Одаренный ребенок - это ребенок, который показывает очень рано способности, отличающийся от своих сверстников. Одаренный ребенок - это, конечно, ребенок, который может оказаться еще и успешным, поэтому фигура человека рядом не менее важна, чем способности самого ребенка. Дети, одаренные особым образом – это большое счастье и большое испытание и для обладателей этого дара, и для педагогов и родителей. Педагоги, работающие с одаренными детьми, сталкиваются с теми же проблемами что и родители этих детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы выявления и поддержки одаренных детей »
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК». РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ.
Одаренный ребенок - это ребенок, который показывает очень рано способности, отличающийся от своих сверстников. Одаренный ребенок - это, конечно, ребенок, который может оказаться еще и успешным, поэтому фигура человека рядом не менее важна, чем способности самого ребенка. Дети, одаренные особым образом – это большое счастье и большое испытание и для обладателей этого дара, и для педагогов и родителей. Педагоги, работающие с одаренными детьми, сталкиваются с теми же проблемами что и родители этих детей.
Нужна особая психологическая подготовка, чтобы уметь работать с такими детьми. Основная задача психолога - помочь профессионалам и родителям в работе с одаренными детьми. Существует грустное предание о золотом мальчике, которым целый вечер любовались пирующие вельможи. На следующий день он умер, потому что кожа его, покрытая несмываемой золотой краской, не могла дышать. «Золотая забота» может оказаться удушающей. Кто-то подсчитал, что 90 процентов вундеркиндов вырастают в обыкновенных людей. Судьба оставшихся 10 процентов зачастую складывается драматично. Какова роль родителя и педагога в выстраивании жизненного пути одаренного ребенка? Имеют ли папа с мамой право решать за сына или дочь их судьбу? И может ли родитель и педагог эксплуатировать чужой талант? Сегодня мы поговорим об особенностях организации работы с педагогами и родителями детей с признаками одаренности. Отборочный тур. Вопросы: Чем, по вашему мнению, одаренность отличается от таланта? Какой эффект (положительный, отрицательный) оказывает на одаренного ребенка соревновательность? Объясните ответ. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был вундеркиндом? Почему одаренных детей считают «группой риска»? Мозговой штурм (разминка) Практическая часть 1 (для педагогов) Изучите проблемы одаренных детей. Для каждого типа проблемы разработайте 1. Цель работы с одаренным ребенком. 2. Практические шаги в осуществлении этой цели. 3. Укажите предполагаемый результат работы. Психологам, педагогам, родителям при составлении индивидуальной программы помощи одаренным детям приходится сталкиваться со следующими проблемами: 1. Нарушение в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя. 3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересам или кажутся бессмысленными. 4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становится лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии. 6. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано. 7. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критично относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. 8. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям. 9.Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия к себе окружающих. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 10.Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 11.Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. В соответствии с вышеперечисленным, производится выявление одаренности, ее типа, составление индивидуальной программы психологической поддержки. Практическая часть 2 (для педагогов, родителей). Укажите (если есть) рациональное зерно и выскажите критические замечания (если есть) о следующих бытующих стереотипах педагогов и родителей об одаренных детях: Стереотип 1: Одаренные дети – те, кто обучается всему легко и быстро. Учить одаренных детей – одно удовольствие, и общение с ними легко и приятно. Стереотип 2. Одаренный ребенок сам не пробьется. Родитель (педагог) должен тащить юного гения за руку к славе. Стереотип 3. Одаренный ребенок всегда проявит себя сам. Стереотип 4: Все родители хотят, чтобы их дети были одаренными. «Если ребенок гениален, наверное, для него будущее будет прекрасно. Радоваться его успехам, гордиться всегда приятно». Стереотип 5: Все дети талантливы по-своему. «Всех детей можно считать одаренными». Основные выводы: - Стереотипы восприятия одаренного ребенка различны и требуют специального изучения и учета в работе психолога. - Семья должна играть важнейшую роль в образовании и воспитании одаренного ребенка. Результаты могут быть наилучшими, когда семья и учреждение образования работают в тесном контакте. - Родители и специалист должны определиться в отношении целей, которые ставятся перед ребенком, и путей к достижению. Когда специалист и родители сотрудничают подобным образом, одаренный ребенок наиболее полно реализует свой потенциал. - Родителям необходимы знания и навыки, которые позволяют обеспечить развитие их одаренных и талантливых детей. - Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств к нему самому, и ко всему миру. - Психолог в своей работе должен опираться и настойчиво призывать родителей и специалистов способствовать не только умственному развитию, но и личностному развитию одаренных детей. В заключение, хотелось бы процитировать Н. Роджерса, который предлагает родителям, воспитывающим одаренных детей, настроиться следующим образом. Я буду внимательно слушать тебя: твои чувства и мысли. Я услышу твою боль, твои мучения, твой гнев, печаль, радость. Я буду уважать тебя и твои решения, которые ты принимаешь по отношению к себе. Я могу не соглашаться с тобой, но я буду всегда уважать тебя и твою правду (найденную тобой). Я буду подбадривать и поддерживать тебя, чтобы ты пробовал новое, но я никогда не буду подталкивать тебя силой. Я учусь у тебя и открыт новому опыту, который я познаю в общении с тобой; временами я совершаю ошибки, поступаю так, как бы мне не хотелось, временами я заблуждаюсь. В таких случаях я об этом скажу тебе прямо, скажу «прости».
Рекомендуем посмотреть: «Приключения электроника» - фильм о поиске смысла жизни и непростых отношениях со сверстниками «необычного» ребенка. "Дитя Макконы". Фильм о лжи взрослых, которые пытаются эксплуатировать чудо-ребенка. «Умница Уилл Хантинг» - личностные проблемы одаренного человека, эксплуатация способности, психологическая поддержка. "Игры разума" и "Блеск" - тоже о талантливых людях, которые были заложниками их окружения, но хорошими заложниками, они состоялись благодаря поддержке людей, которые были рядом. «Индиго» - социальные проблемы одаренных подростков, эксплуатация способностей, описанная в несколько гротескном варианте.