Урок на тему: «»Съедобные и несъедобные грибы»
Цели урока:
· дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы
· познакомить со строением грибов
· показать разнообразие грибов
· учить бережному отношению к природе
Мотивационный момент.
Каждый новый урок надо начинать с хорошим настроением. Улыбнемся друг другу и пожелаем доброго дня и радостного настроения.
- Сегодня, ребята, на уроке у нас гости, поприветствуем их.
-У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).
(1 слайд лес, музыка леса)
Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.
2. Актуализация опорных знаний (2 слайд)
- Посмотрите на этот лес. Какие царства живой природы вы видите?
- Живую природу делят на царства растений, животных, бактерий и грибов.
(3 слайд) царства живой природы
3. Формулирование темы, постановка цели.
- Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства учёные долгое время не могли отнести к ни, царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
(4 слайд Царство грибов)
Землю пробуравил
Грибницу оставил,
На ножке явился,
Шляпкой прикрылся.
- О чём идёт речь? (о грибах) А почему вы считаете, что это гриб? Докажите.
А как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока: В царстве грибов (щелкнуть слайд). Сегодня мы вспомним, что нам уже известно о грибах и узнаем много нового.
- А что бы вы хотели узнать об этом царстве?
- Итак, ребята, вы сами поставили цели урока. (Какое строение имеют грибы? - Какие они бывают?
- Как правильно собирать грибы?
- Какое значение имеют грибы?
- Узнать, какие грибы нужно охранять)
- На эти вопросы мы и будем искать ответы на этом уроке.
- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определённое место в природе. Одни грибы перерабатывают остатки живых организмов в перегной, другие являются лекарством для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.
а) Строение грибов.- Попробуйте в загадке найти части гриба. А сейчас работа в группах. На парте лежит рисунок гриба и название частей. Обозначьте каждую часть. А теперь проверим.
(5 слайд - строение грибов)
- А теперь давайте рассмотрим строение гриба
- В самом верху гриба? (шляпка)
- Что находится ниже? (Ножка)
- Шляпка и ножка называется плодовое тело.
- В шляпке созревают споры - это маленькие семена.
- Как называется подземная часть гриба? (грибница)
Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними.
Мы рассмотрели строение шляпочных грибов. Об остальных грибах вы узнаете в старших классах.
б) Классификация грибов
-А теперь предлагаю каждой группе собрать пазл (конв. 1)
-Какой гриб у вас получился? К какой группе его можно отнести?
- Значит, на какие 2 группы можно разделить грибы? (съедобные, несъедобные)
(6, 7 слайд) съедобные и несъедобные грибы
- Какие съедобные грибы вы знаете?
- Какие несъедобные грибы вы знаете?
- Возьмите коныерт под номером 2, первая группа выберите съедобные грибы, вторая группа- несъедобные грибы
Правила сбора грибов.
- А кто из вас знает, как собирать грибы?
- Найдите ответ в учебнике на стр. 115. Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.
- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?
- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?
- Почему нужно срезать грибы ножом?
- Почему нельзя собирать большие старые грибы?
- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?
А я снова предлагаю вам вернуться в наш лес и пособирать грибы.
(10 слайд)
- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали для прогулки по лесу. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем его. А если несъёдобный гриб, проходим мимо.
Сыроежка, подосиновик, желчный гриб, белый, подберёзовик, бледная поганка, груздь, волнушка, ложный опёнок.
- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.
Садитесь.
- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу.
Грибы, занесённые в Красную книгу.
- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.
Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.
(8, 9 слайд) (Красная книга)
- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)
- Эти грибы нуждаются в особой охране.
Мы с вами ребята продолжим работу, а нашим гостям я предлагаю пройти в кабинет.
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем сравнить их и сделать вывод.
- Открыли учебники стр.114
(11 слайд) Грибы - двойники (белый, желчный)
1) У самого ценного гриба- белого - есть опасный двойник - желчный. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по срезу)
- Желчный гриб не ядовитый, но очень горький и может испортить вкус блюда.
- По каким признакам нашли отличие? (по цвету, по срезу)
(12 слайд) Грибы - двойники (опята - ложные опята)
2)У осенних опят тоже есть двойник - ложный опёнок.(читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? ( по цвету, по запаху)
Ложный опёнок - ядовитый гриб.
- По какому признаку нашли отличие? (по запаху, по цвету, по кольцу)
(13 слайд) Грибы - двойники (шампиньон - бледная поганка)
3) Сравните шампиньон и бледную поганку. (читаем)
- Чем они похожи? (формой)
- Чем отличаются? (по цвету, по строению)
Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку. Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)
- По какому признаку нашли отличие? (по строению)
- Итак, на что необходимо обратить внимание при сборе грибов?
(14 слайд) Признаки отличия съедобных и несъедобных грибов (цвет, срез, запах, форма)
Значение грибов
Сказка
- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие.
(15, слайд деревья и грибы)
Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не у ходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали, лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали, быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.
- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос?
Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы подтвердить наши предположения.
Тема исследования: Почему деревьям плохо без грибов?
- Как вы думаете, грибы помогают расти деревьям? Это наша гипотеза.
Гипотеза: Предположим, что грибы помогают расти деревьям.
Цели: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.
(20 слайд)
Результаты исследования:
- Что получают грибы от деревьев?
1. Грибы получают от дерева питательные вещества.
- А давайте теперь предположим, что же деревья получают от грибов?
- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)
2. Корни деревьев всасывают воду и минеральные соли из земли.
- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастается)
- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?
3. Грибница доставляет воду корням деревьев из почвы.
- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? (грибы) Так, что ещё делает грибница?
4. Грибница перерабатывает остатки живых организмов.
- Грибы перерабатывают остатки живых организмов и образует перегной, очень нужный для деревьев.
- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?
(21 слайд вывод, гриб дерево)
Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.
- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.
Такая связь называется взаимной. Грибы и деревья взаимосвязаны или симбиоз.
- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).
Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.
Какой можно сделать вывод?
- Нужны ли грибы человеку? Зачем? (питаются)
- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.
Физминутка
Вот он гриб - боровик,
И красив он и велик.
Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.
Е). Закрепление нового материала.
А теперь давайте ответим на интересующие вас вопросы.
(23 слайд №5 повтор)
Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.
(24 слайд)
- Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.