План-конспект урока по окружающему миру 3»Ю» класс
по теме: « В царстве грибов».
Цели: 1.Формирование у учащихся представление о грибах как особом царстве живой природы.
-
Развитие умений различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении.
-
Воспитание бережного отношения к природе вообще и к царству грибов в частности; правильного поведения в природе.
Задачи: 1. Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
2.Развивать внимание, память, мыслительные операции.
3. Осознавать ценности всех живых существ в природе.
Оборудование: компьютер, учебник» Окружающий мир» для 3 класса, сообщения о грибах, презентация.
Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания дети должны повторить дома признаки растений и животных и их отличия.
Форма проведения урока: урок-путешествие с элементами научного анализа.
План урока:
-
Организационный момент:
Приветствие-стихотворение.
-
Повторение пройденного материала:
О лесе.
О природе.
Различия живой и неживой природы.
Словесная игра на внимание.
Деление живой природы на два мира.
-
Сообщение темы и задач урока:
Загадка о грибе.
Задачи урока.
Тихая охота в лесу.
-
Изучение нового материала:
Грибы- особое царство природы.
Шляпочные грибы.
Строение шляпочных грибов.
Питание грибов.
Содружество(семейки) и дружба с определенными деревьями и кустарниками.
5.Физминутка.
6.Продолжение изучения нового материала.
Разнообразие грибов.
Где можно встретить грибы.
Картинки с разными грибами.
Красная книга и грибы в ней.
Плесневые, кефирные грибы и их польза.
Использование грибов в пищу человеком.
Правила сбора грибов.
Значение грибов.
Грибы съедобные и несъедобные.
Провокация нужны ли ядовитые грибы?
Письмо от доктора Пилюлькина о первой помощи при отравлениях грибами.
7.Подведение итогов урока:
Вопросы обобщающего характера.
Выставление отметок.
Прощание.
-
Организационный момент: Здравствуйте, ребята !Как вы себя чувствуете? Сейчас у нас будет урок « Окружающий мир».
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день-всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
-А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение мы сейчас улыбнемся друг другу.
До меня сигнал дошел,
Начинаем разговор.
2.Повторение пройденного материала:
-Мы сегодня отправляемся в воображаемое путешествие в лес. Но мы должны четко знать куда мы идем.
- Ребята, а что такое лес?(место, где много деревьев)
-Да это природное сообщество, где растут деревья, кустарники, травы,
живут разные животные.
-Какое значение имеет в природе лес?(дом для растений и животных, легкие планеты, источник воды и пищи).
-А для людей лес имеет какое значение? ( отдых, красота, пища, воздух, древесина, др)
-И так отправляемся в лес.А почему я не предлагаю идти с песней или с музыкой? ( нельзя шуметь в лесу, чтобы не вспугнуть его обитателей).
-А что такое природа? ( все- что нас окружает и не сделано человеком)
-На какие группы можно ее разделить( живая и неживая)
-Чем отличается живая природа?(дышит, питается,растет, размножается, умирает).
-Сейчас игра на внимание: я называю явление природы, если живая то мы хлопаем в ладошки, если неживая-молчим.
(радуга,дерево,трава,камни,птицы,звезды, звери)
-Молодцы, очень внимательно слушали и правильно отвечали.
-На какие два мира можно разделить живую природу? (мир животных и растений)
3.Сообщение темы урока:
-Во время лесной прогулки надо обратить внимание на загадку:
Землю пробуравил,
Корешок оставил.
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся. Что это такое? (гриб)
-Сегодня в лесу мы будем знакомиться с особым царством природы с грибами. Мы должны выяснить строение грибов, познакомимся где растут грибы, какие из них съедобные и ядовитые, как вести себя в случае отравления грибами.
-Существует целая наука о грибах, а называется она-МИКОЛОГИЯ!(микос-гриб, логос-наука)
_ А вам приходилось собирать грибы? (да)
- Какие грибы вам уже известны?( белый, лисички, опята, маслята, вешенки и другие)
_ Тогда предлагаю прослушать сообщение о грибах( о белом, мухоморе ).
-
Изучение нового материала:
-Грибы относятся к живой или неживой природе? (живая)
-Почему?(растут,умирают)
-К какому миру можно отнести грибы? (растения, растут на земле)
-А какие части растений нам известны? (корень, стебель,листья, цветы, плоды, семена)
-А у грибов? (нет)
-Тогда что? (животные)
-Нет грибы это не животные, это отдельный мир, царство грибов.
