Конспект урока по окружающему миру "Царства живой природы"
Конспект урока по окружающему миру "Царства живой природы"
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода, ИКТ)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Тема урока: Царства живой природы.
Цель урока: сформировать понятие « природа» и « царства живой природы»
Задачи:
Образовательные: учить детей распознавать живую и неживую природу (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от рукотворных объектов); познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями; расширить знания детей о живой природе Земли и природе Самарского края; учить применять методы информационного поиска ( с помощью компьютерных средств).
Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать, сравнивать, наблюдать; развивать навыки работы в паре и группе.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; способствовать формированию бережного отношения к природе; прививать любовь к родному краю.
Оборудование: наглядная презентация к уроку, проектор, компьютер учителя, ноутбук ученика, картинки, схемы, тесты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир».
Ход урока:
I. Организационный момент. ( Слайд 1)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
II. Вводная часть.
Просмотр фрагмента фильма BBC « Природа» (Слайд 2)
( походу просмотра фрагмента фильма идет чтение учителем стихотворения Л. Дайнеко « Природа».)
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
1. Вхождение в тему урока
- А вы знакомы со словом « природа»? А что оно означает? ( Дети высказывают свои предположения).
-Какое слово зашифровано? ( РО ПРИ ДА) (Слайд 3)
- Тема нашего урока « Природа. Царства живой природы»
- Где можно найти значение слова « природа»? ( В толковом словаре или в Интернете).
- Давайте обратимся к словарю в Интернете, работая в паре.
-Что нужно для этого сделать? ( В поисковой системе задать слова
« природа определение» и полученный ответ прочитать).
( Слайд 4)
- Итак, природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.
- Подумайте, что из указанного у вас в карточке № 1(см. приложение), можно отнести к природе, а что создано человеком.
-Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к живой природе, а если этот объект создан руками человека, то кружок оставьте чистым. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой в паре)
( Слайд 5)
-Оцените свою работу (красная карточка – у меня все верно, зеленая карточка – у меня получилось, но есть 1-2 ошибки, желтая – мне нужно еще постараться)
2. Постановка проблемы (Слайд 6)
- К нам в гости пришел друг природы-Лесовичок. Он живет в прекрасном домике (на магнитной доске прикреплен домик, в стороне расставлены картинки с объектами живой и неживой природы)
-Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать? Мы с вами будем рисовать не красками, а уже готовыми объектами природы.
( Ученики, выходя к доске, располагают объекты природы на картине)
- Что украсило нашу картину? ( Природа)
-Вспомните, на какие группы делиться природа? ( Живая и неживая)
-Назовите объекты живой природы, а затем неживой. А мы все будем проверять.
- Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? ( Работа в паре на компьютере – выделение объектов живой природы и распределение признаков живой и неживой природы)
IV.Физминутка. Игра « Живое –неживое»
-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – вы стоите на месте. ( Дождь, снег, ворона, мальчик, белка, листик, гора, солнце, кузнечик, гром, роза.)
V. Работа по новой теме урока
-В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… нет, нет, не царь с царицей. Каждое из этих царств отдельное и особенное. Находятся они не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас. Это четыре царства живой природы.
-Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название. ( На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы»)
-Рассмотрите внимательно фотографии. Как, одним словом, можно назвать всех этих представителей живой природы? ( Животные) (Слайд 7)
-Первое царство « Животные» (открывается карточка на доске)
-Лесовичок приготовил вам задание. Посмотрите на карточку №2(см. приложение), которая находиться на ваших столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Самарской области. Для этого необходимо животных, которых вы выбрали, поместить на карту Самарской области. Используйте для этого стрелочки (Слайд 8)
-А теперь проверим. Поднимите карточки зеленого цвета, если у вас так, как на слайде. В наших лесах много животных. Наша задача их охранять.
-А мы с вами отправляемся на прогулку в лес. ( Показ фрагмента фильма
« Лес осенью», под музыку Вивальди).
-Ребята, а где мы сейчас побывали? ( В лесу)
-А что мы видели? ( Деревья, кустарники, травы)
-А как их можно назвать одним словом?
-Оказывается, мы ходили в царство « Растений» (открывается карточка на доске)
VI. Физминутка для глаз.
-Давайте мы продолжим прогулку по лесу. Только будьте внимательны. Если я покажу дерево, то вы смотрите вверх, если кустарник – вправо, если трава – влево, а если я покажу грибы - закрывайте глаза крепко. ( Слайд 8-12)
VII. Продолжение работы по теме урока
-Мы к лесной опушке вышли. Что мы видим? ( Грибы)
( На магнитной доске грибы и корзинка) Давайте соберем грибы. ( Учащиеся собирают грибы согласно стихотворению)
В лес осенней по тропинке.
