kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин ” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

           Программа “Я – гражданин ”  предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свой край; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

                 Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия  (внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Классный час 
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала 
  • Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

 

 Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Защита проектов
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Посещение музеев
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации

 

Место проведения: гимназия, семья, учреждения дополнительного образования.  

 

Реализация программы “Я – гражданин России”  - 4 класс, 2 часа в неделю, всего в год – 68 часов.

Она включает  2 проекта:

  1. «Музейные ценности»;
  2. «Череповец в годы войны».

 

  1. Проект «Люди, музеи,усадьбы вологодского края» (сентябрь – январь)

Цель:  углубление и расширение знаний учащихся по истории родного  района, города, края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить обучающихся к поисковой – исследовательской деятельности.

Задачи:

      Образовательные:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Развивающие

1.

2.

3.

4.

5.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей воспитывать  целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  
  2. воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия

Используемые технологии:   

·      технологии сотрудничества;

·      проектные технологии;

·      организация исследовательской деятельности с  получением новых 

       знаний.

Формы проведения занятий: 

Экскурсии.

Работа с документами.

Исследовательская деятельность.

Механизм реализации проекта: 

организация экскурсий   в музеи города;

сбор материалов;

оформление материалов в альбоме «Музейные ценности»;

презентация проекта.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин"»

МБОУ «Гимназия № 8»


Рекомендовано к реализации

Протокол № 1 от 30.08.13

заседания педагогического совета

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия № 8»

______________ И.А. Рычкова

Приказ № ___ от ____________







Программа

внеурочной деятельности

«Я гражданин »

для учащихся 4 класса

(направление развития личности – формирование основ патриотизма, воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности

вид деятельности – познавательный, социальное творчество, туристко-краеведческий)







Автор программы

Программу составила:

Тодересе Наталья Георгиевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 8»







г. Череповец, 2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин ” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин ” предполагает формирование патриотических чувств, развитие чувства гордости за свой край; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

  • Беседы

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Защита проектов

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Посещение музеев

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации


Место проведения: гимназия, семья, учреждения дополнительного образования.


Реализация программы “Я – гражданин России” - 4 класс, 2 часа в неделю, всего в год – 68 часов.

Она включает 2 проекта:

  1. «Музейные ценности»;

  2. «Череповец в годы войны».


  1. Проект «Люди , музеи ,усадьбы вологодского края» (сентябрь – январь)

Цель:  углубление и расширение знаний учащихся по истории родного  района, города, края, развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания, приобщить обучающихся к поисковой – исследовательской деятельности.

Задачи:

      Образовательные:

  1. Научить ребенка видеть историко-культурный  контекст  окружающих его вещей, т.е. оценить их с точки  зрения  развития истории и культуры;

  2. обучить  активным  формам  деятельности  в обстановке информационно-насыщенной работы;  

  3. способствовать  активной мотивации  в познавательной деятельности и практическом  использовании  полученных знаний;

  4. обучить самостоятельной работе с библиографическими источниками;

  5. сформировать систему знаний, умений и навыков по основам экскурсионной методики;

  6. сформировать устойчивый интерес в изучении истории  и культуры края, района, города.

Развивающие

  1. Развивать уверенность  в реализации личностных качеств;

  2. содействовать  раскрытию  творческого потенциала, творческой самореализации;  

  3. способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

  4. развивать предпосылки для  осознанного подхода обучающихся  к подготовке и проведению экскурсий;

  5. развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство гордости, уважения и сопричастности судьбам жителей воспитывать  целеустремленность в овладении экскурсионным методом, самореализации, самосовершенствовании;  

  2. воспитывать  культуру общения,   чувств,  творческого взаимодействия

Используемые технологии:   

·      технологии сотрудничества;

·     проектные технологии;

·      организация исследовательской деятельности с  получением новых

знаний.

Формы проведения занятий: 

Экскурсии.

Работа с документами.

Исследовательская деятельность.



Механизм реализации проекта: 

организация экскурсий в музеи города;

сбор материалов;

оформление материалов в альбоме «Музейные ценности»;

презентация проекта.

