Особенности работы с одаренными детьми по химии
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. (слайд1)
Опыт работы с одаренными детьми, накопленный мною за 30 лет педагогического стажа, показывает, что прежде всего их необходимо просто отыскать.Обучение химии начинается в 8 классе. Как трудно восьмиклассникам погружаться в этот незнакомый мир веществ и формул. Поначалу учащиеся демонстрируют интерес к данному предмету. Но с течением времени, когда они сталкиваются с той бездной знаний, которую таит в себе данная наука, энтузиазм стихает. Одним становиться неинтересно, другим предмет дается с трудом, третьи просто зарабатывают отметки. И лишь немногие, выдержавшие это нелегкое испытание, не теряют блеска в глазах и искреннего стремления к познанию. Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты (слайд 2 Поэтому так важно определить основные задачи в работе с такими детьми: развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Традиционными формами работы
с одаренными детьми были: (Слайд3)
Основные направления в моей работе с одарёнными детьми – урок, предметный кружок, проектная деятельность, факультативы, подготовка к олимпиадам.
Как можно раскрыть природные особенности ребенка на уроке? Ограниченность во времени, стремление успеть выполнить учебную программу не всегда позволяет учителю выслушать мнение ученика, проявить себя. В силах учителя создать на уроке атмосферу добра и творчества. Позитивный психологический климат на уроке очень важен, так как познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию. Урок должен иметь творческий характер и быть направлен на создание для каждого ребенка "ситуации успеха". Предъявляйте требования, которые соответствуют развитию ребенка, а затем постепенно «повышайте планку». Поэтому целесообразным считаю предлагать им индивидуальную программу, творческие задачи, домашние эксперименты, подготовку презентаций. Результативным оказалось включение таких детей в работу класса в качестве консультантов на семинарах и зачетах, исследователей при изучении нового материала.
2010 году президентом РФ – Медведевым Д - была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа" одним из направлений-«Развитие системы поддержки талантливых детей».
«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». В связи с этим обновляются и формы работы с одаренными детьми
Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
• Учебная деятельность медкласса построена на применение и развитие исследовательской деятельности учащимися .В основе лежит межпредметная интеграция( биология , химия, экология)
Профильное обучение предусматривает проектную и научно-исследовательскую работу в большем объеме, чем в традиционной системе обучения. Это –
? Элективные курсы по выбору, научные кружки и общества,
? Посещение профильных предприятий, интегрированные мероприятия со специалистами
? Исследовательская работа по индивидуальным планам
Способный ученик должен развиваться не только на уроке. В течение ряда лет веду внеклассную работу с учащимися 9-11 классов. Именно на таких занятиях, в непосредственной обстановке можно разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить интересные способы решения поставленных перед ними задач. На занятиях с детьми выполняем исследования продуктов питания, выращиваем кристаллы, готовим учебные пособия. При выполнении этих работ закрепляются практические умения и навыки. Занятия в значительной степени способствуют развитию индивидуальных способностей одаренных детей, их творческого потенциала, повышают внутреннюю культуру.
Далее с такими учащимися работа идет во внеурочное время: факультативы, выполнение исследовательских и проектных работ, подготовка к участию в олимпиадах. В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла можно более качественно развивать навыки и умения учащихся, необходимые для научно – исследовательской деятельности. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников является метод проектов. При организации данного вида деятельности можно разрабатывать различные виды проектов, например, учебные, информационные, исследовательские и другие.
Работа над проектами приводит к следующим результатам: усиливается учебная мотивация; повышается успешность обучения и интерес учащихся к предмету химия; улучшаются навыки обработки результатов лабораторных исследований; в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширяется их кругозор; ребята продвигаются по пути познания себя; дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Как правило, при подготовке к олимпиаде у каждого учителя возникают следующие вопросы:
1. Как, среди уменьшающегося количества часов, выкроить время на подготовку?
2. Как можно мотивировать учеников?
3. И где найти силы учителю, который завален отчетами, документацией, должен вести воспитательную работу?
Работу по подготовке к олимпиадам различных уровней провожу в течение всего учебного года на дополнительных занятиях во внеурочное время, использую различные формы работы. Очень важно, чтобы у участника олимпиады был прочный фундамент не только химических, но и физических, и математических знаний. Успешное решение химических задач невозможно без этих наук. Кроме естественнонаучных знаний, у школьников должен быть определенный набор методологических приемов - способов, которые помогают добывать новые знания и творчески перерабатывать уже имеющиеся.
Способные ученики каждый год принимают участие и становятся призерами районных олимпиад, В последние три года дети участвуют в международной олимпиаде по основам наук 2011\2012 год 6 участников стал и призерами премьер лиги, 20012\13 год –8 участников. Олимпиады однозначно нужны детям как путь к самовыражению, к развитию.
