Программа гражданско-патриотического воспитания школьников
"Я - Гражданин"
Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности,
для твоих удовольствий, для твоего благополучия.
Гельвеций
Пояснительная записка.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков.
Каждый из нас в течение жизни играет множество самых разных ролей – от сугубо личных, интимных (дети, родители, супруги) до общественных, публичных. Количество этих ролей у каждого человека индивидуально, но мало кто из нас может максимально проявить себя, попробовать все, что предлагает ему жизнь.
Однако существуют обязательные функции, выполнение которых кажется неизбежным - все мы учимся в школе, ходим в магазин, смотрим фильмы и так далее. Одной из таких «врожденных» ролей является наша роль гражданина, ведь мы рождаемся в определенной стране, и с этого момента являемся ее гражданами. Так, в Конституции Российской Федерации записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Я гражданин!" »
Паспорт программы
Название программы: «Я - гражданин»
Направление программы: патриотическое воспитание
Название ОУ, представляющего проект: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Сроки реализации: 2 года (2013-2015 гг.)
Возраст участников программы: 14-16 лет
Нормативно - правовые основы Программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795);
- Программа по созданию условий для воспитания школьников Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы (утверждённая постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 8 ноября 2011 года №1534)
- Конвенция ООН «О правах ребенка»;
- Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16);
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16);
- Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение ,2009.
Ф.И.О. автора программы: Голуб Екатерина Владимировна
Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Я - Гражданин"
Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия. Гельвеций
Пояснительная записка.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков.
Каждый из нас в течение жизни играет множество самых разных ролей – от сугубо личных, интимных (дети, родители, супруги) до общественных, публичных. Количество этих ролей у каждого человека индивидуально, но мало кто из нас может максимально проявить себя, попробовать все, что предлагает ему жизнь. Однако существуют обязательные функции, выполнение которых кажется неизбежным - все мы учимся в школе, ходим в магазин, смотрим фильмы и так далее. Одной из таких «врожденных» ролей является наша роль гражданина, ведь мы рождаемся в определенной стране, и с этого момента являемся ее гражданами. Так, в Конституции Российской Федерации записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Целью программы является создание воспитательной образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Достижению поставленной цели воспитательной работы будет способствовать решение следующих основных задач:
создание и поддержка воспитательного уклада школьной жизни;
реализация воспитательного потенциала познавательной деятельности на уроке;
создание условий для формирования классных коллективов;
организация социального партнерства школы с семьями учащихся;
организация методической работы, направленной на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания;
координация действий социокультурного окружения школы при проведении воспитательной работы.
Программа определяет основные направления развития системы патриотического воспитания учащихся, её основные компоненты, позволяющие формировать у учащихся патриотизм. Патриотизм — это чувство Родины, отражающее отношение подростка к Родине, ориентация на служение ее интересам, выражающиеся в уважении к истории, традициям, ценностям культуры, в участии в социально-значимой деятельности.
Когнитивный компонент патриотической воспитанности подростка демонстрирует наличие знаний истории и традиций народа, государственной символики, правил ее применения, понимании сущности патриотизма.
Эмоционально-мотивационный компонент раскрывает характер отношения к Родине и мотивы патриотического поведения, обуславливающие проявление действенного патриотизма.
Деятельностный компонент заключается в участи подростка в социально-значимой деятельности.
Основными приоритетными направлениями в области патриотического воспитания учащихся в школе стали:
1)духовно-нравственное «Я – патриот».
-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как гуманность, честность, коллективизм, трудолюбие, стремление соблюдать правила поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к родине и своему народу;
-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2) Культурно-историческое «Я - петербуржец».
-воспитание у учащихся любви к своей «малой» родине, родному краю, её замечательным людям;
-вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
-формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Исходя, из необходимости оказывать содействие учащимся в освоении ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них, мы тесно сотрудничаем с Советом ветеранов 4 микрорайона, ГКУ «17 отряд ФПС МЧС по Санкт-Петербургу», Санкт-Петербургским университетом ГПС МЧС России. Следующие мероприятия уже стали традиционными для наших ребят.
Торжественная церемония приведения к «Торжественной клятве кадета»;
Торжественные мероприятия совместно с Советом ветеранов 4-ого микрорайона, посвящённые памятным датам;
Акции: «Помоги памятникам Отечества», «От сердца к сердцу»;
Участие в торжественно-траурном мероприятии, посвящённом памяти погибших пожарных при тушении пожара в гостинице «Ленинград»;
Участие в торжественном мероприятии «Слияние огней».
3) Гражданско-правовое «Я - гражданин».
-изучение государственной системы РФ, её Конституции, Гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России;
-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
-формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны;
-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
5) Спортивно-патриотическое.
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Формы внеурочной деятельности:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;
интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
Мероприятия по реализации основных направлений программы на 2 года
№№ п/п.
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
Духовно-нравственное направление
11
День памяти трагических событий в Беслане. Классный час, радиолинейка.
03.09.2013
03.09.2014
Классный руководитель
22
Классный час «Я - мы. Счастливый человек».
05.09.2013
Классный руководитель
33
Акция «От сердца к сердцу»
01.10.2013
октябрь 2014 г.
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
44
Экскурсия «Живые полотна Ван Гога»
27.09.2014
Классный руководитель, учитель МХК
55
Тематические уроки, посвященные году культуры в Российской Федерации
В течение октября
Классный руководитель
46
Использование определённых форм работы на уроках по предметам гуманитарного цикла
В течение года
Классный руководитель
57
Классный час «Нравственность и формирование правильного взаимоотношения подростков »
10.10.2013
Классный руководитель
8
Экскурсия «Манифеста 10»
октябрь 2014 г.
Классный руководитель, учитель МХК
99
Тематический урок «250-летие со дня основания Эрмитажа»
17.10.2014 г.
Классный руководитель
110
Тематический урок, посвященный 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского
24.10.2014 г.
Классный руководитель
611
Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремлённость, предприимчивость
В течение года
Классный руководитель, психолог
12
Церемония приведения к торжественной клятве кадет
01.11.2013
01.11.2014
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
13
Тематический урок «День народного единства»
ноябрь 2014 г.
Классный руководитель
14
Классный час «Мораль и нравственность»
14.11.2013
Классный руководитель
15
Тематический урок «Историческое значение для России Крыма и Севастополя»
ноябрь-декабрь 2014 г
Классный руководитель
16
Классный час, посвященный Международному дню толерантности
15.11.2013
14.11.2014
Классный руководитель
17
Акция «Пристегнись»
15.11.2013
Классный руководитель
18
Классный час, посвященный Дню матери
20.11.2013
20.11.2014
Классный руководитель
19
Фестиваль-конкурс ДОО «Как вести за собой»
22.11.2013
Классный руководитель
20
Акция «Подарок»
02-13.12.2013
декабрь 2015 г.
Классный руководитель
21
Акция памяти жертв ДТП
16.01.2014
Классный руководитель
22
Районная акция «Равнение на ветеранов»
20.01.2014
январь 2015 г.
Классный руководитель
23
Экскурсия в Екатерининский дворец
22.01.2014
Классный руководитель
24
Классный час «Духовный мир личности»
12.02.2014
Классный руководитель
25
Посещение ДК им.Горького спектакля «Блажь»
19.02.2014
Классный руководитель
26
Акция «Бумажный бум»
В течение года
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
27
Тематические уроки, посвященные году литературы в Российской Федерации
март-апрель 2015 г.
Классный руководитель
28
Внеклассное мероприятие, посвященное международному Дню театра
март 2015 г.
Классный руководитель
29
Внеклассное мероприятие, посвященное международному Дню детской книги
апрель 2015 г.
