленные листья помещают между двух стёкол, края стёкол заклеивают изоляционной лентой и подвешивают полученную картину за петельку из бумажных ниток.
Простые листья делятся в зависимости от формы пластинки на:
К числу сложных листьев относят:
ВРЕДНЫЕ ГРИБЫ
Древесные грибы содержат высокоактивные ферменты, которые разрушают древесину.
Полезными считаются те виды древесных грибов, которые растут лишь на мертвом дереве. Некоторые из них разлагают отмершие ветки на здоровом дереве, другие растут на пнях, упавших деревьях и способствуют их разложению. К полезным древесным грибам относится, например, мерулиус дрожащий, стерум, эксидия, большинство видов крепидотуса. Пни разлагают трутовик пахучий, некоторые виды гифолом и опенок.
Вредными считаются те виды грибов, которые разлагают полезную древесину. К этой группе относятся: настоящий домовой гриб, опенок осенний обыкновенный, трутовик настоящий, кориолус волосистый, трутовик лучевой, корневая губка и многие другие.
ИГРЫ ДЛЯ БОТАНИКОВ
УГАДАЙ КАКОЙ ЦВЕТОК
Отряд делится на два звена. Ребята одного звена получают листки с изображением цветов, ребята другого — листки с их названиями. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех.
СЛЕПОЙ БОТАНИК
Несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названное растение игрок получает по очку.
КТО РАНЬШЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ
На листках бумаги пишем названия растений так, чтобы название рода было написано на одном листке, а название вида — на другом. Листки хорошо перемешаем. Отряд делим на два звена и даем им задание найти к соответствующему названию рода название вида, и наоборот. Выиграет то звено, которое сделает это раньше и правильнее.
СБОР ЛИСТЬЕВ
Напишем пять—десять названий деревьев или кустов, которые растут вблизи лагеря, а игроки в течение десяти минут должны принести их листья. Очко получает игрок, который за эти десять минут соберет больше всего требуемых листьев.
Список литературы
1. Поломис К. Дети в пионерском лагере: прогулки. Походы. Экскурсии / Пер с чеш. С. Д. Баранниковой; ил. З. Махитки. – М.: Профиздат, 1990. – 144 с.: ил.
2. http://si-sv.com/publ/4-1-0-119
3. http://d31mv.ru/instruktor-fzk/item
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прогулка в царство растений»
МБОУ «Падунская средняя общеобразовательная школа»
«Методическая разработка»
Летний отдых школьников
ПРОГУЛКА В ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ
Косневич Ирина Борисовна, учитель технологии и биологии
2015
БОТАНИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА – ЭКСКУРСИЯ
Цель: формирование исследовательской деятельности подростков в области ботаники как необходимого компонента экологической компетентности.
Задачи:
1.Обеспечение субъект – субъектного взаимодействия подростков с природой;
2.Формирование экологического мировозрения и образования;
3.Формирование исследовательской деятельности в области ботаники;
4.Формирование умений и навыков поведения на природе.
Во время ботанической прогулки следует не только сообщить детям элементарные сведения о природе, но и предоставить им возможность на практике проверить некоторые теоретические знания, приобретенные в школе.
На прогулку мы возьмем с собой: карандаш, блокноты, цветной атлас растений, инвентарь для игр.
Мы не будем срывать охраняемые и редкие растения.
Не будем собирать для гербария ничего лишнего!
Не будем сбивать ногой грибы, которые мы не знаем!
Обратим своё внимание на: деревья, кусты, цветы, грибы, травы и т.д.
Прогулку по царству растений мы начнём с изучения карты, на которую, нанесены все природные заповедники нашей страны. С помощью заповедников государство охраняет редкие растения от исчезновения. Один из таких заповедников — вблизи лагеря, и мы совершим туда прогулку.
Каждому ребёнку раздаётся лист бумаги, чтобы в течение пяти минут написать на нем названия цветов, которые дети знают. Трое, написавшие названий больше всех, получают по два очка.
Недалеко от лагеря обнаружив грибы, можно провести небольшую исследовательскую работу. Например, мухомор (он яркий и заметный). Узнать за какое время о вырастет. Огородить это место и воткнуть рядом с мухомором линейку. На ней нужно будет делать контрольные отметки, чтобы проследить, как быстро растет гриб.
