"Проблемы и трудности в работе учителя с одаренными детьми"
"Проблемы и трудности в работе учителя с одаренными детьми"
Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей - одна из основных задач сегодняшней системы образования.
Поэтому именно в школе, на школьной скамье должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности. Можно с уверенностью сказать, что каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на все свои вопросы в различных областях знаний. Но надо заметить, что таких детей среди учащихся у нас не так много. Значит, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, претворить в жизнь мечты, вывести на дорогу поиска в науке и жизни, помочь им социализироваться.
Воспитанием же одаренного ученика можно заниматься только после его изучения, но что должно быть главным в работе с ним со стороны педагога - это понимание и уважение к личности ребенка. Вполне очевидно, что для работы с одаренными детьми учитель должен развивать и в себе определенное педагогическое чутье, расширяя область своих знаний по воспитанию вундеркиндов. Каждый же ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проблемы и трудности в работе учителя с одаренными детьми"»
Проблемы и трудности учителя в работе с одаренными детьми
О.И.Юденкo, учитель иностранных языков
МБОУ «Гимназия им. И.М.Макаренкова» с. Ольговка
Добринского муниципального района Липецкой области
Аннотация
Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей - одна из основных задач сегодняшней системы образования.
Поэтому именно в школе, на школьной скамье должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности. Можно с уверенностью сказать, что каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на все свои вопросы в различных областях знаний. Но надо заметить, что таких детей среди учащихся у нас не так много. Значит, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, претворить в жизнь мечты, вывести на дорогу поиска в науке и жизни, помочь им социализироваться.
Воспитанием же одаренного ученика можно заниматься только после его изучения, но что должно быть главным в работе с ним со стороны педагога - это понимание и уважение к личности ребенка. Вполне очевидно, что для работы с одаренными детьми учитель должен развивать и в себе определенное педагогическое чутье, расширяя область своих знаний по воспитанию вундеркиндов. Каждый же ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития.
Современному российскому обществу очень нужны люди, которые нестандартно мыслят, активны, позитивны, креативны, способны нестандартно решать возникающие перед ними проблемы, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Выявление, обучение и воспитание, поддержка одаренных, талантливых детей- одна из основных задач сегодняшней системы образования.
Поэтому именно в школе, на школьной скамье должны закладываться основы развития творческой, думающей, самостоятельной личности. Можно с уверенностью сказать, что каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на все свои вопросы в различных областях знаний. Но надо заметить, что таких детей среди учащихся у нас не так много. Значит, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, претворить в жизнь мечты, вывести на дорогу поиска в науке и жизни, помочь им социализироваться.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо только заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, сияющую, полную сил звезду.
Появление новых тенденций в развитии общества вывело проблему развития детской одаренности в число основных. Особое место в ряду современных концепций одаренности занимает «Рабочая концепция одаренности», созданная отечественными учеными (Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С.). Эта концепция определяет свои базовые термины следующим образом:
«Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
«Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Эти гениальные слова В.А. Сухомлинского очень наглядно показывают, какие проблемы, трудности ждут заинтересованного учителя в успешной работе с одаренными детьми.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
В МБОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза И.М.Макаренкова» села Ольговка традиционно уделяется особое внимание обучению одаренных детей. В связи с этим, педагогический коллектив сталкивается часто с рядом проблем и трудностей при развитии одаренности обучающихся, основными из которых являются:
- создание условий для развития одаренности и сохранения психического (психологического, психосоматического) здоровья одаренного ребенка;
- расширение пространства жизнедеятельности учащихся на каждой ступени обучения;
- создание многоступенчатой модели социализирующего пространства, обеспечивающего индивидуальность траектории развития на каждой ступени обучения;
- разработка модели управления, обеспечивающей согласованность работы администрации, методических объединений, медико - психологической службы.
Конечно, не каждому учителю под силу работа с одаренными учениками, поэтому такие ученики могут появиться только у тех учителей, которые сами хорошо подготовлены к нелегкому труду с одаренными детьми. В памяти каждого школьного учителя навсегда остаются ученики, которые выделялись своими яркими, иногда даже выдающимися достижениями в учебе. Учителя гордятся такими детьми.
Но работа с одаренными детьми ставит перед всем учительским коллективом очень много специфических проблем. И самая первая из этих проблем - проблема подбора учителей для одаренных детей.
Некоторые полагают, что достаточно лишь эрудиции по предмету, знания различных методик для работы по развитию одаренности. Но это не так. Только накопив достаточно большой опыт, можно составить необходимую психологическую памятку по работе с одаренными детьми.
И от учителя и от ученика работа с одаренным ребенком требует очень большой отдачи. От учителя - очень большого терпения, испытания на прочность его личности, самоуважения, но стоит заметить, что любой учитель должен быть благодарен судьбе за то, что ему посчастливилось работать с одаренными учениками. И, конечно же, работа с одаренным ребенком оставит в педагогической деятельности учителя незабываемый след.
Постоянно находящийся в поиске чего-то нового, неординарный, удивительный ученик обогащается новыми знаниями, растет, развивается, но и такого же развития, роста, качественного изменения он требует и от своего наставника.
Так как различны особенности одаренных детей, поэтому каких-то единых правил по работе с ними еще никто не придумал, да и они никак не могут быть одинаковы для всех детей.