-Какая часть гриба упоминалась в загадке? (шляпка)
-А у твоих грибов есть шляпки? ( у белого и мухомора есть шляпки)
Существуют шляпочные грибы- у которых есть шляпка.
-А теперь посмотрим презентацию о грибах (до слайда 8 включительно)
- А как вы думаете:мы видим весь гриб, когда находим его в лесу? ( нет только его наземную часть)
- А что находится в земле? (грибница) По научному называется-мицелий.
-Грибница -это важная подземная часть гриба, именно она своими нитями всасывает питательные вещества из почвы для того, чтобы росло плодовое тело гриба на земле. Грибы не могут, как растения, сами вырабатывать питательные вещества, а всасывают воду с растворенными минеральными солями и питательными веществами из почвы с мертвыми остатками животных и растений. Это способствует разрушению остатков организмов и образованию перегноя.
- И так какое значение у нитей или грибницы ? (кормить плодовое тело)
-Какая роль плодового тела? ( в шляпке созревают грибные споры и разносятся ветром при созревании, образуя новые грибы)
-Что важнее? конечно грибница, без нее не смогло бы вырасти плодовое тело гриба.
- все грибники знают, что грибы растут семейками, потому что нити грибницы образуют целую сеть под землей или подземную паутину, а на ее сплетениях на верх пробиваются плодовые тела, когда создаются благоприятные условия для роста.
-Вопрос: Какие условия нужны грибам для роста? (питательные вещества, влага, тепло)
-А свет нужен грибам? (нет, грибы могут расти под деревьями и без света)
-А как грибы живут с растениями, дружат ли? Под каким деревом растет» дубовик»? (под дубом), а подосиновик? (под осиной), а подберезовик? (под березой). Грибы дружат только с теми растениями: кустарниками и деревьями, с которыми у них общая питательная среда- они помогают друг другу. Грибы при помощи грибницы помогают дереву всасывать из почвы воду и минеральные вещества, а взамен получают готовый сахар.
-
Предлагаю устроить привал и поискать грибочки: Физминутка
-Даня шел, шел, шел- белый гриб нашел!
Раз грибок, два грибок-положили их в кузовок.
-
А давайте посмотрим какие еще бывают грибы, кроме шляпочных.( презентация от слайда № 9 до конца.) -Есть грибы, у которых тела похожи на цветы, мячики,бокальчики, камни,рожки. Это: трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
-Есть грибы, которых совсем мало осталось на нашей земле и некоторые виды занесены в красную книгу России. Они нуждаются в особой охране. Это стр 113, зачитываю.
-Какая польза от грибов человеку? ( используем в пищу, делаем лекарство, перерабатывают молочную продукцию и др)
-Как правильно собирать грибы ? Стр 115 (зачитывает ученик)
-А все ли грибы можно употреблять в пищу? ( съедобные и несъедобные грибы) Съедобные-информация о белом, опенке осеннем и шампиньоне и ядовитых: желчный гриб, ложноопенок, бледная поганка стр 114.
-А как же поступать с грибами, которые могут навредить нашему здоровью? Не лучше ли их растоптать, уничтожить?( нет, они нужны лесным обитателям, животные ими лечатся)
_ Заповедь леса- все живое имеет право на жизнь! Любуйся их красотой. Они яркие,как бы говорят о себе -нельзя меня трогать.( мухомор)
-Ну, а если все же случилась беда. Кто поможет? ( только врач) И нам пришло письмо от доктора Пилюлькин
ПИСЬМО:
-
При грибном отравлении, даже легком надо вызвать « Скорую помощь» по телефону-03.
-
До прибытия врача пить холодную соленую воду маленькими глотками в большом количестве до появления рвоты.
-
Дать холодный крепкий чай, уложить в постель на живот, в ноги грелку.
-
Остатки грибов сохранить для исследования в лаборатории.
-
Собирать грибы только со взрослыми, есть детям не рекомендуется.
-Мы уже много узнали о грибах. Предлагаю составить схему о природе, ее царствах и месте грибов в этом мире.( самостоятельная работа) Отправляет сканированную схему.
7.Подведение итогов урока
-К какому царству относятся грибы? ( отдельное особое царство грибов)
-Какая часть самая важная у грибов? (грибница)
-Какие бывают грибы? (шляпочные, плесневые, трубчатые пластинчатые, съедобные и ядовитые)
-Посмотрите, как много мы узнали о таких, казалось бы, обыкновенных грибах! Наше путешествие подошло к концу.
Дома разгадаете кроссворд по теме « В царстве грибов».
Поработали на пять, Вот звенит уже звонок,
А теперь всем отдыхать! Всем спасибо за урок!