Актуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что она разработана и составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально – творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство школьников с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно- песенных истоков русской профессиональнАктуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что она разработана и составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально – творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство школьников с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно- песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство школьников с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемые в музыке, другие аспекты музыкального образования.
Программа позволяет воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; пробуждает активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни; развивать у школьников воображение, творческие способности.
Актуальность данной программыАктуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что она разработана и составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально – творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство школьников с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно- песенных истоков русской профессиональнАктуальность данной программыАктуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что она разработана и составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально – творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство школьников с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно- песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство школьников с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемые в музыке, другие аспекты музыкального образования.
Программа позволяет воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; пробуждает активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни; развивать у школьников воображение, творческие способности.
Программа позволяет воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству, пробуждает активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, развивать у школьников воображение и творческие способности. Актуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что она составлена и разработана в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и соответствует федеральному компоненту ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Вокалист"»
Комитет образования
администрации города Тамбова
Программа
дополнительного образования детей
Вокально- хоровая студия
«Вокалист»
Возраст детей: 7-8 класс
Срок реализации программы: 2 года
Тамбов
2014
Пояснительная записка.
Главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся и прежде всего их нравственность.
Массированное наступление низкопробной коммерческой музыки создает сегодня немалые трудности в области музыкального воспитания и воспитания вообще уже одним тем, что вносит смятение в умы подростков и молодежи. Кардинальное решение проблемы заключается в убеждении каждого, что «не хлебом единым жив человек». Поэтому занятия вокалом становятся действенным средством музыкального воспитания учащихся. Программа разработана на основе современных научно- педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.
Актуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что она разработана и составлена в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. В программе сделан особый акцент на задачи, выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально – творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство школьников с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно- песенных истоков русской профессиональной музыки.
В соответствии с новым стандартом в программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, знакомство школьников с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемые в музыке, другие аспекты музыкального образования.
Программа позволяет воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным; пробуждает активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни; развивать у школьников воображение, творческие способности.
Данная программа имеет эстетическую, а также культурологическую направленность, составлена для учащихся 7, 8 классов с целью углубления уже имеющихся знаний в области музыкального искусства, рассчитана на 72 часа в год (срок реализации 2 года). Ее новизна заключается в том, что в центре обучения находится сам ученик. Программа направлена на становление личности школьника, формирование его мировоззрения, характера, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами музыкальной культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели в жизни и предназначение каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.
Во внеклассной и внешкольной работе сольное и хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия вокалом вносят свой специфический вклад в воспитание подрастающего поколения. Сольное и массовое пение является наиболее массовой формой активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение является для него естественным и доступным способом выражения эстетических потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им не осознаваемых. Поэтому пение становится действенным средством воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. И именно с их помощью воспитывается в детях эмоциональная отзывчивость на прекрасное в жизни, в природе.
Процесс разучивания песни требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, верно воспроизводить ее. Вокал является средством общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем он воспитывает у учащихся наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.
Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать к творческой работе робких и неуверенных в себе детей.
Важным средством музыкального развития учащихся является многоголосное пение. В процессе этого вида хорового исполнительства особенно активно развиваются такие музыкальные способности, как гармонический слух, чувство лада, чистота интонации.
Для активизации музыкального развития детей на занятиях используются разные виды музыкальной деятельности: вокальные и инструментальные импровизации, игра на элементарных ударных и духовых инструментах, музыкальные движения. Вокальные импровизации пробуждают любознательность, инициативу, развивают фантазию, воображение, способствуют лучшей ориентации в средствах музыкальной выразительности.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в процессе пения может вводиться весьма ограниченно, так как только отдельные произведения допускают введение того или иного инструмента. Кроме того, не всякий музыкальный инструмент удобен для его использования при пении.
Музыкальные движения иногда могут использоваться как на занятиях, так и в концертных выступлениях. Они могут быть разными: хлопки, щелчки, притоптывания, некоторые движения из народных танцев и. т. д. Однако, во всех случаях должен учитываться возраст детей, движения должны быть эстетичными, не мешать нормальному певческому процессу.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст занятий сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства.