Спецкурсы. Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования. Ключевым элементом профилизации школы признана стать система элективных курсов для учащихся 9 – 11 классов. Элективные курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности.[2]В качестве предметно- ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе естественно-научного профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно – практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.Важную роль для развитичя и становления творческой личности обучение в профильных классах и участие к в научных конференциях и конкурсахВ старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжению соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности. Для учащихся 10, 11 классов предлагаю и провожу следующие предметно – ориентированные курсы:, «Решение задач повышенного уровня сложности». Такие курсы призваны пробудить интерес старшеклассников к различным направлениям химической науки, показать, как будет осуществляться их дальнейшее химическое образование.
В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед, это способствует: саморазвитию; самореализации; освоению новых технологий, практик; развитию информационной культуры. «Талант – это 1 % способностей, а 99% потения».
Результативность:
1 «Международная олимпиада по основам наук» призеры высшей лиги 2011/2012 год 8 учеников; 2012/13-6 учеников; 2013/14-6 учеников
2 Экологические конференции «Мы дети земли Дальневосточной» 2009 год 1 место ПавленкоД ; 2011 год 1 место Павленко Д; 2012 год Смирнова Ю и Хвостова А 2012 год -1 место
3.Экологические акции Семенова Ю 2013 год, 3 местоЗайцева И 2013 год-2 место
4 Конкурс научно практических проектов школьников «Актуальные проблемы биосферы» ( в рамках Фестиваль науки) 2014 год 2 место Бородина И и Смирнова Ю -3 место;
5 Сурова Ксения 10 класс МОУ СОШ №; 1 место - 3 региональный конкурс проектов «Мы во вселенной» ( в рамках Всероссийского фестиваля науки)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формы работы с одаренными детьми »
Формы работы с одаренными детьми
Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ №3 Волобуевой Т.Э.
г. Комсомольск-на-Амуре
2014 год
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Домашний эксперимент:Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян
2
3.11.08 – приготовил раствор, поместил в него фигурку (сердечко), поставил банку с фигуркой под батарею.
1 - кладём семена, воду не наливаем – дальнейшее проведение эксперимента в данных условиях не имеет смысла, т.к. в течение зимы семена хранятся в подобных условиях и с ними ничего не происходит.
16.04.09– во втором стакане
Оборудование
Цель
Ход работы
Продолжение
Начало эксперимента
Второй день
Через неделю
Итог опыта
2 - наливаем столько воды, чтобы семена чуть были закрыты водой, ставим в тёплое место.
Цель
Оборудование
Начало эксперимента
Третий день
Четвёртый день
Пятый день
День седьмой
Итог опыта
17.04.09– во втором стакане еще у 2-х фасолин обозначились ростки;
в третьем стакане фасолина набухла;
в четвертом стакане видимых изменений не происходит.
Банка
Проволка
Линейка
Соль
Ложка
Краситель
Вязальная нить
4 - наливаем столько воды, сколько и во второй, ставим в холодильник.
Чтобы подкрасить раствор нужно добавить краситель пищевой .
Далее: поставить банку в тёплое место.
Оформление: фотографии, запись, презентация.
Назначение: подарок.
Цель эксперимента – выяснить, какая среда обитания нужна для прорастания семян.
В банку 650 грамм наливаем воду, насыпаем 6 ложек соли «Байкалочка экстра».
На линейку наматываем проволку 15 сантиметров.
Из куска проволки 23 сантиметра делаем фигурку «сердечко».
Пищевой краситель упакован: «ЮниМиксПак»109316, Москва, Остаповский пр-д, д.9.
Состав:Е124, соль (сахар).
Соль «Байкалочка» произведена на солевакуумном заводе в районе озера Байкал.
Эта соль пищевая, поваренная, выварочная.
Соль выпуцена и упакована в апреле 2008г.
18.04 -Фасоль из второго стакана высажена в грунт (цветочный горшок с геранью)
4.11.08 , – изменений почти нет. На горлышке банки появились кристаллы. На фигурке не было кристаллов.
Несколько раз в банке появлялась корка. Приходилось её снимать.
На нитках кристаллы не образуются, т.к. нитка ворсистая!
Прошел месяц! Жидкость испарилась. На дне банки получился кристалл соли, похожий на коралл. Цвет и форма напоминает настоящий коралл.
у фасолины проклюнулся росток;
в третьем и четвертом стаканах видимых изменений не происходит.
2
Оптимальная обстановка для прорастания семян такая же, как в стакане №2: тепло, влага, кислород, свет.
В условиях недостатка кислорода семена тоже прорастали, но медленнее (объект № 3).
В условиях пониженной температуры «выжила» только фасоль.
