Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:
разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;
налаживание взаимодействия с образовательными учреждениями города, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями;
функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа "Одаренные дети" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Уфимская средняя общеобразовательная школа»
Программа «Одарённые дети»
2012-2015 гг.
Творческую личность может обучать
и воспитывать только творчески работающий учитель.
Введение. Актуальность программы.
В 2008 году президент Российской Федерации Д.А.Медведев в послании Федеральному собранию выдвинул национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В национальной образовательной инициативе определены пять направлений государственной поддержки и развития современного школьного образования, среди них – создание системы поддержки талантливых детей.
Средняя школа является не только основополагающей системой образования, в которой талантливые дети могут проявить свои способности. Она является важным этапом социализации (социокультурного становления) личности талантливых обучающихся. В процессе социализации обучающиеся не просто усваивают и воспроизводят социокультурный опыт, но и приобретают навыки теоретической и практической деятельности. Результатом социализации, осуществляющейся в учебно-воспитательном процессе школы, следует считать качественные новообразования личности школьников, такие как воспитанность, обученность, образованность, развитость и сформированность.
Демократизация общественной жизни привела к осознанию значения индивидуальной, личностной доминанты, ценности таланта и нацеленности человека на самореализацию, что особенно отразилось на такой чувствительной сфере, как образование.
Переход к новой образовательной парадигме сопровождался усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.
В рамках новых школьных образовательных стандартов характеристикой личности, отражающей качественный результат всех видов деятельности обучающихся, названа компетентность. Компетентность представляет собой не только совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков, но и ценностное отношение к ним.
С этой целью целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся школы.
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, свои драмы в ходе возрастного развития. Все это не снимает трудностей в развитии одаренных детей.
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе, т.к.учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
3. Неконформность. Одаренные дети несклонны к конформизму, отвергают стандартные требования, особенно если эти требования идут вразрез с их интересами и кажутся им бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.
Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы:
1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.
Как обучать таких детей в общеобразовательной школе?
Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Какую курсовую подготовку должен пройти учитель, чтобы работать с такой категорией детей?
Мы пытаемся решать эти проблемы, изучая опыт инновационных образовательных школ России.
Интересен опыт создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
Специалисты отмечают, что одаренных детей в России от 8 до 12% в каждом возрасте (аналогичный среднеевропейский показатель - от 2 до 5%). Количество одаренных взрослых на несколько порядков ниже числа одаренных детей. Моральные издержки за эти потерянные проценты несут те дети, которые без профессиональной педагогической и психологической поддержки вырастают в "потерянных" взрослых. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических программ, поскольку более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будет являться залогом социального успеха каждого из них. По данным специалистов многие одаренные дети испытывают тяжелое состояние депрессии, вынуждены скрывать от сверстников и учителей свою неординарность.
Сегодня, на наш взгляд, целесообразно является обучение одаренных детей в единой образовательной системе, где обеспечена интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс.
Паспорт программы
Наименование программы
«Одарённые дети»
Основание для разработки
программы
Конституция Российской Федерации;
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Закон РФ «Об образовании»;
.Национальная доктрина образования в РФ;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»;
Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. №79-р об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 годы, включающей подпрограммы «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья»;
Образовательная программа, программа развития, концепция развития МКОУ АГО «Уфимская СОШ»
Научно-методологическая основа программы
Теория Б.М. Теплова «О психологических предпосылках детской одарённости»;
Концепция Д.Ж. Рензулли, включающая трёхкомпонентную модель одарённости, соотношение интеллектуальных и творческих способностей с высоким уровнем мотивации;
Концепция Н.С Лейтиса, рассматривающая вопросы возрастного развития одарённости.
Цель программы
Цель программы «Одаренные дети» состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения сопровождения одаренных детей, обеспечение баланса между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира.
Задачи программы
Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
Создание образовательной среды развивающего типа.
Создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой, творческой и спортивной деятельности.
Мотивирование внутреннего стремления обучающихся к знаниям, как причину будущего, личного жизненного успеха.
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми и применение этих приёмов;
Внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренными детьми.