Конспект вводного занятия "Откроем тайну музея"

Задачи:

  1. Вызвать интерес к проекту «Музейные ценности»;

  2. Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям и истории родного города;

  3. Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.

  4. Формировать умение работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения.

  5. Воспитывать любовь к родному городу.

Художественное слово. Стихотворение «Мы с другом спешим в музей». Луценко М.В.

Работа с родителями. Анкета «Как часто вы ходите с ребенком в музей?»

Ход занятия

Воспитатель: (спрашивает детей, знают ли они, что такое тайна). Сегодня на занятии мы раскроем одну тайну. Какую? Откройте конверт и догадайтесь.

Дети находят буквы. Начинают высказывать предположения (будем читать, будем писать, догадываются, что нужно сложить буквы и тогда узнают ответ на свой вопрос).

У детей получается слово «Музей».

Воспитатель: Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!

Ответы детей: Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.

Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе их несколько.

Воспитатель: А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.

Воспитатель: Дети, как надо себя вести в музее? Почему? Молодцы! Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение. Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».

Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.
Мы слышали столько про этот музей,
От наших знакомых, родных и друзей.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
В автобусе едим, в трамвае сидим.
В душе впечатлений у нас уже масса,
А мы еще только добрались до кассы!
Даем мы в окошко монеты и просим:
Пожалуйста, дайте билеты...
И вот уже проходим в зал, какая тишина!
И вот уже идем к картине, какая красота!
А вот еще одна картина, затем еще одна…
Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.
А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.
Чтоб насладиться и запомнить полотно.
Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».
Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.
Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!
Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.
Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.
А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.
Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.
Мы с другом в музей ходили...
Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:
Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти! 
И отдых для души своей найти.

Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает отравиться в путешествие по Череповцу и посмотреть, какие есть музеи в городе (работа с интернет ресурсами).

Физкультурная минутка.

Вы запомнили их? Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.

Дети делятся на подгруппы.

Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.

В нашем городе много музеев и во многих мы с вами ещё не были. Я, предлагаю вам, отправится в путешествие по музеям нашего города и раскрыть их тайну. Вы согласны?







2.Проект «Череповец в годы войны» (январь – май)

Цель проекта: уточнить и расширить знания о родном городе, познакомить с историей своего города, что представлял собой город в годы великих испытаний, какие великие подвиги были в ту эпоху, как жил народ в тылу.

Развивать любознательность, познавательный интерес и любовь к родному краю. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам, гордость за свой город.

Задачи:

• приобщение учащихся к изучению героической истории своего города, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой отечественной войны краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

• воспитание уважения к памяти защитников Отечества, выживших и погибших при исполнении воинского долга;

• изучение и пропаганда национальных традиций;

• формирование политико-правового понимания воинского долга, политических событий, процессов в обществе;

• создание условий для творчества детей, их гражданского становления;

• формирование активной жизненной позиции школьников,

воспитывать гордость, любовь к своему городу, уважение к его

истории и жителям;

• привитие учащимся высоких моральных качеств;

• развитие самоуправления и общественной активности учащихся;

• оказание шефской помощи ветеранам войны, сохранение воинских

традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч

учащихся с ветеранами войны и труда.


Формы организации деятельности учащихся:

  • уроки Мужества;

  • участие в митинге посвященном Дню победы;

  • посещение музеев, ветеранов войны и тыла;

  • экскурсии по местам воинской славы;

  • поздравление ветеранов ВОВ и труда;

  • библиотечные уроки;

  • социально-значимые акции (подарок солдату и др.);

  • деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции обучающихся.

  • активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)

Предполагаемые результаты реализации проекта

-       внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

-       сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю;

-       активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

-       формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;

-       активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

-       повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

-       воспитание у школьников уважения к подвигу отцов.

Конспект вводного занятия "Череповец – в годы великих испытаний"

Программное содержание: уточнить и расширить знания о родном городе, познакомить с историей своего города, что представлял собой город в годы великих испытаний, какие великие подвиги были в ту эпоху, как жил народ в тылу.

Развивать любознательность, познавательный интерес и любовь к родному краю. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам, гордость за свой город.