Специальное место на занятиях в данной программе уделяется расширению музыкального кругозора учеников, формированию их слушательской культуры. Они должны получить достаточные сведения о музыке, ее языке, музыкально- выразительных средствах и средствах исполнительских, постепенно овладевая теоретическими основами музыкального искусства. Учащиеся должны научиться не только слушать, понимать и исполнять музыкальное произведение, но и оценивать их исполнение и другие музыкальные явления с позиций высоко нравственной личности.
Эта задача решается не только в процессе ознакомления с произведением и его разучивания, но и с помощью создания на занятиях творческой атмосферы, а также путем прослушивания и обсуждения произведений различных жанров, стилей и эпох как в условиях занятий, так и на основе коллективных посещений концертов и музыкальных спектаклей, просмотра музыкальных кинофильмов и телепередач, прослушивания грамзаписей.
Специальные исследования убедительно показывают, что пение является одним из эффективных средств физического воспитания и развития. В процессе пения - сольного, хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, правильная певческая установка способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.
Таким образом, целесообразность данной программы заключается не только в том, что она оказывает позитивное воздействие на физическое развитие учащихся, но и обогащает их духовный мир, воспитывает чувства, создает условия для живого общения учащихся с шедеврами мирового музыкального искусства, вооружая опытом поколений, а также раскрывает перед учениками наиболее важные закономерности сложного процесса развития мировой музыкальной культуры, помогает овладеть языком искусства.
Цельюработы со школьниками в процессе их обучения пению является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ученика, обучение его умению петь сольно и в ансамбле, формирование его певческой культуры и качеств высоко нравственной личности.
В связи с этим задачи можно разделить на две группы:
I-группа- задачи специального развития:
- формирование культуры музыкального восприятия;
- формирование музыкально – информационной культуры;
развитие творческих способностей;
- формирование музыкально- релаксационной культуры: освоение детьми приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально- терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии);
- формирование и развитие музыкально- исполнительской культуры: формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально- слуховых представлений, развитие мышления певца хора, формирование музыкальной памяти, обучение использованию при пении мягкой атаки, смешанного звучания, развитие гибкости и подвижности мягкого неба, формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса: звонкостью, полетностью, вибраторностью, разборчивостью, мягкостью, с оптимальной для каждого силой, при условии сохранения индивидуальности звучания здорового детского голоса; формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности; формирование вокальной артикуляции; расширение диапазона голоса; обеспечение выносливости голосового аппарата.
На этой основе в процессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков; пения без сопровождения, многоголосного пения, умения строить и петь в ансамбле.
II- группа-задачи формирования личностных качеств:
- формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно- нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации, а также потребности и готовности к эстетической певческой деятельности.
Учебно-тематический план.
Первый год обучения.
Содержание и вид работы
Общее количество часов
Теория
Практика
Организация музыкальных интересов учащихся.
Музыкально – образовательные беседы о музыке.
27
14
13
II. Развитие музыкальной грамотности.
9
4
5
Работа над репертуаром.
- работа над вокальными приемами, упражнениями, развитием мастерства;
Содержание программы базируется на художественно- образном, нравственно- эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов- классиков («золотой фонд»); а также произведений современных композиторов (джазовая и эстрадная музыка).
Освоение образцов музыкального фольклора предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, из устных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов- классиков.
Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно- нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово- стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев), с конкретным музыкальным произведением у школьников формируется опыт творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к музыке и жизни; осваиваются основные сферы музыкального искусства, принципы развития музыки, особенности формы музыкальных сочинений, жанры музыки, основные средства музыкальной выразительности и их своеобразие, специфика их преломления в музыкальной речи композитора, в конкретном произведении.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой.
В ходе занятий дети овладевают вокальными и хоровыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально- вокальные упражнения, а также произведения вокальной литературы.
Содержание программы первого года обучения.
Раздел I.
Организация музыкальных интересов учащихся.
Тема 1.Музыка – искусство звука.
Краткий экскурс в историю древности. Сказания, мифы, легенды о происхождении искусства музыки. Язык музыки. О чем рассказывает музыка. Влияние музыки на окружающий мир. Воздействие музыки на человека: его здоровье, психику, социальное поведение. Музыкотерапия.