Просветительская деятельность по проблемам одаренных детей со всеми субъектами образовательной деятельности: педагогами, родителями, общественностью,
социальными партнерами.
Принципы реализации программы
гуманизм;
демократизм;
научность и интегративность;
индивидуализация и дифференциация;
систематичность;
развивающее обучение;
Основные направления деятельности по реализации программы
Создание образовательной среды, обеспечивающей психолого-педагогическую поддержку, развитие и успешную многостороннюю социализацию обучающихся через технологию построения индивидуального образовательного маршрута, развитие толерантности в образовательном пространстве через совместную деятельность всех субъектов образовательного процесса
Организованность при проведении школьных предметных олимпиад; расширение диапазона предметов, по которым они проводятся и параллелей; оперативность при проверке олимпиадных работ и подведении итогов олимпиады;
Привлечение учителями-предметниками к участию в школьной научно-практической конференции большего количества детей;
Целенаправленные наблюдения за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность к научной деятельности и показывающих результативность в различных областях деятельности, в том числе творческой и спортивной;
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми и применение этих приёмов;
Определение статуса каждого ребёнка в коллективе и построение воспитательной работы так, чтобы создать комфортные условия для одарённых детей;
Обязательное поощрение детей за все успехи.
Участники реализации программы
Методический совет, школьные методические объединения учителей, родительская общественность, детские органы самоуправления, обучающиеся.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа предусматривает обеспечение баланса между когнитивным и аффективным развитием личности одаренного ребенка, формирование у него интегративного мышления и общей картины мира.
Формирование программно-методической базы для развития одаренных детей
Создание условий для раскрытия индивидуального творческого и лидерского потенциала детей и подростков в системе основного и дополнительного образования, развитие их творческого потенциала одно и тоже, что ниже и результат?
Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности
Создание в школе системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
Формирование информационной базы данных о талантливых и одаренных детях, обучающихся в школе.
Система контроля за выполнением программы
Контроль за исполнением проекта осуществляется в установленном порядке Методическим советом школы и администрацией.
Ежегодный отчёт о реализации программы перед родительской общественностью.
Оценка эффективности реализации программы
Количество одаренных детей, включенных в систему индивидуального психолого-педагогического сопровождения;
Количество учащихся школы, принимающих участие в интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях районного, областного, регионального и т.д. уровнях;
Количество победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований различного уровня;
Успешность в социуме выпускников МКОУ АГО «Уфимская СОШ»– участников программы «Одарённые дети».
Современное состояние проблемы развития одаренности
Виды одаренности, на развитие которых направлена программа
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия «одаренность» позволил нам выделить следующие виды одаренности:
Общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
Информационно-коммуникативная одаренность;
Творческая одаренность;
Социальная одаренность;
Спортивная одаренность.
Для развития каждого вида одаренности разработана система мероприятий, включенная в образовательную модель школы. При моделировании учтены возрастные особенности, что позволяет детям ориентироваться в образовательном пространстве. Данная система позволяет обучающимся выбирать готовую или самостоятельно моделировать свою образовательную траекторию.
Василькова Ю.В. выделяет следующие виды одаренности:
психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;
академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;
интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному – двум предметам и не успевают по другим;
творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают – и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему.
Базовые понятия, используемые в программе
Одаренность проявляется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академических областях. Нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться (т. е. потенциальные).
Одаренность или талант являются результатом взаимодействия многих факторов. В первую очередь это означает, что одаренность не равняется высокому коэффициенту интеллектуального развития (IQ), а, следовательно, не определяется только исключительным интеллектом.
Одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях и во всех сферах жизнедеятельности. Социально значимые достижения невозможны без высоко развитой способности к творчеству (креативности) и лидерству, вследствие чего встает особая задача выявления и развития детей с творческой и лидерской одаренностями. Все виды одаренности имеют сложную структуру, в том числе и интеллектуальная одаренность.
Выявление одаренности - это сложная процедура, требующая специальных знаний и умений, участия профессиональных психологов.
Каждый одаренный - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды, включающей специальное образование, которое выходит за рамки обучения в обычной школе.
