Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе
Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе
Доклад
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
“Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которая выходит за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношение детей :
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Общие особенности одаренных детей :
- высокие умственные возможности
- способность быстро схватывать смысл понятий
- потребность сосредотачиваться на заинтересовавших проблемах и стремление разобраться в них
- способность подмечать, рассуждать
- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
Развитие личности детей – это изменение в интеллектуальной волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности помогает развитию субъективности ребенка, способности быть автором, созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их использовать. Развитие личности связанно с появлением психических новообразовании. Этот процесс проходит через адаптацию и умения учиться.
Школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более индивидуальный подход.
Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.
Успеваемость ученика зависит не только от УО, но и от других факторов(памяти, внимания, прилежания и т.д и т.п ). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты да же там, где УО невелика.
Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.
Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.
Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах. Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету. Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме. Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.
Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.
Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы ( победы и призовые места в предметных городских олимпиадах, победа во Всероссийском конкурсе «Первые шаги к науке» 2010г., две победы в 2011 г., 2012г. – второе место третье место; в областном конкурсе «Интеллектуальный марафон», два первых места в городе математическая игра «Кенгуру»), первое место в регионе мира «Медвежонок» 2012 год доказывают ее целесообразность.
Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того , что ему уже не интересно, часто становится скучно в классе после первых же урока. Им приходиться прибывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Очень многое зависит от ведения преподавания, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, скоро становится в тягость и учителю и одноклассникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, и он переключается на посторонние предметы. Некоторые психологи считают, что творческие одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам.
Таким образом, активный ученик, любящий учиться, становится лишним в школе, а она ему не нужной. Он перестает посещать уроки и оказывается в конфликте с учителем. Некоторых учителей раздражает проявления умственной активности.
Причина конфликта и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа нечего не может им дать. Такие дети теряют свою самостоятельность, любознательность и творческий порыв. Часто к одаренным детям в школе предъявляют больше требований. Возникают трудности со сверстниками, которые начинают отторгать от себя такого ученика и он, боясь насмешки становится таким же.
Ранние проявления одаренности требуют внимания к ребенку родителей и учителей. Учителю важно выявить одаренных детей с первых дней обучения.
Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе »
Доклад
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
“Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которая выходит за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.
Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.
Выделяют три категории одаренных в умственном отношение детей :
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Общие особенности одаренных детей :
- высокие умственные возможности
- способность быстро схватывать смысл понятий
- потребность сосредотачиваться на заинтересовавших проблемах и стремление разобраться в них
- способность подмечать, рассуждать
- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
Развитие личности детей – это изменение в интеллектуальной волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности помогает развитию субъективности ребенка, способности быть автором, созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их использовать. Развитие личности связанно с появлением психических новообразовании. Этот процесс проходит через адаптацию и умения учиться.
Школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более индивидуальный подход.
Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.
Успеваемость ученика зависит не только от УО, но и от других факторов(памяти, внимания, прилежания и т.д и т.п ). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты да же там, где УО невелика.
Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.
Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.
Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах. Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету. Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме. Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.
Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.
Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы ( победы и призовые места в предметных городских олимпиадах, победа во Всероссийском конкурсе «Первые шаги к науке» 2010г., две победы в 2011 г., 2012г. – второе место третье место; в областном конкурсе «Интеллектуальный марафон», два первых места в городе математическая игра «Кенгуру»), первое место в регионе мира «Медвежонок» 2012 год доказывают ее целесообразность.
Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того , что ему уже не интересно, часто становится скучно в классе после первых же урока. Им приходиться прибывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Очень многое зависит от ведения преподавания, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, скоро становится в тягость и учителю и одноклассникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, и он переключается на посторонние предметы. Некоторые психологи считают, что творческие одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам.
Таким образом, активный ученик, любящий учиться, становится лишним в школе, а она ему не нужной. Он перестает посещать уроки и оказывается в конфликте с учителем. Некоторых учителей раздражает проявления умственной активности.
Причина конфликта и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа нечего не может им дать. Такие дети теряют свою самостоятельность, любознательность и творческий порыв. Часто к одаренным детям в школе предъявляют больше требований. Возникают трудности со сверстниками, которые начинают отторгать от себя такого ученика и он, боясь насмешки становится таким же.
Ранние проявления одаренности требуют внимания к ребенку родителей и учителей. Учителю важно выявить одаренных детей с первых дней обучения.
Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.