Пояснительная записка Программа кружка «Умелые руки» создана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова и авторской программы «Художественное творчество» Т.Н.Просняковой. Программа переработана и составлена с учетом условий МКОУ Бергульской ООШ, апробирована в общеобразовательном учреждении и может быть использована педагогами дополнительного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью… Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка. Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности. Задачи: · закрепить уже приобретенные ранее знания, умения, навыки работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином; · формировать у школьников навыки проектной деятельности. · развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности. · мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации Программа внеурочной деятельности «Умелые руки» используется в начальной школе, начиная с 1-го класса. Программа рассчитана на 33 ч (1 ч в неделю). Программа дополняет и расширяет содержание тем предметной области «Технология», но не дублирует программный материал. Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: Познавательные: Общеучебные: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические : -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; - коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка результатов работы. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Предметные: 1)использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; 2)приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; 3)приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Сроки реализации программы Возраст учащихся – 7- 8 л Программа рассчитана на 1 год Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: принцип деятельности; принцип вариативности; принцип творчества. Основные формы организации деятельности на занятиях: -коллективная; -индивидуальная; - групповая. Формы контроля знаний Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:
-необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то; -исключить отрицательную оценку и результатов его действий; -сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей. Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям: качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом; степень самостоятельности; уровень творческой деятельности. Форма итоговой отчётности учащихся: 1) Защита проекта на «Празднике осени». 2) Защита проекта на празднике «Мама – солнышко моё». 3) Украшение класса к новому году. 4) Защита работ на литературном празднике. 5) Защита проекта на внеклассном мероприятии для начальных классов «Красный, жёлтый, зелёный» 6) Защита проекта на празднике «День семьи».
Программа имеет первый уровень результатов. Школьник знает и понимает общественную жизнь. Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимание социальной реальности и повседневной жизни. Учебно – тематический план № п/п | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации занятия | УУД, формирующиеся на данном занятии |
1.Путешествие по лесной тропинке (8ч) | 1. | | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | 1 | Групповая деятельность | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 2. | | Самостоятельная работа в группах: определение темы творческой работы, набросок эскиза. | 1 | Групповая деятельность | 3. | | Обрывная аппликация: листья, цветы, деревья | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность | 4. | | Обрывание по спирали «чудо-дерево» | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность | 5. | | Складывание гармошкой: разноцветные бабочки | 1 | Индивидуальная деятельность | 6. | | Оформление проекта «Путешествие по лесной тропинке» | 1 | Коллективная деятельность | 7. | | Подготовка к защите проекта. Разучивание осенних стихов. | 1 | Коллективная деятельность | 8. | | Защита проекта. Музыкальная композиция. | 1 | Коллективная деятельность |
2.Подарок маме (4ч) | 9. | | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 10. | | Самостоятельная работа в группах: изготовление цветов из салфеток. | 1 | Работа в парах и индивидуальная деятельность | 11. | | Самостоятельная работа в группах: изготовление листьев из салфеток. Оформление проекта. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность Коллективная деятельность | 12. | | Защита работы на празднике «Мама – солнышко моё!» | 1 | Коллективная деятельность |
3.Зимушка – зима (4ч) | 13. | | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 14. | | Работа в группах: аппликация из ткани, приклеенной на бумагу: ёлочки. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность | 15. | | Работа в группах: мозаика из ватных шариков. | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность | 16. | | Работа в группах: 1. Складывание бумаги способом оригами: Дед Мороз и Снегурочка 2.Украшение ёлочек Оформление проекта | 1 | Групповая и индивидуальная деятельность Коллективная деятельность | 4.Сказочная страна (4ч) | 17 | | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы. | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 18 | | Выполнение индивидуальных творческих работ: живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 | Индивидуальная деятельность | 19 | | Выполнение индивидуальных творческих работ: живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 1 | Индивидуальная деятельность | 20 | | Защита работ. Сочинение – описание любимого сказочного героя. Оформление альбома «Сказочная страна». | 1 | Индивидуальная деятельность Коллективная деятельность |