После записей игра, нужно быстрее всех определить названия цветов по картинкам (прострел, чистотел, душица, лилия - саранка, колокольчик, марьин корень).
На старой берёзе можно найти древесный гриб. На помощь снова приходит атлас, в котором приведены образцы наиболее распространенных представителей этой интересной группы растений. Они вырабатывают ферменты, которые разрушают дерево, что с точки зрения человека иногда вредно, а иногда полезно.
Цветы растений открываются и закрываются в определенном ритме, поэтому если не идет дождь, то вокруг нас всюду цветочные часы. Дети записывают в блокноты время, когда открываются и закрываются цветы некоторых растений.
Чтобы убедится в этом на практике, дети получают задание установить во время дежурства по лагерю время открывания и закрывания цветов шиповника, растущего вблизи ворот лагеря.
Затем можно собрать листья для гербария. А вечером заняться составлением гербария. А ещё можно сделать оттиски листьев.
Следующее задание. Рисунки с изображением цветов, стеблей и листьев были перемешаны, и нужно как можно быстрее подобрать к каждому цветку его стебель и листья.
Детей нужно ознакомить с правилами сбора грибов. Грибы надо собирать лишь те, которые хорошо знаешь. Признаки отравления грибами и способы оказания первой помощи в этом случае записать в блокноты.
Интересное о растениях-компасах, которые сами регулируют поступление к себе тепла, поворачивая листья по оси север - юг. Так, цветы подсолнечника поворачиваются за солнцем даже тогда, когда оно закрыто тучей.
Дети очень любят собирать букеты. Можно собрать букеты из обычных луговых цветов. Но принесённые цветы нельзя сразу ставить в вазу, так как в этом случае они быстро завяли: вначале в воде (чтобы в сосудистые пучки не попали пузырьки воздуха!) подрезать стебли острым ножом примерно на один сантиметр.
Подготовить небольшую выставку с названиями отдельных цветов.
ВИДЫ ЛИСТЬЕВ
ИЗГОТОВЛНИЕ ОТТИСКОВ ЛИСТЬЕВ
Листья нужно сушить между листами промокательной бумаги под грузом:
А) расправленные листья прикрепляют клейкой лентой к листу бумаги и надписывают;
Б) расправленные листья помещают между двух стёкол, края стёкол заклеивают изоляционной лентой и подвешивают полученную картину за петельку из бумажных ниток.
Простые листья делятся в зависимости от формы пластинки на:
К числу сложных листьев относят:
ВРЕДНЫЕ ГРИБЫ
Древесные грибы содержат высокоактивные ферменты, которые разрушают древесину.
Полезными считаются те виды древесных грибов, которые растут лишь на мертвом дереве. Некоторые из них разлагают отмершие ветки на здоровом дереве, другие растут на пнях, упавших деревьях и способствуют их разложению. К полезным древесным грибам относится, например, мерулиус дрожащий, стерум, эксидия, большинство видов крепидотуса. Пни разлагают трутовик пахучий, некоторые виды гифолом и опенок.
Вредными считаются те виды грибов, которые разлагают полезную древесину. К этой группе относятся: настоящий домовой гриб, опенок осенний обыкновенный, трутовик настоящий, кориолус волосистый, трутовик лучевой, корневая губка и многие другие.
ИГРЫ ДЛЯ БОТАНИКОВ
УГАДАЙ КАКОЙ ЦВЕТОК
Отряд делится на два звена. Ребята одного звена получают листки с изображением цветов, ребята другого — листки с их названиями. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех.
СЛЕПОЙ БОТАНИК
Несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названное растение игрок получает по очку.
КТО РАНЬШЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ
На листках бумаги пишем названия растений так, чтобы название рода было написано на одном листке, а название вида — на другом. Листки хорошо перемешаем. Отряд делим на два звена и даем им задание найти к соответствующему названию рода название вида, и наоборот. Выиграет то звено, которое сделает это раньше и правильнее.
СБОР ЛИСТЬЕВ
Напишем пять—десять названий деревьев или кустов, которые растут вблизи лагеря, а игроки в течение десяти минут должны принести их листья. Очко получает игрок, который за эти десять минут соберет больше всего требуемых листьев.
Список литературы
Поломис К. Дети в пионерском лагере: прогулки. Походы. Экскурсии / Пер с чеш. С. Д. Баранниковой; ил. З. Махитки. – М.: Профиздат, 1990. – 144 с.: ил.