Тема 2.Музыкальный язык.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темпоритм, тембр, динамика). Выразительные возможности двух, трех- и четырехдольных размеров, ровного и пунктирного ритма, акцентов. Исполнительские составы и их выразительное значение. Сольное и коллективное исполнение. Хоры: детские, смешанные. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Тема 3.Содержание музыкальных произведений.
Что выражает музыка. Отражение в музыке окружающей нас действительности: явлений природы, жизни людей. Логика развития музыкальной мысли. Музыкальный образ. Создание средствами музыкального искусства сказочных и фантастических образов.
Тема 4.Структура музыкальных произведений( музыкальные формы).
Простые музыкальные формы (одночастная, двухчастная, трехчастная). Сложные музыкальные формы (рондо, вариации, сонатное аллегро).
Тема 5.Народно-песенные истоки музыки.
Эволюция русского музыкального творчества. Признаки русского народного творчества. Обрядовость как сущность русского фольклора. Календарные земледельческие песни; семейно- бытовые обрядовые песни; эпические песни. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Танцевальные жанры.
Тема 6.Вокал- искусство пения.
Голосовой аппарат человека, его строение. Особенности детского голоса. Певец и его голос. Охрана голосового аппарата. Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнереберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Понятие атаки звука как начала пения. Овладение навыком мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Режим работы вокалиста.
Раздел II.
Развитие музыкальной грамотности.
Теоретические сведения.
Сведения о музыкальном звуке и его свойствах. Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах. Длительности. Паузы. Знаки альтерации. Их обозначение.
Практическая работа.
Запись несложных ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием.
Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда. Понятие о ладе. Мажор. Минор. Определение на слух устойчивых ступеней лада.
Раздел III.
Работа над репертуаром.
Совершенствование вокальной техники. Работа над вокальными приемами, вокальными упражнениями, развитие мастерства. Работа над музыкальными произведениями и накопление репертуара.
Содержание программы второго года обучения.
Раздел I.
Организация музыкальных интересов учащихся.
Тема 1. Музыка программная и непрограммная.
Основное отличие программной музыки от непрограммной. Краткие (выраженные в названии музыкального произведения) и развернутые словесные программы. Возможность привлечения в качестве программы музыкальных сочинений произведений живописи, скульптуры. Конкретность и образность программной музыки.
Тема 2.Инструментальная музыка.
Общая характеристика инструментальной музыки. Разнообразие музыкальных инструментов и их тембровое богатство. Клавишные, струнные, духовые, и ударные инструменты. Звучание и внешний вид инструментов симфонического оркестра. Сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.
Тема 3.Вокальная музыка
Вокальная музыка и ее разновидности: музыкальные произведения предназначенные для пения с аккомпанементом на музыкальных инструментах и без сопровождения. Характерная для большинства вокальных произведений связь музыки со словом. Певческие голоса (сопрано, меццо- сопрано, контральто, тенор, баритон, бас), их своеобразие.
Использование выразительных возможностей различных певческих голосов в хоровом пении. Характеристика хоровых партий: сопрано, альты, тенора, басы.
Тема 4.Искусство вокала.
Стили вокального исполнения. Национальные школы: belkanto, французская, русская вокальные школы. Приемы вокального исполнения.
Певец и его голос. Мутация голоса. Гигиена голоса в период мутации. Резонаторы (головной, грудной) и их использование. Регистровое строение голоса. Вокальная техника и ее развитие. Значение вокальных упражнений. Атака звука (твердая, мягкая). Приемы звуковедения (staccato, non legato, legato). Приемы звукообразования. Тайны вокальной речи. Культура речи в вокале. Правила произносительных норм. Особенности сольного пения. Ансамблевое пение и его отличительные особенности. Хоровое исполнение. Многоголосие. Формы многоголосного пения: канон, подголосное пение. А capella вершина вокального исполнительства.
Раздел II.
Развитие музыкальной грамотности.
Теоретические сведения.
Значение точки около ноты. Лига как знак увеличения длительности звука. Лига как знак связного исполнения нескольких звуков.
Сильные и слабые доли такта. Такт и тактовые черты. Затакт. Понятие о простых и сложных размерах.