Семена овса не проросли ни при каких условиях. Возможно, для него не надо много воды.
20.04 – обозначились ростки в 4 ст. (в холодильнике)
4 Стакана
Семена
фасоли
Семена овса
Вода
3 - наливаем столько кипячёной воды, чтобы семена оказались под водой, накрываем стакан блюдцем.
14.04.09 – Закладка семян:
берём четыре пластиковых стакана.
В каждый кладём по три семени фасоли и овса .
Выполнил:
ученик 5А класса
МОУ СОШ № 3
Клебан Антон
Выполнил:
ученик 5А класса
МОУ СОШ № 3
Клебан Антон
4
3
2
20.04 – первые всходы
3
4
4
2
4
3
3
Домашний эксперимент:Выращивание кристаллов соли.
Выполнил:
ученик 5А класса
МОУ СОШ № 3
Клебан Антон
Содержание:
Оборудование
Цель
Ход работы
Продолжение
Начало эксперимента
Второй день
Через неделю
Итог опыта
Цель: вырастить кристаллы соли.
Оборудование:
Банка
Проволка
Линейка
Соль
Ложка
Краситель
Вязальная нить
Ход работы:
В банку 650 грамм наливаем воду, насыпаем 6 ложек соли «Байкалочка экстра».
На линейку наматываем проволку 15 сантиметров.
Из куска проволки 23 сантиметра делаем фигурку «сердечко».
Ход работы (продолжение).
Чтобы подкрасить раствор нужно добавить краситель пищевой .
Далее: поставить банку в тёплое место.
Оформление: фотографии, запись, презентация.
Назначение: подарок.
Соль
Соль «Байкалочка» произведена на солевакуумном заводе в районе озера Байкал.
Эта соль пищевая, поваренная, выварочная.
Соль выпуцена и упакована в апреле 2008г.
Пищевой краситель.
Пищевой краситель упакован: «ЮниМиксПак»109316, Москва, Остаповский пр-д, д.9.
Состав:Е124, соль (сахар).
Начало эксперимента.
3.11.08 – приготовил раствор, поместил в него фигурку (сердечко), поставил банку с фигуркой под батарею.
Второй день.
4.11.08 , – изменений почти нет. На горлышке банки появились кристаллы. На фигурке не было кристаллов.
Через неделю.
Несколько раз в банке появлялась корка. Приходилось её снимать.
На нитках кристаллы не образуются, т.к. нитка ворсистая!
Итог опыта.
Прошел месяц! Жидкость испарилась. На дне банки получился кристалл соли, похожий на коралл. Цвет и форма напоминает настоящий коралл.
Домашний эксперимент:Влияние температуры воздуха и влажности на прорастание семян
Выполнил:
ученик 5А класса
МОУ СОШ № 3
Клебан Антон
Содержание:
Цель
Оборудование
Начало эксперимента
Третий день
Четвёртый день
Пятый день
День седьмой
Итог опыта
Цель
Цель эксперимента – выяснить, какая среда обитания нужна для прорастания семян.
Оборудование:
4 Стакана
Семена
фасоли
Семена овса
Вода
Начало эксперимента.
14.04.09 – Закладка семян:
берём четыре пластиковых стакана.
В каждый кладём по три семени фасоли и овса .
1 - кладём семена, воду не наливаем – дальнейшее проведение эксперимента в данных условиях не имеет смысла, т.к. в течение зимы семена хранятся в подобных условиях и с ними ничего не происходит.
2 - наливаем столько воды, чтобы семена чуть были закрыты водой, ставим в тёплое место.
2
3 - наливаем столько кипячёной воды, чтобы семена оказались под водой, накрываем стакан блюдцем.
3
4 - наливаем столько воды, сколько и во второй, ставим в холодильник.
4
Третий день
16.04.09– во втором стакане
у фасолины проклюнулся росток;
в третьем и четвертом стаканах видимых изменений не происходит.
2
4
3
Четвертый день
2
17.04.09– во втором стакане еще у 2-х фасолин обозначились ростки;
в третьем стакане фасолина набухла;
в четвертом стакане видимых изменений не происходит.
4
3
Пятый день
18.04 -Фасоль из второго стакана высажена в грунт (цветочный горшок с геранью)
2
4
3
День седьмой
20.04 – обозначились ростки в 4 ст. (в холодильнике)
Итог опыта.
Оптимальная обстановка для прорастания семян такая же, как в стакане №2: тепло, влага, кислород, свет.
В условиях недостатка кислорода семена тоже прорастали, но медленнее (объект № 3).
В условиях пониженной температуры «выжила» только фасоль.
Семена овса не проросли ни при каких условиях. Возможно, для него не надо много воды.