Мы несем свои корзинки
Соберем грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы,
В ярко красные узоры.
Рыжик прячется в листочках.
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.
-А почему мы мухомор не взяли? ( Он не съедобный)
-Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?
-Догадались ли вы, в каком царстве мы побывали сейчас?
-Итак, это царство « Грибы» (открывается карточка на доске)
( Слайд 13)
- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство. ( Показ фрагмента мультфильма « Мойдодыр»)
-Кто написал эту сказку и как она называется? (К.Чуковский,
«Мойдодыр»)
-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?
-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. (Работа в паре на компьютере – рассмотрение бактерий грязи)
Именно они являются возбудителями многих болезней.
- Какие важные слова Мойдодыра нужно знать, чтобы не заболеть?
Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они используются для приготовления кефира, йогурта, творога, для выпечки хлебобулочных изделий.
-Какое же название имеет это царство?
-Это царство « Бактерии» (открывается карточка на доске)
-Вот мы и побывали в каждом из царств живой природы.
VIII.Закрепление нового материала (Слайд 14)
-Подведем итог всему изученному и составим кластер. Карточка №3(см. приложение), Групповая работа по 4 человека. Выступление групп.
-Ребята, а можно ли увидеть на нашей картине, которую мы нарисовали в начале урока, царство бактерий?
-А какие царства живой природы можно увидеть на нашей картине? (Слайд 15)
- А теперь каждая группа побудет шифровщиком. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок. А затем объекты живой природы распределить на царства, записав их в нужный столбик.
Красный – царство животных
Зеленый – царство растений
Желтый – царство грибов.
( А один из учащихся проставляет фишки разного цвета на картине)
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Царства живой природы" »
Конспект открытого урока
Автор: Базитова Оксана Месхутовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 167 г. о. Самара
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода, ИКТ)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Тема урока: Царства живой природы.
Цель урока: сформировать понятие « природа» и « царства живой природы»
Задачи:
Образовательные: учить детей распознавать живую и неживую природу (различие, краткая характеристика объектов живой и неживой природы, отличие от рукотворных объектов); познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями; расширить знания детей о живой природе Земли и природе Самарского края; учить применять методы информационного поиска ( с помощью компьютерных средств).
Развивающие: развивать умение анализировать полученную информацию, обобщать, сравнивать, наблюдать; развивать навыки работы в паре и группе.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; способствовать формированию бережного отношения к природе; прививать любовь к родному краю.
Оборудование: наглядная презентация к уроку, проектор, компьютер учителя, ноутбук ученика, картинки, схемы, тесты, мультимедийный учебник « Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир».
Ход урока:
I. Организационный момент. ( Слайд 1)
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Я думаю, и вы со мной в этом согласитесь, что улыбка, доброта, радость всегда помогают человеку. Так давайте, наш урок начнем с улыбки.
-Ребята, улыбнитесь друг другу.
II. Вводная часть.
Просмотр фрагмента фильма BBC « Природа» (Слайд 2)
( походу просмотра фрагмента фильма идет чтение учителем стихотворения Л. Дайнеко « Природа».)
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.
1. Вхождение в тему урока
- А вы знакомы со словом « природа»? А что оно означает? ( Дети высказывают свои предположения).
-Какое слово зашифровано? ( РО ПРИ ДА) (Слайд 3)
- Тема нашего урока « Природа. Царства живой природы»
- Где можно найти значение слова « природа»? ( В толковом словаре или в Интернете).
- Давайте обратимся к словарю в Интернете, работая в паре.
-Что нужно для этого сделать? ( В поисковой системе задать слова
« природа определение» и полученный ответ прочитать).
( Слайд 4)
- Итак, природа – это все, что нас окружает и не сделано руками человека.
- Подумайте, что из указанного у вас в карточке № 1(см. приложение), можно отнести к природе, а что создано человеком.
-Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к живой природе, а если этот объект создан руками человека, то кружок оставьте чистым. (Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой в паре)
( Слайд 5)
-Оцените свою работу (красная карточка – у меня все верно, зеленая карточка – у меня получилось, но есть 1-2 ошибки, желтая – мне нужно еще постараться)
2. Постановка проблемы (Слайд 6)
- К нам в гости пришел друг природы-Лесовичок. Он живет в прекрасном домике (на магнитной доске прикреплен домик, в стороне расставлены картинки с объектами живой и неживой природы)
-Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать? Мы с вами будем рисовать не красками, а уже готовыми объектами природы.
( Ученики, выходя к доске, располагают объекты природы на картине)
- Что украсило нашу картину? ( Природа)
-Вспомните, на какие группы делиться природа? ( Живая и неживая)
-Назовите объекты живой природы, а затем неживой. А мы все будем проверять.
- Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? ( Работа в паре на компьютере – выделение объектов живой природы и распределение признаков живой и неживой природы)
IV.Физминутка. Игра « Живое –неживое»
-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если объект неживой природы – вы стоите на месте. ( Дождь, снег, ворона, мальчик, белка, листик, гора, солнце, кузнечик, гром, роза.)
V. Работа по новой теме урока
-В некотором царстве, в некотором государстве жили – были… нет, нет, не царь с царицей. Каждое из этих царств отдельное и особенное. Находятся они не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас. Это четыре царства живой природы.
-Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ и дадим каждому царству название. ( На доске открывается карточка с надписью « Царства живой природы»)
-Рассмотрите внимательно фотографии. Как, одним словом, можно назвать всех этих представителей живой природы? ( Животные) (Слайд 7)
-Первое царство « Животные» (открывается карточка на доске)
-Лесовичок приготовил вам задание. Посмотрите на карточку №2(см. приложение), которая находиться на ваших столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Самарской области. Для этого необходимо животных, которых вы выбрали, поместить на карту Самарской области. Используйте для этого стрелочки (Слайд 8)
-А теперь проверим. Поднимите карточки зеленого цвета, если у вас так, как на слайде. В наших лесах много животных. Наша задача их охранять.
-А мы с вами отправляемся на прогулку в лес. ( Показ фрагмента фильма
« Лес осенью», под музыку Вивальди).
-Ребята, а где мы сейчас побывали? ( В лесу)
-А что мы видели? ( Деревья, кустарники, травы)
-А как их можно назвать одним словом?
-Оказывается, мы ходили в царство « Растений» (открывается карточка на доске)
VI. Физминутка для глаз.
-Давайте мы продолжим прогулку по лесу. Только будьте внимательны. Если я покажу дерево, то вы смотрите вверх, если кустарник – вправо, если трава – влево, а если я покажу грибы - закрывайте глаза крепко. ( Слайд 8-12)
VII. Продолжение работы по теме урока
-Мы к лесной опушке вышли. Что мы видим? ( Грибы)
( На магнитной доске грибы и корзинка) Давайте соберем грибы. ( Учащиеся собирают грибы согласно стихотворению)
В лес осенней по тропинке.
Мы несем свои корзинки
Соберем грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы,
В ярко красные узоры.
Рыжик прячется в листочках.
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.
-А почему мы мухомор не взяли? ( Он не съедобный)
-Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?
-Догадались ли вы, в каком царстве мы побывали сейчас?
-Итак, это царство « Грибы» (открывается карточка на доске)
( Слайд 13)
- А сейчас вам предстоит путешествие в самое необычное царство. ( Показ фрагмента мультфильма « Мойдодыр»)
-Кто написал эту сказку и как она называется? (К.Чуковский,
«Мойдодыр»)
-Почему все отвернулись и убежали от главного героя?
-Там где грязь, там и болезни. Если посмотреть через микроскоп, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. (Работа в паре на компьютере – рассмотрение бактерий грязи)
Именно они являются возбудителями многих болезней.
- Какие важные слова Мойдодыра нужно знать, чтобы не заболеть?
Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они используются для приготовления кефира, йогурта, творога, для выпечки хлебобулочных изделий.
-Какое же название имеет это царство?
-Это царство « Бактерии» (открывается карточка на доске)
-Вот мы и побывали в каждом из царств живой природы.
VIII.Закрепление нового материала (Слайд 14)
-Подведем итог всему изученному и составим кластер. Карточка №3(см. приложение), Групповая работа по 4 человека. Выступление групп.
-Ребята, а можно ли увидеть на нашей картине, которую мы нарисовали в начале урока, царство бактерий?
-А какие царства живой природы можно увидеть на нашей картине? (Слайд 15)
- А теперь каждая группа побудет шифровщиком. Ваша задача внимательно рассмотреть рисунок. А затем объекты живой природы распределить на царства, записав их в нужный столбик.
Красный – царство животных
Зеленый – царство растений
Желтый – царство грибов.
( А один из учащихся проставляет фишки разного цвета на картине)
- Если вы все поняли, то поднимите зеленую карточку.
-Если что-то осталось непонятным, то – красную.
-Если многое еще нужно узнать и повторить, то – желтую.
Карточка № 1 Поставьте в кружочке « галочку», если объект относится к живой природе, а если этот объект создан руками человека, то кружок оставьте чистым.
Карточка №2 Внимательно рассмотрите картинки и выберите тех, кто обитает в Самарской области. Для этого необходимо животных, которых вы выбрали, поместить на карту Самарской области. Используйте для этого стрелочки.