Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии
Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии
Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии
Учитель биологии и химии МОСШ №17 Соколова Е.Н.
г.Нижневартовск Тюменской области
В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Эпизодическая индивидуальная работа с одаренными детьми.
3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.
При работе с одаренными детьми необходимо решить ряд задач:
Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности;
Овладеть элементами исследовательской деятельности;
Формировать основы теоретического мышления;
Развивать самостоятельную и творческую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии »
Особенности работы с одаренными детьми на уроках биологии
Учитель биологии и химии МОСШ №17 Соколова Е.Н.
г.Нижневартовск Тюменской области
В последние годы мне приходилось работать с очень способными, одарёнными детьми, призёрами олимпиад, конференций, при подготовке которых иногда испытывала трудности. Они заключались в том, что для этих особо одарённых детей и программа обучения должна быть другая, не такая как для всех учащихся. Для этого мне самой приходилось повышать свой кругозор, искать вопросы по биологии внешкольной программы.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Однако существующая на сегодняшний день проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Недостаточная научно-методическая база для учителей, работающих с данной категорией учащихся.
2. Эпизодическая индивидуальная работа с одаренными детьми.
3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности. Для того чтобы развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, необходимо внедрять в образовательный процесс новые образовательные технологии, развивающие формы и методы обучения.
При работе с одаренными детьми необходимо решить ряд задач:
Сформировать устойчивый мотив к учебной и творческой деятельности;
Овладеть элементами исследовательской деятельности;
Формировать основы теоретического мышления;
Развивать самостоятельную и творческую деятельность.
Направление и способы работы с одаренными детьми
1.Организационное направление
Работа на этом этапе предполагает диагностику и анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития.
2.Научно-методическое направление
Создание банка методических материалов для работы с одаренными детьми.
3.Эксперементальное направление
Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет.
Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
4. Аналитическое направление
На данном этапе планируется проанализировать результаты работы, определить проблемы, пути их решения и составить перспективный план на 2010-2011 учебный год.
Формы работыс одаренными детьми
творческие мастерские;
работа по индивидуальным планам развития;
элективные курсы
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
кружки по интересам;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
участие в работе городских, предметных НОУ;
занятия с преподавателями ВУЗов;
обучение в профильных классах;
участие в Интернет-олимпиадах
При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Можно организовать систему стимулов для учащихся:
Работа на доверии.
Предоставление свободного посещения уроков для подготовки к городским, областным олимпиадам и спортивным соревнованиям.
Предоставление дополнительных каникулярных дней во время зимних каникул.
В традиции школы праздник – «Слет одаренных детей» в мае и награждение победителей школьных, городских и областных олимпиад.
При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й у р о в е н ь – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
2-й у р о в е н ь – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);
3-й у р о в е н ь (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках биологии и химии.
Список использованной литературы
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. : Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста. Возрастная и педагогическая психология. Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
Психология одаренности: от теории к практике. Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав.Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П.Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(205) ""Из опыта работы с одаренными детьми на уроках английского языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения" "
["seo_title"] => string(123) "iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-vtorogho-pokolieniia"
["file_id"] => string(6) "134113"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1416669274"
}
}