20.04 – первые всходы
Факультативы для учащихся 8 классов«Химия для любознательных»
Исследовательские работы:
Изучение качества питьевой воды;
Изучение действия алкоголя на организм;
Изучение содержания йода в морской капусте
Изучение пищевых красителей.
Факультатив«Химия для любознательных»
Летний практикум и профильные отряды
Конференции и конкурсы
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». (февраль 2010 год)
«Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования».
Одаренные дети
Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
Новые формы работыс одаренными детьми
Классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
Обучение в профильных классах
Элективные курсы по выбору, научные кружки и общества
Участие в межпредметных конференциях и конкурсах
Посещение профильных предприятий, интегрированные мероприятия со специалистами
Исследовательская работа по индивидуальным планам
Участие в дистанционных олимпиадах разного уровня
Методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный;
Обучение в профильных классах
Медицинский класс
Создан 2010год (1год)
Состав - 25 учащихся ( 9 юношей и 16 девушек)
15 учащихся – МОУ СОШ № 3;
10 учащихся - с других школ (№1, 4, 16, 13, 24, 52, п. Снежный)
Набор осуществлялся по результатам профильных экзаменов и на основе портфолио учащихся
Занятия в медколледже
Учебные занятие – 1 раз в неделю (среда, 4 часа);
Два спецкурса: «Физиология человека», «Анатомия человека»
Практика в больницах, медицинских лабораториях города, экскурсии в аптеки
Встречи со специалистами
Интегрированные уроки
Научные конференции и конкурсы
Исследовательская работа
по индивидуальным планам
Обучение в профильных классах ведется по программам Министерства образования РФ для классов с расширенным и углубленным изучением отдельных предметов. Это позволяет учащимся получить более серьезную подготовку по предмету и возможность подготовиться к предметным олимпиадам и успешной сдачи экзаменов.
Учебная деятельность медкласса построена на применение и развитие исследовательской деятельности учащимися .В основе лежит межпредметная интеграция( биология , химия, экология)
Участие школьников в олимпиадах является одним из условий повышения уровня развития школьников. Учащиеся профильных классов являются участниками и победителями муниципальных, краевых и международных олимпиад и экологических конкурсах
Результативность
Предмет ЕГЭ
Класс
химия
Уровень обучения (если профильный класс - указать профиль класса)
всего учащихся
11а
11б
профильный класс (физико-математический)
2011\
2012
всего сдавали ЕГЭ
25
2012
2013
профильный класс (химико- биологический)
25
26
2011
2012
% получивших 80 и более баллов
4
2012
2013
25
2011\
2012
14
1
0
средний балл ЕГЭ по предмету
2012\
2013
11
0
2011\
2012
0
55
2012\
2013
Зайцева М -92 балла
56
52
60,8
Результативность
Учебный
год \
кол-во выпускников
Поступили в КнАГТУ
2011
2012
По своему профилю
25
2012-2013
Поступили в
АмГПГУ по своему профилю
На другие специальности
25
0
Поступили в
ВУЗы Хаб. края
7
0
2
1
По своему профилю
Поступили в
ВУЗы России
На другие специальности
3
6
7
По своему профилю
0
3
1
На другие специаль-ности
4
1
0
Результаты ЕГЭ
Предмет
Кол-во уч-ся
Биология
% выбора
Химия
21
Успеваемость
18
42%
36%
100%
Средний тестовый балл
Вторичный балл по ЕГЭ
88%
57, 42
от 40 до 89
9 чел более 60 баллов
Учитель
52,2
7 чел более 60 баллов
Молчанова Е.В.
Волобуева Т.Э,
Поступление в ВУЗы
Медицинский ВУЗ
г. Хабаровска
Медицинская академия
г. Москва
Матухно А.
Павленко Д.
Емельянова А.
Хашми С. Белогородская
Бородина К.
Нефтехимический факультет
КГТУ
Крейденков Е.
Медицинский колледж
г. Комсомольска-на-Амуре
Капкаев П.
Плехов В.
Горина И.
Санталова О.
Невротов А.
Мед колледж Хабаровска
Кузина А.
Поправко А.
Сербинович А.
Ткаченко А.
Черный П.
Мигаева Э.
Мысливчик
Качество знаний по профильным предметам
Говорить о том, что школа (образовательная среда) воспитала и развила одаренного человека, можно тогда, когда мы не только демонстрируем интеллектуальные и творческие достижения наших детей, а имеем целеустремленную личность, с высокой гражданской и лидерской позицией, способную создать такие продукты (труда, общения, учения, познания ), которые принесут равные благо другим людям, обществу, своей республике.
Литература
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
Алексеев А.А., Громов Л.А. Психогеометрия для менеджеров.Ленинград, 1991.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.