Ход занятия

Вводная часть.

- Как называется город, в котором мы живем? (Череповец)

- А в какой области он находиться? (Вологодской)

- Какой главный город в области? (Вологда)

- Какие еще небольшие города есть в нашей области? (Шексна, Кадуй, Великий Устюг, Устюжна и др.)

Работа с картой Вологодской области.

- Ребята, к какому празднику готовится вся наша страна. (К Дню Победы)

- Какого числа празднуем мы этот праздник? (9 мая)

- А что это за праздник, почему мы его празднуем в этот день? (9 мая - закончилась самая страшная война с фашистами - Великая отечественная война)

- Эта война коснулась каждого города, каждой семьи и каждого человека. Она не оставила равнодушным никого в общей беде. Наш город не остался в стороне.

В первые дни войны в Череповце начали развертываться и формироваться военные госпитали. Всего в городе стабильно функционировало 14 госпиталей. Тяжелым и ответственным был труд врачей, фельдшеров, медицинских сестер и санитарок. Через их руки прошли многие тысячи раненых, больных, обмороженных, истощенных солдат и офицеров Красной Армии, а также эвакуированных из блокадного Ленинграда. Они отдавали им все свои силы и душевное тепло.

Послушайте стихотворение, которое написала медицинская сестра Мария Фатеева.

Жизнь идет. В ней много испытаний.
Что-то рушат, что-то создают.
А дни войны и раненых страдания
До сей поры забыться не дают.
Вижу побелевшие их лица.
Зрима фронтовая полоса.
“Помогите, жить хочу, сестрица!”-
Слышу их живые голоса.
Не было невесты с ними рядом,
Ни жены, ни матери родной.
Медсестра! Какое сердце надо,
Чтоб со смертью быть тебе одной…

Череповец играл важную роль как один из основных пунктов, откуда доставлялись продовольствие и необходимые материалы героическому осажденному Ленинграду. Здесь особенно сильно ощущалась неразрывная связь тыла и фронта.

Рассматривание фото Памятник “Участникам обороны Ленинграда в дни Великой отечественной войны от трудящихся Череповца”.

- Ребята, что это за памятник?

Ответы детей.

- Правильно, это памятник Защитникам блокадного Ленинграда (показ фото). Мы знаем, что город Ленинград находился в окружении или кольце, к нему вела только одна дорога – дорога жизни. Она проходила по Ладожскому озеру. Перевозили в город продовольствие, медикаменты. Из города вывозили раненных и больных. А также детей, которые не могли двигаться. Их привязывали к саночкам и везли к машинам (зимой) или самолетам. С одним таким ребенком, а теперь взрослым человеком мы с вами встречались, в “Музеи боевой славы” (показ фото). Трудно приходилось не только защитникам города, но и жителям. Но они не сдались врагу, выстояли.

Ленинградское кольцо

Враги кричали: “Нет конца у ленинградского кольца!”

Мечом рассек его боец - И вот кольцу пришел конец.  ...

Я прохожу по улицам твоим, Где каждый камень — памятник героям.

Вот на фасаде надпись: “Отстоим!” А сверху “р” добавлено: “Отстроим!”

С.Маршак

Самоотверженно трудились колхозники Череповецкого района. Несмотря на огромные трудности, на нехватку техники, оставшиеся в колхозах женщины и подростки, обеспечивали блокадников и защитников нашей родины продовольствием. В городе жители вязали варежки, носки для фронта. Техники не хватало, приходилось перевозить раненых с поля боя, продукты в воинские части на телегах. В нашем городе наладили изготовление колес для телег. Так же изготавливали лыжи для фронта. В нашем городе шили костюмы для маскировки: зимой – белые, а летом – защитного цвета. Народ, как мог, помогал фронту. Люди отдавали последнее для солдат, лишь враг был свергнут.

После войны было решение воздвигнуть памятник не только воинам, но труженикам тыла. Так в нашем городе появился Мемориал “Вечный огонь”.

Показ фотографии.

- Посмотрите, ребята, кто изображен на задней стенке памятника?

Ответы ребят.