5.Азбука безопасности (5ч) | 21 | | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы, распределение на группы | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям . Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 22 | | Конструирование из готовых геометрических форм. Машины. | 1 | Индивидуальная деятельность | 23 | | Изготовление дорожных знаков. | 1 | Индивидуальная деятельность | 24 | | Изготовление многоэтажных домов. | 1 | Групповая деятельность | 25 | | Защита проекта на внеклассном мероприятии «Красный, жёлтый, зелёный» | 1 | Коллективная деятельность |
6. История моего имени (8 ч.) | 26 | | Мотивация к деятельности. | 1 | Коллективная деятельность | Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей. Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | 27 | | Способ вышивания крестом. Обучение. | | Индивидуальная деятельность | 28-31 |
| Вышивание своего имени. | 4 | Индивидуальная деятельность | 32 | | Оформление проекта в коллективную работу. | 1 | Коллективная деятельность | 33 | | Защита проекта на празднике «Моя семья» | 1 | Коллективная деятельность |
Методическое обеспечение программы № п/п | Перечень разделов, тем | Формы организации деятельности | Методы обучения | Дидактическое и техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов по основным разделам |
1.Путешествие по лесной тропинке. | 1. | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | Групповая деятельность. | Эмоциональное Стимулирование. Презентация занятия. ИКТ | Компьютер, проектор Презентация «Краски осени» | Коллективная творческая работа. Защита проекта на празднике осени. | 2. | Самостоятельная работа в группах: определение темы творческой работы, набросок эскиза. | Групповая и индивидуальная деятельность. | Работа в группах. | У каждой группы ватман, простые карандаши. | | 3. | Обрывная аппликация: листья, цветы, деревья. | Групповая и индивидуальная деятельность. | Самостоятельная работа: - воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Цветная бумага, ножницы, клей. | | 4. | Обрывание по спирали «чудо-дерево». | Индивидуальная деятельность | Проблемная демонстрация способа изготовления. Самостоятельная работа. | Цветная бумага, ножницы, клей. | | 5. | Складывание гармошкой: разноцветные бабочки. | Коллективная деятельность. | Самостоятельная работа: - воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Фантики, ножницы, нитки. | | 6. | Оформление проекта «Путешествие по лесной тропинке». | Коллективная деятельность. | Контроль и самоконтроль: шкала мнений. Игра «Чудесные превращения белого листа» | Ватман, выполненные работы. | | 7. | Подготовка к защите проекта. Разучивание осенних стихов и песен. | Коллективная деятельность. | Хоровое пение. Творческое задание. ИКТ | Компьютер, проектор, фонограммы песен, осенние стихи. | | 8. | Защита проекта. Музыкальная композиция. | Коллективная деятельность. | ИКТ Творческий отчёт. | Компьютер, проектор, фонограммы песен, осенние стихи. | |
2.Подарок маме. | 9. | Мотивация к деятельности. Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | Коллективная деятельность. | Эмоциональное стимулирование. Презентация занятия. ИКТ | Компьютер, проектор Презентация «История праздника». | Защита работа на празднике «Мама – солнышко моё!» | 10. | Самостоятельная работа в группах: изготовление цветов из салфеток. | Групповая и индивидуальная деятельность. | Самостоятельная работа: воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Альбомный лист, салфетки разного цвета, ножницы, клей. | | 11. | Самостоятельная работа в группах: изготовление листьев из салфеток. Оформление проекта. | Групповая и индивидуальная деятельность. Коллективная деятельность. | Самостоятельная работа: - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Альбомный лист, салфетки разного цвета, ножницы, клей. | | 12. | Защита работа на празднике «Мама – солнышко моё!» | Коллективная деятельность | Хоровое пение. Творческое задание. ИКТ | Компьютер, проектор, фонограммы песен. | |