Но учителю, работающему с одаренными детьми, необходимо выучить все особенности характера и поведения своего воспитанника и постараться принять быструю смену его настроения, его нежелание подчиняться всем, принимать все сказанное учителем, его привычки по поведению на занятиях, неумение выслушивать своих сверстников, высказывать свое суждение, мнение, когда оно не нужно, его замкнутость. Большие и серьезные психологические и педагогические трудности испытывает учитель при работе с этим необыкновенным ребенком. Он должен развивать в себе особую педагогическую интуицию, постоянно расширять свой кругозор.
Воспитанием же одаренного ученика можно заниматься только после его изучения, но что должно быть главным в работе с ним со стороны педагога - это понимание и уважение к личности ребенка. Вполне очевидно, что для работы с одаренными детьми учитель должен развивать и в себе определенное педагогическое чутье, расширяя область своих знаний по воспитанию вундеркиндов.
То, чем отличается одаренный ученик от своих сверстников, так это его самооценка, которая может быть очень разной: или она слишком завышена или наоборот. Здесь уместно вспомнить слова древнегреческого философа Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». Одаренному ребенку нужна устойчиво высокая самооценка для выполнения своей основной работы: учебы.
Роль учителя, работающего с одаренным ребенком, для которого свойственны перепады в его самооценке, - заставить ученика поверить в то, что он обладает неординарными, свойственными только ему возможностями для учебы. Если учитель не может это сделать, не старается установить контакт с ребенком и испытывает раздражение от общения с ним, то для такого педагога не стоит вообще начинать работать с вундеркиндом, так как ни к чему хорошему это не приведет.
А.Эйнштейн писал: «Умственные унижения и угнетения со стороны невежественных и эгоистичных учителей производят в юной душе неизгладимые опустошения, которые оказывают роковое влияние в зрелом возрасте». Поэтому такому учителю необходимо подумать о собственной самооценке. Ничего удивительного, что может настать и такой момент, когда ученик может быть не полностью удовлетворен получаемыми от учителя знаниями, - значит, ваше время ушло, уступите место другому преподавателю. Вероятно, все, что вы могли сделать, — сделано. Необходимо адекватно реагировать на свое незнание.
Не стоит думать, что одаренным детям нужны только всезнающие учителя, «ходячие энциклопедии», - все знать просто невозможно! Но большой находкой для одаренного ребенка может быть педагог, который очень хорошо владеет навыками работы со справочной литературой и не проявляет свою закомплексованность.
Почти все одаренные дети — благодарные ученики, но не ожидайте от них особой благодарности за затраченное время и труд, для них это норма, и не стоит переживать, если ваш предмет не окажется среди самых любимых.
В большей части одаренные ученики — трудоголики, забывающие обо всем, особенно когда они увлечены какой-либо идеей. Для них характерны постоянные вопросы к себе, к учителю, что является залогом успешного продвижения одаренности.
Психологическая особенность одаренных - невозможность воздействовать на них плохими отметками. Они легко ранимы, их можно обидеть, но плохой оценкой подтолкнугь их к какому – либо действию просто невозможно, но что может сделать, например, не решаемая задача.
Одаренными детьми движет стремление познать истину, и они обладают невероятной способностью «поглощать знания». И нельзя ограничивать их каким-то одним конкретным учебником, так как они черпают свои знания из самых разных источников. Различные словари, энциклопедии, первоисточники – это их настольные книги, за прочтением которых они могут засиживаться. А учителю следует быть не столько преподавателем своего предмета, сколько вводить таких детей в науку.
Учитель, работая с одаренными детьми, должен всегда думать о методике обучения. Только творчески спланированный, нетрадиционный, нестандартный урок - эксперимент может увлечь одаренных. Просто пересказ материала, пусть даже и не из учебника, а из специальной литературы одаренному ребенку совсем не нужен. Урок без собственной инициативы для одаренного ребенка практически потерян.
У одаренного ребенка высока способность к самостоятельному обучению, и главный упор в работе с такими детьми следует делать на самообучении: ученики должны научиться приобретать знания самостоятельно, непрерывное самообучение должно присутствовать на каждом уроке.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал — все это позволят педагогу выполнить свою главную задачу — привить ему вкус к серьезной творческой работе, и если он не сделает этого, ребенок может стать всего лишь накопителем знаний. В соответствии с интересами ученика определяется его творческая тема, требующая от него придумывания самостоятельного выдвижения идей и их реализация. Работая над увлекающей его идеей, школьник удовлетворит свое любопытство, свой “исследовательский инстинкт”. Научным руководителем темы может быть как школьный учитель, так и научный работник.
Для одаренных учеников особенно полезны могут быть занятия в творческих мастерских, где они помогают учителю составлять задачи для учебных пособий, компьютерные программы, тесты и т.д. здесь же обсуждаются результаты работы над творческими темами.
Необходимо заметить, что в работе с одаренными детьми следует соблюдать такт и меру, так как они очень самолюбивы, легко ранимы и уязвимы.
Учитель же, творчески работающий с такими учениками, достоин всяческой поддержки и уважения.
Библиография
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1972.
Леонтьев А.А. Педагогика общения. Нальчик. 1996.
«Рабочая концепция одаренности» / под ред. Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова – М., 1998, 2002.
Региональное образование: современные тенденции. 2012- №1(16), стр.140-141, Липецкий институт развития образования, 2012.