- Правильно. В этой войне участвовали все от мала до велика. Поэтому здесь изобразили и женщин, которые скорбят по убитым сыновьям, братьям, мужьям, отцам. Дети – оставшиеся сиротами после этой войны. Солдаты – защищавшие нашу Родину. Людей, которые несут венок к могиле бойца. Ну, а в центре мемориала стоит солдат – память о тех, кто не вернулся с войны. Скажите, а что это изображено в виде венка?

Ответы детей.

- Да, это вечный огонь. Его не потушит ни дождь, ни снег, а не будет он гореть тогда, когда люди забудут тех, кто отдал за них жизнь. Но этого не произойдет, мы всегда будем помнить тех, кто отдал за наше светлое будущее свою жизнь.

Жители города законно гордятся славными боевыми делами своих земляков, свято чтут память героев, отдавших свою жизнь в борьбе за свободу и независимость. Немало героев вернулись с войны и мирным трудом крепили мощь Родины.

Вот еще один памятник – обелиск отважному советскому соколу А.Н. Годовикову. (Показ фото)

Алексей Николаевич Годовиков – горьковчанин, но в Череповце память о нем чтут как о близком и родном человеке. С Череповецкого аэродрома подымался самолет Годовикова, зорко охранявший с воздуха железнодорожные составы, идущие к фронту. В небе над Череповцом, Кадуем, Вологдой и Тихвином Алексей Годовиков беспощадно громил фашистских стервятников. Летчик-истребитель в последнем своем бою в феврале 1942 года повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло. Политруку А. Н. Годовикову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ежегодно в День Победы горожане возлагают цветы на дорогие могилы. В городе это стало священной традицией. Боевые дела бесстрашных воинов всегда будут вдохновляющим примером отваги и мужества, патриотизма и любви к своему народу.

А сколько безвестных героев-земляков, скромных и отважных, не отмеченных высокими наградами, самоотверженно отдавали свою кровь и свои жизни за честь, и свободу, и независимость своей родины на фронтах войны, на лесных дорогах в тылу у врага!

Героям войны поставлены в нашем городе памятники:

- Обелиск воинской славы 286 Лениградской Краснознаменной стрелковой дивизии. (Показ фото)

- Памятник воинам череповчанам, ученикам школы №1. раньше не было столько школ как сейчас. И ребята из старших классов уходили прямо со школьной скамьи. Вот им и поставили памятник у школы.

Мы с вами должны помнить всех тех, кто защищал нашу Родину, но сохранить мир на нашей планете. Ведь когда идет война, она не щадит ни детей ни взрослых.

Вот поэтому каждый год мы чтим наших ветеранов и празднуем этот праздник – День Победы!

- В конце нашего занятия дети прочтут стихотворения.



День Родины

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю - солдату

Сотни раз поклон земной! С. Михалков

* * * * *

Я понимаю, что значит Победа
Для ветеранов, познавших все беды
Страшной войны, уцелевших надеждой,
Что День Победы придет неизбежно.

Мы про войну только в книгах читали.
Фильмы смотрели - и то замирали
В ужасе, гневе и боли сердца.
Вы не в кино, а в бою до конца.

Насмерть стояли, спасая свою
Родину, город свой, дом и семью.
Все, что вам дорого, любо и свято,
Что было в сердце любого солдата.

Благодарить мы могли б неустанно.
Разве затянутся прошлого раны?
Ждут не хвалебных речей ветераны,
А чтобы память была постоянной.

Помним и ценим. Для нас вы - как звезды,
Мир на земле вашим подвигом создан.
Вас поздравлять с Днем Победы готовы
В праздники, будни, все снова и снова!

Мемориал “Вечный огонь”

Памятник Участникам обороны Ленинграда

Памятник воинам череповчанам, ученикам школы №1

Обелиск воинской славы


Работа над проектом

В представленной таблице раскрыты цели  и задачи каждого этапа проекта,

содержание деятельности педагога и учащихся.

Этапы работы над проектом 

Цели и задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи: определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. 

Помогает сформулировать:

проблему проекта; 

сюжетную ситуацию; 

 цель и задачи. 

