Выявление и поддержка талантливых, одаренных детей в условиях организации внеурочной деятельности обучающихся.
Выявление и поддержка талантливых, одаренных детей в условиях организации внеурочной деятельности обучающихся.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Значит, основной задачей является выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Сегодня в рамках ФГОС создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. Проблема выявления и развития одаренных детей, проявляющих способности в той или иной области, приобретает особую актуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выявление и поддержка талантливых, одаренных детей в условиях организации внеурочной деятельности обучающихся. »
Коновалова Лидия Павловна
учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Лицей № 145»
Выявление и поддержка талантливых, одаренных детей в условиях организации внеурочной деятельности обучающихся.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Значит, основной задачей является выявление одаренного ребенка и развитие его способностей. Сегодня в рамках ФГОС создаются специальные программы для работы с одаренными детьми. Проблема выявления и развития одаренных детей, проявляющих способности в той или иной области, приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современной школы. Главная цель в том, что бы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Выявление, сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальной судьбы. Выявление одаренных детей, развитие степени их одаренности должно начинаться в начальной школе. Работа с одаренными детьми должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективным методом взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальное занятие с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми:
-конкурсы, олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, творческие мастерские, кружки, факультатива и т.д. Эти мероприятия способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в различных областях, в научной и практической деятельности. За время своей работы в школе, я убедилась, что традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми, а условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу с одаренными детьми. А также затрудняет работу наличие в классе детей с разным социальным и интеллектуальным уровнем. Традиционная школьная диагностика по выявлению УО, дает картину внешней успешности, но не служит показателем внутренних дарований ребенка. Учитель начальных классов в большой степени может самостоятельно определить уровень общей умственной учебной одаренности, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности. Тогда как учитель – предметник видит ребенка односторонне, чаще всего выявляя способность или неспособность к изучению учеником предмета. Я считаю, что учитель должен «выращивать» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих , творческих заданий через подготовку к участию в школьных, окружных, городских турах предметных олимпиад, проведение предметных недель (порой ограничивающихся выпуском плакатов и газет по предмету). Назначение каждого педагога – распознавать и развивать задатки, превращая их в способности, а по большому счету – талант. Убеждена, что работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умение и навыки, познавательные и интеллектуальные способности. Развитие способностей ребенка – объяснение успеха учителя. Необходимо создавать побудительные условия для развития инициативности, самостоятельности мышления ребенка. Как сказал Луи Паскаль «Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим». И В. Франкл «Смысл нельзя видеть, его нужно найти». Для успешной программы по работе с одаренными детьми необходимо выделить учителю часы (возможность) заниматься одаренностью детей с привлечением их родителей, а учитель в последнее время загружен бумажной работой.
Список использованной литературы.
1. Касперская О.В. «Кафедра русского языка» Система работы с одаренными детьми . Волгоград: Учитель 2011г.
2.Матюшкина А.А. «Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей» (М: Омега – Л 2008)
3. Матюшкин А.М. «Концепция творческой одаренности» Вопросы психологии 1989 г. № 6.
4. Трот Е. Я воспитываю одаренного ребенка.
5. Чуракова Р.Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе.