Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности
Развитие творческой одаренности на уроке и во внеурочной деятельности
Егоровская Ольга Валерьевна
учитель начальных классов
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Сегодня в число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи стал одним из основных направлений современного образования.
Что значит одаренный ребенок? Как определить степень его одаренности? Ж. Ламбрюйер говорил: «Людей совершенно тупых и глупых мало, недюженных и блестящих - еще меньше. Степень одаренности большинства людей колеблется между двумя этими крайностями».
Настоящее время в обычной массовой школе учатся дети разной степени одаренности в разных областях и, учитывая это, мы держим курс на развитие способностей всех детей: и тех, чья одаренность уже проявилась в той или иной области, и тех чья не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в их развитии. Исходя из этого, воспитательная работа направлена на создание условий для выявления способностей всех учащихся и их дальнейшее развитие.
Сегодня проблемой является то, что дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, так как не подозревают о наличии у них тех или иных природных задатков и способностей. Поэтому перед учителями стоит очень нелегкая задача: как можно точнее оценить творческий потенциал каждого ребенка, помочь ему пробиться на свет и дать возможность развиваться дальше в нужном русле.
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность.
Такую возможность предоставляет урок окружающего мира, на котором я использую метод проектов, причем, выбор темы зависит от желания учащихся. При этом придерживаюсь правила – в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
Так в третьем классе при изучении раздела «Как трудились наши предки», направленного на формирование представлений об историческом развитии трудовой деятельности наших предков, становлении российской науки, промышленности, ремесленничества, родился проект « Все профессии нужны, все профессии важны…». В ходе работы над проектом ребята поделились своими мыслями о важности и необходимости профессий сегодняшнего дня, познакомились с людьми разных профессий. Некоторые ученики рассказали о том, кем хотят стать в будущем и что для этого делают сейчас. А любители мастерить своими руками создали макет древней ладьи и рассказали о старинном ремесле строительства лодок.
Такая работа позволила третьеклассникам попробовать себя в разных областях: на некоторое время они превратились в историков-исследователей в поисках исторических сведений по вопросу, журналистов, собирающих и обрабатывающих материал, ремесленников, кораблестроителей, художников - оформителей… Итогом работы стал классный час – защита проекта. В процессе защиты творческого проекта каждый оттачивал свое ораторское мастерство, преодолевая постепенно боязнь публичных выступлений
При работе над проектом я не мешала ребятам проявлять свою фантазию, не требовала от них стандартного решения проблем, позволяла ошибаться, а потом давала возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, не объясняла всего учебного материала, давая детям радость самостоятельного поиска ответов на нужные вопросы.
На мой взгляд, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Но не каждый может выполнить ее индивидуально, поэтому многие ребята делали коллективные проекты или работали в парах Такая работа несет огромное воспитательной значение, ведь помимо саморазвития и самовоспитания способностей, дети сплачиваются, растёт взаимопонимание , ответственность и переживание за общее дело. Вместе с этим возрастает познавательная активность, самостоятельное творчество, желание поделиться своими идеями с другими. Так родились и другие проекты « Моя малая родина», « О братьях наших меньших», « Театр», « Моя семья».
Работая над проектом « Моя семья» , ребята изучали родословные своих семей, составляли гербы и девизы, писали сочинение « Моя семья», оформляли плакат « Папа, мама, я – дружная семья». Итогом этой большой, кропотливой работы стал проект - альбом под названием « Моя семья».
Но рамки учебного времени слишком малы, чтобы изучить интересующий материал с разных сторон, применяя творческий подход детей. Компенсировать это стало возможно через внеурочную деятельность, дающую возможность проявить больше самостоятельности и творчества, чаще переживать ситуацию успеха.
А это важно для любого ребенка, особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности , желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над коллективным проектом развиваются коммуникативные способности учащихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.
Сегодня в условиях реализации ФГОС внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образования и дает возможность организовать для учащихся 1 – 2 классов занятия по интересам. Одним из видов внеурочной деятельности для первоклассников нашей школы стал кружок « Умелые руки», объединивший ребят, проявляющих достаточно устойчивый интерес к конкретным видам деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей.
Для работы кружка «Умелые руки» была разработана авторская программа «Умелые руки. Лепка»
Из пластилина, задействовав свою фантазию и немного поработав пальцами, ребёнок может создать свою собственную «скульптуру». Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически, приобщает к искусству, закладывает основы изобразительной деятельности. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Работа кружка « Умелые руки» в 1 классе тесно связана с уроком окружающего мира, где первоклассники знакомятся с азами работы над проектом и учатся выполнять его. И первым проектом для них стал проект « Моя малая Родина».
