kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии

 

Учитель биологии и химии МОСШ №17  Соколова Е.Н.

 г.Нижневартовск Тюменской области

 

В последние годы мне  приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.  Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В  этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.         Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.

2.  Эпизодическая  индивидуальная работа с одаренными детьми.

3.  Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4.  Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5.  Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в  создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный  потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей  требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.  Для того чтобы развить  интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии,  развивающие формы и методы обучения.

При работе с одаренными детьми необходимо решить ряд задач:

  • Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности;
  • Овладеть элементами исследовательской деятельности;
  • Формировать основы теоретического мышления;
  • Развивать самостоятельную и творческую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии »





Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии


Учитель биологии и химии МОСШ №17 Соколова Е.Н.

г.Нижневартовск Тюменской области


В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.

2. Эпизодическая индивидуальная работа с одаренными детьми.

3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.

4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.

5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.












При работе с одаренными детьми необходимо решить ряд задач:

  • Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности;

  • Овладеть элементами исследовательской деятельности;

  • Формировать основы теоретического мышления;

  • Развивать самостоятельную и творческую деятельность.

Направление и способы работы с одаренными детьми

1.Организационное направление

Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.

2.Научно-методическое направление

Создание банка методических материалов для работы с одаренными детьми.

3.Эксперементальное направление

  • Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

  • Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.

  • Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.

4. Аналитическое направление

На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2010-2011 учебный год.

Формы работы с одаренными детьми

  • творческие мастерские;

  • работа по индивидуальным планам развития;

  • элективные курсы

  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • участие в работе городских, предметных НОУ;

  • занятия с преподавателями ВУЗов;

  • обучение в профильных классах;

  • участие в Интернет-олимпиадах

При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).









Можно организовать систему стимулов для учащихся:

  1. Работа на доверии.

  2. Предоставление свободного посещения уроков для подготовки к городским, областным олимпиадам и спортивным соревнованиям.

  3. Предоставление дополнительных каникулярных дней во время зимних каникул.

  4. В традиции школы праздник – «Слет одаренных детей» в мае и награждение победителей школьных, городских и областных олимпиад.

При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:

1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока  отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение  получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности  нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии и химии.






























Список использованной литературы



  1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

  2. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

  3. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

  4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

  5. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

  6. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)

  7. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

  8. Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.

  9. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

  10. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

  11. Психология одаренности: от теории к практике. Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

  12. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав.Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.

  13. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами иску­сства.- М.: Пед. общ-во России,1999.

  14. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.

  15. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

  16. Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.

  17. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика про­дуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

  18. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.

  19. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии

Автор: Соколова Елена Николаевна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация "Формы работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138207"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417514048"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) ""Из опыта работы с одаренными детьми на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(123) "iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134113"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416669274"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Система работы с талантливыми, творчески одарёнными детьми в свете Нового закона об образовании"
    ["seo_title"] => string(102) "sistiema-raboty-s-talantlivymi-tvorchieski-odarionnymi-diet-mi-v-svietie-novogho-zakona-ob-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "267329"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450357505"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Работа с талантливыми, творчески одарёнными детьми в свете Нового закона об образовании"
    ["seo_title"] => string(93) "rabota-s-talantlivymi-tvorchieski-odarionnymi-diet-mi-v-svietie-novogho-zakona-ob-obrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "267333"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450358251"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства