Программа
внеурочной деятельности
учащихся
кружка «Умелые руки».
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно-прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая - состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены
Курс кружка «Умелые руки» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Рабочая программа рассчитана для учащихся начальной школы. Занятия проводятся 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
Основные цели работы:
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
развитие:
- творчества;
- сенсорики, мелкой моторики рук;
- пространственного воображения;
- технического и логического мышления, глазомера;
- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
- начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
- опытом практической деятельности по созданию поделок;
- способами планирования и организации досуговой деятельности;
- навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
- уважительного отношения к результатам труда;
- интереса к творческой и досуговой деятельности;
- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
- Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.
- Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
- Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества на школьном и на более высоком уровне.
- Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и другое практическое применение своих умений и навыков.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке «Умелые руки»
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о таких понятиях, как конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.
2 год обучения.
№ п/п
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1
Вводное занятие.
1
1
-
2
Работа с бумагой и картоном.
30
4
26
3
Работа с тканью.
9
2
7
4
Работа с бросовым материалом.
7
1
6
5
Работа с пластилином.
11
2
9
6
Работа с природным материалом.
9
2
7
7
Итоговое занятие.
1
1
-
Итого:
68
13
55
Содержание:
- Вводное занятие.
- Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
- Работа с бумагой и картоном.
- Изготовление закладки по образцу.
- Знакомство с оригами.
- Изготовление аквариума с золотыми рыбками.
- Изготовление птиц.
- Изготовление коробочек и шкатулок.
- Симметричное вырезывание из листов бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
- Коллективное панно «Зимний лес».
- Изготовление аппликаций по образцу.
- Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
- Изготовление настольных игрушек (по образцу).
- Изготовление елочных гирлянд и игрушек.
- Изготовление карнавальных масок.
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
- Изготовление книжки-малышки.
- Работа с тканью.
- Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
- Знакомство и шитье мягкой игрушки.
- Изготовление рамки для фотографии.
- Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).
- Работа с бросовым материалом.
- Конструирование дома для сказочных героев.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок и спичных коробков.
- Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.
- Работа с пластилином.
- Лепка людей, животных, овощей (по образцу).
- Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).
- Лепка сказочного сервиза для Мальвины.
- Лепка русского пряника.
- Итоговое занятие.
- Подведение итогов. Проведение итогового контроля.