На уроках окружающего мира обсуждались и выдвигались различные идеи по содержанию проекта, этапам работы над ним. Работа над проектом продолжалась целую четверть. В рамках проекта ученики на уроках окружающего мира изучали материалы учебника, во время работы кружка " Умелые руки" расширяли свои представления по теме, изготавливая практическое изделие, связанное с темой проекта. Но эта работа была бы не полной и малоэффективной без помощи и участия родителей, которые вместе с ребенком, не заменяя его, продолжали эту работу дома.
Работу над проектом «Моя малая Родина» в 1 классе можно представить в виде таблицы.
Урок «Окружающий мир»
Домашняя
работа
Кружок
«Умелые руки»
Урок, классный час
Что растет на клумбе?
Рассказ о любимом растении
«Цветочная поляна»
Панно
Выставка рисунков, поделок. Рассказы детей
Экскурсия Осенние изменения в природе
Сбор природного материала
Корзина с урожаем
Выставка поделок из природного материала
Город, где я живу
Экскурсия по городу, музеям
Волшебная птица - Феникс ( объемная фигура)
Рассказ о городе и его достопримечательностях (защита проектов)
Результатом такой кропотливой работы в первом классе стали выставки поделок и рисунков, демонстрирующие творческие способности ребят, ответы на уроках и защита проекта, где каждый смог продемонстрировать глубину своих знаний, коммуникативность, степень самостоятельности и творчества при выполнении работы. Каждый представил свое изделие - залог дальнейшего развития и успеха.
В чем же творчество? На мой взгляд, в том, что ученику при работе над проектом давались объяснения общего плана и разбирался способ изготовления и соединения основных деталей изделия. В остальном первоклассник должен был сам или вместе с родителями продолжить эту работу, внося в неё своё видение и творчество.
Для учеников начальной школы работа над проектами – это лишь начало большого и долгого пути, на котором им предстоит многое узнать и многому научиться, а мы, учителя, поможем им раскрыть и развить свои неизвестные способности. И пусть результаты еще не большие, но они есть и это самое главное:
Февраль 2012 Городской конкурс рисунков «Экология. Творчество. Дети» Ефременкова Дарья 3 класс - 3 место
Март 2012 Всероссийская викторина « Космический турнир» Музыко Михаил – 3место, Сидоренко Мария и Михеев Максим – 1 место ( 3класс)
Декабрь 2012 Большой всероссийский открытый творческий марафон для учащихся 1-11 классов « Пускай снежинка не растает, пока часы двенадцать бьют» Ефременковы Дарья и Александра ( 4 класс) – 1 место
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности »
Развитие творческой одаренности на уроке и во внеурочной деятельности
Егоровская Ольга Валерьевна
учитель начальных классов
Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Сегодня в число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи стал одним из основных направлений современного образования.
Что значит одаренный ребенок? Как определить степень его одаренности? Ж. Ламбрюйер говорил: «Людей совершенно тупых и глупых мало, недюженных и блестящих - еще меньше. Степень одаренности большинства людей колеблется между двумя этими крайностями».
Настоящее время в обычной массовой школе учатся дети разной степени одаренности в разных областях и, учитывая это, мы держим курс на развитие способностей всех детей: и тех, чья одаренность уже проявилась в той или иной области, и тех чья не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в их развитии. Исходя из этого, воспитательная работа направлена на создание условий для выявления способностей всех учащихся и их дальнейшее развитие.
Сегодня проблемой является то, что дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, так как не подозревают о наличии у них тех или иных природных задатков и способностей. Поэтому перед учителями стоит очень нелегкая задача: как можно точнее оценить творческий потенциал каждого ребенка, помочь ему пробиться на свет и дать возможность развиваться дальше в нужном русле.
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность.
Такую возможность предоставляет урок окружающего мира, на котором я использую метод проектов, причем, выбор темы зависит от желания учащихся. При этом придерживаюсь правила – в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
Так в третьем классе при изучении раздела «Как трудились наши предки», направленного на формирование представлений об историческом развитии трудовой деятельности наших предков, становлении российской науки, промышленности, ремесленничества, родился проект « Все профессии нужны, все профессии важны…». В ходе работы над проектом ребята поделились своими мыслями о важности и необходимости профессий сегодняшнего дня, познакомились с людьми разных профессий. Некоторые ученики рассказали о том, кем хотят стать в будущем и что для этого делают сейчас. А любители мастерить своими руками создали макет древней ладьи и рассказали о старинном ремесле строительства лодок.
Такая работа позволила третьеклассникам попробовать себя в разных областях: на некоторое время они превратились в историков-исследователей в поисках исторических сведений по вопросу, журналистов, собирающих и обрабатывающих материал, ремесленников, кораблестроителей, художников - оформителей… Итогом работы стал классный час – защита проекта. В процессе защиты творческого проекта каждый оттачивал свое ораторское мастерство, преодолевая постепенно боязнь публичных выступлений
При работе над проектом я не мешала ребятам проявлять свою фантазию, не требовала от них стандартного решения проблем, позволяла ошибаться, а потом давала возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, не объясняла всего учебного материала, давая детям радость самостоятельного поиска ответов на нужные вопросы.
На мой взгляд, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Но не каждый может выполнить ее индивидуально, поэтому многие ребята делали коллективные проекты или работали в парах Такая работа несет огромное воспитательной значение, ведь помимо саморазвития и самовоспитания способностей, дети сплачиваются, растёт взаимопонимание , ответственность и переживание за общее дело. Вместе с этим возрастает познавательная активность, самостоятельное творчество, желание поделиться своими идеями с другими. Так родились и другие проекты « Моя малая родина», « О братьях наших меньших», « Театр», « Моя семья».
Работая над проектом « Моя семья» , ребята изучали родословные своих семей, составляли гербы и девизы, писали сочинение « Моя семья», оформляли плакат « Папа, мама, я – дружная семья». Итогом этой большой, кропотливой работы стал проект - альбом под названием « Моя семья».
Но рамки учебного времени слишком малы, чтобы изучить интересующий материал с разных сторон, применяя творческий подход детей. Компенсировать это стало возможно через внеурочную деятельность, дающую возможность проявить больше самостоятельности и творчества, чаще переживать ситуацию успеха.
А это важно для любого ребенка, особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности , желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над коллективным проектом развиваются коммуникативные способности учащихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.
Сегодня в условиях реализации ФГОС внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образования и дает возможность организовать для учащихся 1 – 2 классов занятия по интересам. Одним из видов внеурочной деятельности для первоклассников нашей школы стал кружок « Умелые руки», объединивший ребят, проявляющих достаточно устойчивый интерес к конкретным видам деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей.
Для работы кружка «Умелые руки» была разработана авторская программа «Умелые руки. Лепка»
Из пластилина, задействовав свою фантазию и немного поработав пальцами, ребёнок может создать свою собственную «скульптуру». Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически, приобщает к искусству, закладывает основы изобразительной деятельности. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Работа кружка « Умелые руки» в 1 классе тесно связана с уроком окружающего мира, где первоклассники знакомятся с азами работы над проектом и учатся выполнять его. И первым проектом для них стал проект « Моя малая Родина».
На уроках окружающего мира обсуждались и выдвигались различные идеи по содержанию проекта, этапам работы над ним. Работа над проектом продолжалась целую четверть. В рамках проекта ученики на уроках окружающего мира изучали материалы учебника, во время работы кружка " Умелые руки" расширяли свои представления по теме, изготавливая практическое изделие, связанное с темой проекта. Но эта работа была бы не полной и малоэффективной без помощи и участия родителей, которые вместе с ребенком, не заменяя его, продолжали эту работу дома.
Работу над проектом «Моя малая Родина» в 1 классе можно представить в виде таблицы.
Урок «Окружающий мир»
Домашняя
работа
Кружок
«Умелые руки»
Урок, классный час
Что растет на клумбе?
Рассказ о любимом растении
«Цветочная поляна»
Панно
Выставка рисунков, поделок. Рассказы детей
Экскурсия Осенние изменения в природе
Сбор природного материала
Корзина с урожаем
Выставка поделок из природного материала
Город, где я живу
Экскурсия по городу, музеям
Волшебная птица - Феникс ( объемная фигура)
Рассказ о городе и его достопримечательностях (защита проектов)
Результатом такой кропотливой работы в первом классе стали выставки поделок и рисунков, демонстрирующие творческие способности ребят, ответы на уроках и защита проекта, где каждый смог продемонстрировать глубину своих знаний, коммуникативность, степень самостоятельности и творчества при выполнении работы. Каждый представил свое изделие - залог дальнейшего развития и успеха.
В чем же творчество? На мой взгляд, в том, что ученику при работе над проектом давались объяснения общего плана и разбирался способ изготовления и соединения основных деталей изделия. В остальном первоклассник должен был сам или вместе с родителями продолжить эту работу, внося в неё своё видение и творчество.
Для учеников начальной школы работа над проектами – это лишь начало большого и долгого пути, на котором им предстоит многое узнать и многому научиться, а мы, учителя, поможем им раскрыть и развить свои неизвестные способности. И пусть результаты еще не большие, но они есть и это самое главное:
Февраль 2012 Городской конкурс рисунков «Экология. Творчество. Дети» Ефременкова Дарья 3 класс - 3 место
Март 2012 Всероссийская викторина « Космический турнир» Музыко Михаил – 3место, Сидоренко Мария и Михеев Максим – 1 место ( 3класс)
Декабрь 2012 Большой всероссийский открытый творческий марафон для учащихся 1-11 классов « Пускай снежинка не растает, пока часы двенадцать бьют» Ефременковы Дарья и Александра ( 4 класс) – 1 место