Практическая работа.
Запись несложных ритмических диктантов.
Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда.
Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда.
Понятие о ладе. Мажор и минор.
Интервалы. Консонансы и диссонансы.
Сокращение и упрощение нотного письма. Реприза. Вольта. Знак повторения тактов.
Раздел III.
Работа над репертуаром.
Совершенствование вокальной техники. Работа над вокальными приемами, вокальными упражнениями, развитие мастерства. Работа над музыкальными произведениями и накопление репертуара.
Предполагаемые результаты обучения и формы контроля.
Первый год обучения.
Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса – до1 – ре2 (ми2); вторые – си-си1(до1). Соблюдать при пении певческую установку. Петь только с мягкой атакой, естественно, легко, нежно- звонко, мягко, стремясь сохранять индивидуальность тембра. Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя их произношение. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы и петь на «цепном» дыхании. Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь non legato, stakkato.
Хоровые навыки. Уметь чисто и слаженно петь двухголосные произведения. В упражнениях слышать трех- четырехголосные аккорды, пропевать в них любые звуки по заданию. Уметь петь чисто и слаженно одноголосие, подголосочное двухголосие с сопровождением и без него; следовать за дирижерскими указаниями во всех произведениях из репертуара.
Петь по нотам наиболее простые песни и произведения.
Знать исполнительско- певческие средства выразительности. Уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ.
Исполнять произведения, используя микрофон и фонограмму «минус один».
Второй год обучения.
Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса – до1-ми2(фа2); вторые - сим(лям) – до2 (ре2). Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, уметь пользоваться твердой, как средством выразительности. Петь естественным, легким нежно-звонким звуком, сохраняя индивидуальность тембра, петь с вибрато, звуком, ровным по тембру на всем диапазоне, напевно, с хорошей дикцией.
Знать правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода и мутации.
Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении.
Овладеть умением фразировать. Уметь вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты. Уметь самостоятельно выразительно-осмысленно спеть несложные произведения контрастного содержания.
Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно все виды двухголосия и несложное трехголосие с сопровождением и а саppella. Уметь петь в ансамбле.
Исполнять произведения, используя микрофон и фонограмму «минус один».
Успехи учеников контролируются во время зачетных занятий, класс - концертов, участием в городских и областных конкурсах, фестивалях и оцениваются педагогом и коллегами- профессионалами.
Литература.
Алиев Ю. Воспитание вокальных навыков.М.: Музыка 2004
Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном хоре. М. : Музыка 2006
Апраскина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. М. : Просвещение, 2005
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М. : Просвещение,2010
Горбунов Н. Зонная природа звуковысотного слуха. М.: Просвещение 2004
Добровольская Н. Вокальные упражнения. М. : Музыка 2006
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей у детей. Ярославль: Академия развития. 2004
Орлова Н. Хоровое пение. М. Музыка,2007
Осовинская З., Казаринова А. В мире музыки. М.: Музыка,2009
Порошин С. Воспитание вокальных навыков. М : Просвещение 2007
Литература для учащихся.
Амельхина И. Сто величайших вокалистов: Музыка 2006
Антонов Ю. Искусство Древней Руси. М. : Музыка 2003
Арчакова Н. Русская вокальная школа. М. : Просвещение, 2004
Васина В. Книга о музыке и великих музыкантах. М. : Просвещение,2008
Горбунов Н. Словарь вокальных терминов. М.: Просвещение 2005
Добровольская Н. Вокальные упражнения. М. : Музыка 2003
Михайлова М. Внемлите ангельскому пенью. Ярославль: Академия развития. 2004
Орлова Н. Хоровое пение. М. Музыка,2007
Осовинская З., Казаринова А. В мире музыки. М.: Музыка,2009
Порошин С. Хоровой словарь. М : Просвещение 2007
Покровский М.Путешествие в страну Опера.М. : Музыка 2010
Смирнова А. История отечественной музыки в биографии ее творцов М. : Музыка 2008
Методическое обеспечение программы
(первый год обучения)
Разделы
Формы занятий
Методы и приемы
Дидактический материал
Формы подведения итогов
Раздел I Организация музыкальных интересов учащихся