Классный руководитель
30
Районный слет ДОО «В единстве наша сила»
24-26.03.2014
март 2015 г.
Классный руководитель
31
Классный час, посвященный первому полету человека в космос
12.04.2014
13.04.2015
Классный руководитель
32
Акция «Батарейка»
14-19.04.2014
апрель 2015 г.
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
33
Кадетский зачет учащихся оборонно-спортивных классов «спасатель МЧС России»
27.05.2014
15-18.05.2015
Исполняющий обязанности заместителя директора по воспитательной работе, классный руководитель
Культурно – историческое направление
11
Классный час «Перспективное развитие Санкт-Петербурга»
01.09.2014
Классный руководитель
12
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда, радиолинейка «Блокада»
09.09.2013
09.09.2014
Классный руководитель, педагог-организатор
3
День Памяти. Радиолинейка, классный час, посвященный петергофскому десанту
05.10.2013
06.10.2014
Классный руководитель
34
День Памяти. Митинг, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, возложение цветов к мемориалу Приморский»; радиолинейка, классный час.
21-24.01.2014
январь 2015 г
Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классный руководитель
45
«Вахта памяти» (приведение в порядок мест захоронений и возложение цветов к мемориалу)
В течение года
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
56
Культурно – исторические встречи «Мой Петербург»
В течение года
Классный руководитель, библиотекарь
67
Изготовление плакатов «Герои Отечества» о героях Великой Отечественной войны
В течение года
Классный руководитель
88
Участие в пожарно-технической выставке им. Б.И.Кончаева
08.04.2014
Классный руководитель
79
Районная акция «Помоги памятникам Отечества»
30.04.2014
Исполняющий обязанности заместителя директора по воспитательной работе, классный руководитель
110
Урок мужества, посвященный Дню Победы
08.05.2014
08.05.2015
Классный руководитель
811
Торжественный митинг цветов с возложением на мемориале «Приморский»
09.05.2014
09.05.2015
Исполняющий обязанности заместителя директора по воспитательной работе, классный руководитель
Гражданско – правовое направление
11
Классный час «Конституция Российской Федерации»
02.09.2013
Классный руководитель
22
Единый информационный день по вопросам безопасности детей и подростков
09.09.2014
Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе социальный педагог
33
Организация встреч с представителями полиции, суда и прокуратуры
В течение года
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классный руководитель
44
Тематический урок «Безопасный интернет»
30.10.2014 г.
Классный руководитель
55
Тематический урок «День Конституции Российской Федерации»
12.12.2014
Классный руководитель
66
Тематический классный час «Избирательное право в России и Санкт-Петербурге»
февраль 2015 г.
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
77
Единый информационный день по вопросам безопасности детей и подростков
март 2015 г.
Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе социальный педагог.
88
Единый информационный день Детского телефона доверия
16.05.2014
Исполняющий обязанности заместителя директора по воспитательной работе, социальный педагог
9
Родительское собрание
В течение года
Директор школы классный руководитель
Военно – патриотическое направление
11
Всероссийский урок мужества «Уроки Первой мировой войны »
09.09.2014
Классный руководитель
22
Слет кадетских классов
13-15.09.2013
19-21.09.2014
Заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель
33
Урок мужества «Экипаж АПРК «Курск»»
20.09.2013
19.09.2014
Классный руководитель
44
Урок мужества, посвященный Дню героя Отечества, радиолинейка
09.12.2013
09.12.2013
Классный руководитель
55
Внеклассное мероприятие «Защитник»
24.02.2015
Классный руководитель
66
Внеклассное мероприятие, посвященное международному дню семьи
май 2015 г.
Классный руководитель
77
Урок мужества, радиолинейка, посвященная Дню Победы
07-08.05.2014
07-08.05.2015
Классный руководитель
88
Районные акции «Подарок ветерану» и «Полевая почта»
05.05.2014
май 2015г.
Исполняющий обязанности заместителя директора по воспитательной работе, классный руководитель