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе,

наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию. 

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

личностное присвоение проблемы. 

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

2.Планирова

ние деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся: 

различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;  организовать группы; 

 распределить роли в группах; 

спланировать деятельность по решению задач проекта; 

 продумать возможные формы презентации результатов проекта;

продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:   

поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы; 

распределение ролей в группе; 

 планирование работы; 

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

3.Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель: 

разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. 

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

4.Оформление результатов

Цель: структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

 анализ и синтез данных; формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

5.Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. 

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет: 

обобщает и резюмирует полученные результаты; 

подводит итоги обучения; 

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; 

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта. 

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют: 

понимание проблемы, цели и задач; 

умение планировать и осуществлять работу; 

найденный способ решения проблемы; 

рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп  учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов.

Результаты и эффекты:

Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  • обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

  • развитию творческих способностей и активности учащихся;

  • формированию проектного мировоззрения и мышления;

  • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

  • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

  • учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.

Система контроля и оценки достижения планируемых результатов

С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 2 раза в год.

Формы и средства контроля

  • Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой;

  • Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А.С.Прутченков);

  • Определение социальной активности школьника по методике Е.Н.Степанова;

  • Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустиной);

Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);

-презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).

         Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дало положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.

         Повышение мотивации, значимости своего труда вызывает положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.

Методическое обеспечение программ.

Название программы

Печатные ресурсы

Информационные ресурсы

Интернет ресурсы

«Я гражданин»

1.Вологодская энциклопедия .-Вологда:ВГПУ, «Русь», 2006.:608 С.

2.Край наш Вологодский :Историко – экономические очерки о городах и сёлах Вологодской области/ сост.П.А.Колесников, И.М.Королёв.-Вологда:северо-западное книжное издание, 1982.352 с.

3.Малков В.М. «По земле вологодской» .-Вологда:северо-западное книжное издание, 1972.-383 с.

4.Школьная энциклопедия «Руссика»-история Росси.20 век.-М.: «ОЛМА-ПРЕСС»ОБРАЗОВАНИЕ , 2003.-544С.

1.Видиоролики «Город мой Череповец»

2.Электронный справочник «Гербы и флаги Вологодской области»

3.Презентация «Достопримечательности Вологодской области »

4.Видиоролик «Дети герои войны »

5.Презентации «О Великой Отечественной войне»

http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_s.asp?CN=RU9&CT=RU912


http://cultinfo.ru/vologdachudo/


http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16985


http://bigwar.msk.ru/pages/video/page_1.html







Оборудование

Мебель

№ п/п

Наименование

1.

Доска (металл., цвет зелёный)

2.

Встроенные шкафы с полками (верхние) 6шт.

3.

Стол учительский с подставкой для СБ

4/ 4А

Шкаф с полками , зеркало

5.

Парты -14 шт.

6.

Стулья на алюминиевой основе – 26 шт.

7.

Кресло учительское

8.

Встроенные шкафчики с полками (детские)- 25

9.

Стенд промышленного производства

10.

Самостоятельно изготовленные стенды для наглядности 5 шт.



Технические средства

№ п/п

Наименование

1.

Магнитофон Panasonic И№100400600

2.

Экран

3.

Мультимедийный проектор . Прикреплён к потолку

4.

Монитор100401071

5.

Системный блок100401071

6.

Laserget M1132 MFP 100401071

7.

Клавиатура , мышь , колонки 100401071





Литература

  1. Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004

  2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

  3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  4. Курамшина О.Н., Железкина А.М. Школа оптимизма: Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы. М., ВАКО, 2008.

  5. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.


























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин"

Автор: Тодересе Наталья Георгиевна

Дата: 12.01.2016

Номер свидетельства: 275757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237231"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444247702"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа внеурочной деятельности в первом классе "Азбука дорожного движения""
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-piervom-klassie-azbuka-dorozhnogho-dvizhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "337537"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1468558690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-ghrazhdanin-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "105362"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402844481"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "рабочая программа внеурочной деятельности по изо. искусству в 1-2 классах "
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-izo-iskusstvu-v-1-2-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "122070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414147633"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства