kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

“Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных  учебных программ или помощи, которая выходит за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону  и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.

Выделяют три категории  одаренных в умственном отношение детей :

-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности

- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Общие особенности одаренных детей :

- высокие умственные возможности

- способность быстро схватывать смысл понятий

- потребность сосредотачиваться на заинтересовавших проблемах и стремление разобраться в них

- способность подмечать, рассуждать

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Развитие личности детей – это изменение в интеллектуальной волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности помогает развитию субъективности ребенка, способности быть автором, созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их использовать. Развитие личности связанно с появлением психических новообразовании. Этот процесс проходит через адаптацию и умения учиться.

Школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более индивидуальный подход.

Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.

Успеваемость ученика зависит не только от УО, но и от других факторов(памяти, внимания, прилежания и т.д и т.п ). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты  да же там, где УО невелика.

Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.

Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.

Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах. Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих  способностей и интереса к определенному предмету. Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме. Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией  учителя считается развитие личности ребенка, то есть  стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

 Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.

Так складывается  индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы ( победы и призовые места в предметных городских олимпиадах, победа во Всероссийском конкурсе «Первые шаги к науке» 2010г., две победы в 2011 г., 2012г. – второе место третье место; в областном конкурсе  «Интеллектуальный марафон», два первых места в городе математическая игра «Кенгуру»), первое место в регионе мира «Медвежонок» 2012 год доказывают ее целесообразность.

Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того , что ему уже не интересно, часто становится скучно в классе после первых же урока. Им приходиться прибывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Очень многое зависит от ведения преподавания, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, скоро становится в тягость и учителю и одноклассникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, и он переключается на посторонние предметы. Некоторые психологи считают, что творческие одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам.

Таким образом, активный ученик, любящий учиться, становится лишним в школе, а она ему не нужной. Он перестает посещать уроки и оказывается в конфликте с учителем. Некоторых учителей раздражает проявления умственной активности.

Причина конфликта и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа нечего не может им дать. Такие дети теряют свою самостоятельность, любознательность и творческий порыв. Часто к одаренным детям в школе предъявляют больше требований. Возникают трудности со сверстниками, которые начинают отторгать от себя такого ученика и он, боясь насмешки становится таким же.

Ранние проявления одаренности требуют внимания к ребенку родителей и учителей. Учителю важно выявить одаренных детей с первых дней обучения.

Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе »

Доклад

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

“Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которая выходит за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам.

Выделяют три категории одаренных в умственном отношение детей :

-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;

- дети с признаками специальной умственной одаренности

- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Общие особенности одаренных детей :

- высокие умственные возможности

- способность быстро схватывать смысл понятий

- потребность сосредотачиваться на заинтересовавших проблемах и стремление разобраться в них

- способность подмечать, рассуждать

- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

Развитие личности детей – это изменение в интеллектуальной волевой сферах ребенка. Развитие учебной деятельности помогает развитию субъективности ребенка, способности быть автором, созидателем жизни. Уметь ставить цель. Искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору. Относиться к своим способностям как к ресурсам. Стремиться их использовать. Развитие личности связанно с появлением психических новообразовании. Этот процесс проходит через адаптацию и умения учиться.

Школьная диагностика дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Она дополняется психологическими исследованиями. Это дает возможность учителю осуществлять более индивидуальный подход.

Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.

Успеваемость ученика зависит не только от УО, но и от других факторов(памяти, внимания, прилежания и т.д и т.п ). Действие этих факторов может поднять продуктивность умственной деятельности до значительной высоты да же там, где УО невелика.

Таким образом, педагогам необходимо ориентироваться на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально само реализоваться. Это может быть применение знаний в нестандартной ситуации, разнообразные творческие задания.

Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.

Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах. Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету. Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме. Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.

Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель.

Так складывается индивидуализированная работа с одаренными детьми в моем классе. Результаты такой работы ( победы и призовые места в предметных городских олимпиадах, победа во Всероссийском конкурсе «Первые шаги к науке» 2010г., две победы в 2011 г., 2012г. – второе место третье место; в областном конкурсе «Интеллектуальный марафон», два первых места в городе математическая игра «Кенгуру»), первое место в регионе мира «Медвежонок» 2012 год доказывают ее целесообразность.

Одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта, приходя в первый класс, нередко встречают в школе, где всех учат одинаково, трудности, непонимание, и учение начинается, зачастую, с того , что ему уже не интересно, часто становится скучно в классе после первых же урока. Им приходиться прибывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия. Очень многое зависит от ведения преподавания, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, скоро становится в тягость и учителю и одноклассникам. Часто таких учеников перестают спрашивать, и он переключается на посторонние предметы. Некоторые психологи считают, что творческие одаренные дети в обычной школе подвергаются насмешкам.

Таким образом, активный ученик, любящий учиться, становится лишним в школе, а она ему не нужной. Он перестает посещать уроки и оказывается в конфликте с учителем. Некоторых учителей раздражает проявления умственной активности.

Причина конфликта и в том, что способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа нечего не может им дать. Такие дети теряют свою самостоятельность, любознательность и творческий порыв. Часто к одаренным детям в школе предъявляют больше требований. Возникают трудности со сверстниками, которые начинают отторгать от себя такого ученика и он, боясь насмешки становится таким же.

Ранние проявления одаренности требуют внимания к ребенку родителей и учителей. Учителю важно выявить одаренных детей с первых дней обучения.

Желательно, чтобы обучение одаренных детей строилось на основе специально разработанных программ, которые способствовали бы полной реализации творческого и интеллектуального потенциала, позволяя при этом избежать односторонности психического развития, опасностей искажения личностного развития, а также чрезмерной психической нагрузки и переутомления.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Доклад.Работа с одаренными детьми в начальной школе

Автор: Борисова Людмила Алексеевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171510


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства