Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки".
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки".
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей.
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 11-14 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей среднего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами программы являются:
-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
-формирование информационной грамотности современного школьника;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Занятия кружка должны быть тесно связаны с уроками труда, и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеет одни и те же цели:
-Всесторонне и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности;
-Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;
-Развитие трудовых умений, основ трудовой культуры, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
В процессе реализации программы должны быть решены следующие задачи формирования у детей УУД:
1. Метапредметные УУД: формирование политических знаний и экологической культуры; ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий.
2. Познавательные УУД: развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся; развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
3. Личностные УУД: воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; способствовать формированию у детей эколого– эстетической культуры и художественного вкуса; воспитание трудолюбия, выработка усидчивости, терпения, сосредоточенности; сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе.
Реализация поставленных задач осуществляется с помощью таблиц, инструкций по технологии изготовления изделий, по правилам техники безопасности при работе с разными видами инструментов (ножницы, игла, шило), технологические карты, эскизы работ, шаблоны, дополнительная литература с разнообразными видами поделок.
На занятиях широко используются игровые технологии, так как игра в жизни учащихся младшего возраста занимает особое место. Через игру происходит психологическая подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности, кружка "Умелые ручки". »
1.Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей.
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Особенности возрастной группы учащихся:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 11-14 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей среднего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
В связи с этим задачами программы являются:
-интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
-формирование информационной грамотности современного школьника;
-развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Занятия кружка должны быть тесно связаны с уроками труда, и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеет одни и те же цели:
-Всесторонне и гармоничное развитие детей в процессе их деятельности;
-Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики;
-Развитие трудовых умений, основ трудовой культуры, умения планировать и организовывать свою работу и работу товарищей.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
В процессе реализации программы должны быть решены следующие задачи формирования у детей УУД:
1. Метапредметные УУД:формирование политических знаний и экологической культуры; ознакомление с основами современного производства и сферы услуг; обеспечение учащимися возможности самопознания, изучения мира профессий.
2. Познавательные УУД: развитие творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления учащихся; развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи.
3. Личностные УУД: воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности; способствовать формированию у детей эколого– эстетической культуры и художественного вкуса; воспитание трудолюбия, выработка усидчивости, терпения, сосредоточенности; сформировать в коллективе дружеские доброжелательные отношения, основанные на взаимопомощи, товариществе.
Реализация поставленных задач осуществляется с помощью таблиц, инструкций по технологии изготовления изделий, по правилам техники безопасности при работе с разными видами инструментов (ножницы, игла, шило), технологические карты, эскизы работ, шаблоны, дополнительная литература с разнообразными видами поделок.
На занятиях широко используются игровые технологии, так как игра в жизни учащихся младшего возраста занимает особое место. Через игру происходит психологическая подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе.
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)
1-6
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
Гофрированная бумага, картон
7-10
Мозаика из ватных комочков.
Вата, картон
11-14
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Картон, цветная бумага
15-18
Многослойная аппликация.
Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (8 часов)
1-2
Мозаичная аппликация на стекле.
Пластилин, стекло
5-8
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто
IV. Поделки из гофрированной бумаги
(4 часа)
1-4
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Цветная бумага
3.Содержание программы
Программа кружка «Умелые ручки» предназначена для учащихся 5-7 класса и рассчитана на 34 часа (1 раза в неделю).
Программа включает в себя разделы:
1.Работа с природными материалами (4 часа)
Инструменты и приспособления для сбора и обработки природного материала. Техника безопасности при работе. Порядок создания занимательных игрушек, сувениров, панно, открыток, творческих проектов.
Практическая работа:выполнение творческих работ природного материала.
2.Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона. Техника безопасности при работе.Порядок создания занимательных игрушек, сувениров, панно из бумаги, картона, салфеток.
Практическая работа:выполнение творческих работ в техниках: оригами, квиллинг, торцевание, папье-маше, бумажный тоннель, гофротрубочка, выцинанка.
3.Работа с пластическими материалами (8 часов)
Инструменты и приспособления для работы с соленым тестом. Техника безопасности при работе. Порядок создания занимательных игрушек, сувениров, панно из соленого теста.
Практическая работа: выполнение творческих работ из соленого теста.
4.Поделки из гофрированной бумаги (4 часа)
Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона. Техника безопасности при работе. Порядок создания занимательных игрушек, сувениров, панно из гофрированной бумаги.
Практическая работа: выполнение творческих работ в различных техниках из гофрированной бумаги.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
5. Формы и виды контроля
Предполагается организация выставок по итогам изучения каждого блока программы, с подробным анализом результативности работы, ее качества и актуальности.
Организация конференций по итогам и защите проектов учащихся, проведение рекламных акций, мероприятий совместных с родителями учеников в целях сплочения коллектива и семьи в частности.
Организация экскурсий с целью расширения пространственных представлений, совершенствование умения наблюдать, делать выводы, воплощать идеи и полученный опыт на практике.
6. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.
II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)
1-6
6
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
Гофрированная бумага, картон
7-10
4
Мозаика из ватных комочков.
Вата, картон
11-14
4
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги
Пластилин, цветная бумага.
15-18
4
Многослойная аппликация.
Открытки, картинки, картон
III. Работа с пластическими материалами (8 часов)
1-2
2
Мозаичная аппликация на стекле.
Пластилин, стекло.
3-8
6
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто
III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа)
1-3
3
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага, картон
1
1
Итоговое занятие. Выставка «Чему мы научились»
Итого: 34 часа
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
____________ Кашка С.В.
28.08.2015 год а
Краснодарский край, Красноармейский район, хутор Трудобеликовский,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По внеурочной деятельности
Наименование: кружок «Умелые ручки»
Учитель: Зяблицкая Элла Сергеевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы Зяблицкой Э.С. утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 31.08.2015 года.
Планирование составлено на основе рабочей программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А. Утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 31.08.2015г. В соответствии с ФГОС основного общего образования.
Краснодарский край Красноармейский район хутор Трудобеликовский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 39
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31.08.2015 года ,протокол № 1
Председатель педсовета
_________________Захарова Н.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: тематическая
Наименование: кружок «Умелые ручки»
Срок реализации: 1 год (34 часа), 1 час в неделю
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Учитель: Зяблицкая Элла Сергеевна
Программа составлена на основе рабочей программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. и авторской программы педагога Мартьяновой С. А. Утвержденной решением педагогического совета протокол №1 от 31.08.2015г. В соответствии с ФГОС основного общего образования.