Одаренными обучающимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
общие интеллектуальные способности;
конкретные академические способности; выше говорили о них как об одной
творческое или продуктивное мышление;
лидерские способности;
высокие спортивные результаты;
художественные и исполнительские искусства;
психомоторные способности. В видах одарённости упоминаем её как спортивную.
Принципы выявления одаренных детей
Одна из самых сложных проблем. Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность.
Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.
По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
В современной психологии сохраняется тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания. Однако представители различных направлений сходятся во мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понимания «одаренность», о принципиальной возможности разработки методов выявления и развития одаренности. Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психологических исследований.
Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности. При этом используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности (ее вид, уровень развития).
Помимо прикладной психодиагностики, специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования включают широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей среды и т.д.
В последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Интерпретация результатов тестирования может содержать ряд ошибок в силу разных причин. Ошибки в прогнозах объясняются сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности. Поэтому многие специалисты используют и другие методы: экспертное оценивание детей учителями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.
Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия приема в подобные учебные заведения диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.
Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под «одаренностью» некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур, включающих:
Опору на валидные и экологичные методы психодиагностики;
Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;
Оценка признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития.
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления так называемой «потенциальной» одаренности, это:
предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьников, осуществляемое психологической службой школы;
переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих мероприятиях психолога с учащимися. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Мы считаем, что режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Рассматривая проблемы одаренности, Л.С. Выготский выделил следующие основные ступени, через которые прошло развитие идеи об общей одаренности:
стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;
признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;
дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч.Спирмен и считал одаренностью;
одаренность как среднее целого ряда разных функций;
признание существования множества типов одаренности.
Принципы обучения одаренных детей
Основные направления научно-методического сопровождения деятельности педагогов по развитию одаренности определяют широкий спектр принципов обучения одаренных детей. Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства МКОУ «Уфимская СОШ» и возрастающих потребностей обучающихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими обучающимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Формы и методы обучения одаренных детей
групповые занятия с интеллектуально одаренными обучающимися;
факультативы и кружки по интересам;
курсы по выбору и элективные курсы;
конкурсы и интеллектуальные игры;
участие в олимпиадах;
участие в научно-практической конференции;
разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
При выборе инновационных форм и методов обучения мы опирались на основные положения:
технологии РИЛ – обучения В.В. Полякова;
технологии саморазвития личности Г.К. Селевко;
технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Формы, педагогические методы и приемы, коммуникативный компонент сопровождения урока в рамках РИЛ – обучения, рассматриваются нами в качестве наиболее приемлемых для решения задач развития индивидуальности личности одаренных детей. Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Именно поэтому в качестве интегрального показателя развития ребенка мы выбрали не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах, соревнованиях научных проектов), но и показатели развития индивидуальности личности.
К таковым относятся:
Потребности и мотивы самосовершенствования личности (нравственно-волевая мотивация);
Я – концепция;
Способности личности.
.
Цели и задачи программы
Стратегическая цель программы «Одаренные дети» состоит в определении стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения сопровождения одаренных детей.Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель –расширение единого образовательного пространства школы для социально-значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель -развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи Программы:
развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении;
совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты образовательного пространства школы;
повышать уровень и качество образования через идеи гуманной и личностно ориентированной педагогики.
Основные задачи методического обеспечения Программы:
внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
обеспечивать научно-методическую, социально-правовую, психолого-медико-педагогическую поддержку одаренных детей;
совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
организовать специальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей: технологий, методик индивидуальных программ, учебно-методических комплексов.
Реализация программы приведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными детьми через совершенствование и развитие основ образовательного пространства школы.
Программаохватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программа направлена на совершенствование образовательной среды, которая создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. То есть, от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для ученияодаренного ребенка?». К таким условиям мы относим, в первую очередь, реализацию индивидуальности личности обучающихся.
Программой предусмотрена психологическая поддержка одаренных детей, которая осуществляется как:
Психодиагностика индивидуальных особенностей одаренного ребенка, изучение межличностных отношений в классе;
Индивидуальные консультации педагогов и родителей по особенностям развития одаренного ребенка.