3.Зимушка – зима. | 13 | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы, распределение работы по группам. | Коллективная деятельность. | Эмоциональное стимулирование. Презентация занятия. ИКТ | Компьютер, проектор Презентация «Зимушка-зима». | Оформление класса к новому году. | 14 | Работа в группах: аппликация из ткани, приклеенной на бумагу: ёлочки. | Групповая и индивидуальная деятельность | Самостоятельная работа: - воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Альбомный лист, ткань, клей, шаблон ёлочки. | | 15 | Работа в группах: мозаика из ватных шариков. | Групповая и индивидуальная деятельность Коллективная деятельность. | Самостоятельная работа: - воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Ватные шарики, клей. | | 16 | Работа в группах: 1. Складывание бумаги способом оригами: Дед Мороз и Снегурочка. 2.Украшение ёлочек Оформление проекта. | Коллективная деятельность. | Самостоятельная работа: - воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. Игра «Чудесные превращения ёлочки». | Цветная бумага, ножницы, клей. | |
4.Сказочная страна. | 17 | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы. | Коллективная деятельность. | Эмоциональное стимулирование. Презентация занятия. ИКТ | Компьютер, проектор Викторина «В гостях у сказки». | Защита работа на внеклассном мероприятии. Оформление альбома. | 18 | Выполнение индивидуальных творческих работ: живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Индивидуальная деятельност.ь | Самостоятельная работа: - воспроизведение способа деятельности, выполнения упражнений по образцу; - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Цветная бумага, ножницы, клей. | | 19 | Выполнение индивидуальных творческих работ: живописная мозаика из обрывных кусочков бумаги. | Индивидуальная деятельность | Самостоятельная работа: - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Цветная бумага, ножницы, клей. | | 20 | Защита работ. Сочинение – описание любимого сказочного героя. Оформление альбома «Сказочная страна». | Индивидуальная деятельность. Коллективная деятельность. | Творческое задание. | | |
5. Азбука безопасности. | 21 | Мотивация к деятельности Формулирование проблемы, распределение на группы | Коллективная деятельность. | Эмоциональное стимулирование Презентация занятия ИКТ | Компьютер, проектор Презентация «Красный, жёлтый, зелёный». | Коллективная творческая работа. Защита проекта на внеклассном мероприятии «Красный, жёлтый, зелёный». | 22 | Конструирование из готовых геометрических форм. Машины. | Индивидуальная деятельность. | Проблемная демонстрация способа изготовления. | Коробки разных размеров, цветная бумага, клей, ножницы. | | 23 | Изготовление дорожных знаков. | Индивидуальная деятельность. Коллективная деятельность. | Творческое задание. | Цветная бумага, клей, ножницы. | | 24 | Изготовление многоэтажных домов. | Коллективная деятельность. | Проблемная демонстрация способа изготовления | Цветная бумага, клей, ножницы. | | 25 | Защита проекта на внеклассном мероприятии «Красный, жёлтый, зелёный» | Коллективная деятельность. | ИКТ Творческое задание. | Компьютер, проектор, фонограммы песен. | |
6. История моего имени. | 26 | Мотивация к деятельности. | Коллективная деятельность. | Эмоциональное стимулирование. Презентация занятия. ИКТ. | Компьютер, проектор Презентация «Значение имён». | Защита проекта на празднике «Моя семья» | 27 | Способ вышивания крестом. Обучение. | Индивидуальная деятельность. | Проблемная демонстрация способа изготовления | Пяльцы, нитки, иголка, ножницы. | | 28 | Вышивание своего имени. | Индивидуальная деятельность. | Самостоятельная работа: - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Пяльцы, нитки, иголка, ножницы. | | 29 | Вышивание своего имени. | Индивидуальная деятельность. | Самостоятельная работа: - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Пяльцы, нитки, иголка, ножницы. | | 30 | Вышивание своего имени. | Индивидуальная деятельность. | Самостоятельная работа: - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Пяльцы, нитки, иголка, ножницы. | | 31 | Вышивание своего имени. | Индивидуальная деятельность. | Самостоятельная работа: - выполнение упражнений с применением того же способа, но требующего хотя бы не большого самостоятельного поиска, познавательной активности. | Пяльцы, нитки, иголка, ножницы. | | 32 | Оформление проекта в коллективную работу. | Коллективная деятельность. | Творческое задание. | Готовые работы. | | 33 | Защита проекта на празднике «Моя семья» | Коллективная деятельность. | Творческое задание. ИКТ. | Компьютер, проектор, фонограммы песен. | |
Ресурсы реализации программы: 1.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара, 2004 2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара, 2004 3. С.И.Хлебникова, Цирулик Н.А. Твори, выдумывай, пробуй! Самара, Издательство «Учебная литература». 4.Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество». 5.Проснякова Т.Н. «Цветы». Энциклопедия технологий прикладного творчества.Изд. «Фёдоров» Самара, 2007. 6.Проснякова Т.Н. «Деревья». Энциклопедия технологий прикладного творчества. Изд. «Фёдоров» Самара, 2007. 7.Проснякова Т.Н. «Бабочки». Энциклопедия технологий прикладного творчества.Изд. «Фёдоров» Самара, 2007. 8. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. – Самара, 2004. Издательство «Учебная литература». 9. Г.И.Долженко.100 поделок из бумаги- Ярославль: Академия развития, 2006 год. 10. Сайт «Страна Мастеров». 11.Сайт «Все для детей».
|