Просветительская работа с педагогами и родителями по особенностям развития одаренного ребенка.
Психологическая поддержка одаренного ребенка в форме индивидуальных консультаций в течение всего периода обучения в школе.
Включение одаренного ребенка в группы психотренингов для лучшей его адаптации в коллективе.
Применение таких подходов помогает осуществлять психологическое сопровождение одаренному ребенку на протяжении всего периода школьного обучения, как и любому другому учащемуся, имеющему психологические проблемы, не концентрируясь специальным образом на развитии его интеллектуальных и творческих способностей.
Разработана модель одаренного ребенка:
Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Кроме того, надежды на то, что ученики школы успешно проявят себя, увеличивая престиж образовательного учреждения и создавая имя учителя, связаны именно с одарёнными детьми.
Для работы с одарёнными детьми используются альтернативные методы:
исследовательские проекты,
олимпиады,
научные эксперименты,
дебаты,
презентации,
дискуссии,
выставки,
круглые столы.
Планируемый результат реализации программы
Данная Программа позволяет обеспечить целостный подход к многоаспектному решению проблемы выявления и поддержки детской одаренности: от определения природы этого феномена до внедрения современных образовательных технологий работы с одаренными детьми и управления этой деятельностью.
В ходе реализации Программы будут внесены организационные и структурные изменения в образовательное пространство школы, учитывающие тенденции современной психолого-педагогической науки и быстро меняющиеся условия социума:
разработка и внедрение новых путей выявления, поддержки и развития одаренности для удовлетворения растущих потребностей одаренных детей и увеличивающихся возможностей социума;
создание авторских педагогических технологий работы с одаренными детьми;
повышение профессиональной компетентности педагогов по работе с одаренными детьми;
налаживание взаимодействия с образовательными учреждениями города, системы взаимодействия с высшими учебными заведениями;
функционирование системы комплексной поддержки развития одаренных детей.
Список использованной литературы
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998, №3
Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995, №4
Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета. 1997. 13 мая
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1999
Савенков А.И. Одаренный ребенок в школе и дома. Потенциал личности и программа развития.-Екатеринбург: У-Фактория, 2004
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997
Хуторской А.В. развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.- с.103.
Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. - 1997.- №1.- с.59.
Тезаурус
АТТРАКЦИЯ – конечное, устойчивое состояние системы, которое притягивает к себе всё множество траекторий движений системных объектов.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Понятие индивидуализации занимает в аналитической психологии центральное место.
ОДАРЕННОСТЬ - 1. Качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
2. Общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. Умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. Совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
5. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Многозначность термина указывает на многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения - психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - интегральная оценка уровня развития способностей специальных, связанная с развитием конкретных способностей, но вместе достаточно независимая от каждой из них отдельно. Понятие было впервые сформулировано в середине XIX в. английским психологом Ф. Гальтоном.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно.
При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая.
ОДАРЕННОСТЬ РАННЯЯ - одаренность специальная или общая, обнаруживаемая у детей. Время проявления одаренностей в разных сферах различно. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Результаты тестовых испытаний не позволяют судить о наличии либо отсутствии одаренности - в силу того, что тесты стандартизованы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.
СВОБОДОСПОСОБНОСТЬ – способность к автономному нонконформистскому существованию, способность самостоятельно, независимо (учитывая, но преодолевая биолгическую социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный, индивидуальный выбор. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.
СИСТЕМА – совокупность множества единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно- следственных связей, единство отношений и связей отдельных частей, обуславливающих выполнение определенной сложной функции, которая возможна благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.
Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Я-концепция содержит компоненты:
1) когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (- самосознание);
2) эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и пр.;
3) оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и пр. Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:
1) физическое Я - схема собственного тела;
2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. Я-концепция - важный структурный элемент облика психологического личности, складываемая в общении и деятельности идеальная представленность индивида в себе, как в другом. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Становление Я-концепции, в конечном счете, обусловленное широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе коего субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и так отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я-концепции, и, прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.