Педагогический проект "Профессии наших родителей" и программа по его реализации
Педагогический проект "Профессии наших родителей" и программа по его реализации
Выбор профессии – один из главных вопросов в жизни, к решению которого необходимо готовиться уже с детства. А чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день,а если грамотно построить профориентационную работу, ещё в начальной школе, то это позволит решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Профессии наших родителей" и программа по его реализации»
Тема: Профессии наших родителей
Цель: формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни
Задачи: 1. Расширить знания о мире профессий и их особенностях
2. Формировать мотивацию и интерес к трудовой деятельности, анализировать, делать выводы
3. Пробуждать интерес к профессиональной деятельности
4. Формировать нравственные ценности, реалистические представления о труде людей
5. Определить качества, которыми должны обладать люди, желающие получить ту или иную профессию
6. Развивать интеллектуальные и творческие возможности
7. Оформить полученные результаты
Актуальность:
В настоящее время всё большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. А выбор профессии – один из главных вопросов в жизни, к решению которого необходимо готовиться уже с детства. А чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, уже в начальной школе надо его познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Гипотеза: если грамотно построить профориентационную работу, ещё в начальной школе, то это позволит решить многие проблемы. Поскольку перечень предлагаемых профессий велик, важно не растеряться, найти своё место в мире профессий, реализовать свои возможности.
Формы работы:
классные часы,
экскурсии,
мастер – классы,
встречи с родителями,
с людьми интересных профессий,
создание презентаций о различных профессиях,
конкурсы, выставки рисунков, чтение книг, викторины.
Первые профессии, о которых узнаёт ребёнок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни. Ребёнок ежедневно наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах.
Слова «работать, работа, на работе» - одно из первых в словаре ребёнка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает. Работать нужно для того, чтобы были деньги, на которые люди покупают всё, необходимое для жизни: еду, одежду, лекарства и т. д.
Все взрослые должны работать; не работают только больные и пожилые люди, которые уже вышли на пенсию. Дети тоже не работают, зато они ходят сначала в детский сад, а потом в школу, чтобы выучиться и выбрать себе профессию.
Часто бывает так, что ребёнок продолжает заниматься тем, же чем занимались его родители – «рабочая династия». Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему. Хорошо заранее понаблюдать за трудом взрослых. Радостно живётся тому, кто любит трудиться, любит, когда работа получается хорошо и приносит радость другим.
Приложение 5
Таблица результативности констатирующего эксперимента по выявлению уровня трудовой активности у обучающихся
No
Ф.И. ученика
Уровень сформированности
трудового сознания
Уровень
трудовой активности
1
2
3
4
5
6
и т.д
Итого: высокий (%.)
средний
низкий
Пояснительная записка
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени
обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы– ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
1.формировать положительное отношение к труду и людям труда
2.развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников.
3.содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией
Общая характеристика программы «Мир профессий»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» состоит из четырёх модулей:
Первый модуль
1 класс: формирование знаний о труде, понимание значения труда для жизни общества и каждого человека
Второй модуль
2 класс: формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль
3 класс: развитие интеллектуальных способностей, обогащение представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль
4 класс: формирование у обучающихся чувства ответственности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности людей Пермского края и непосредственно города Перми и Гайвы, где живут учащиеся школы.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью
Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как
«Математика»,
«Русский язык»,
«Литературное чтение»,
«Изобразительное искусство»,
«Технология»,
«Музыка»,
«Окружающий мир».
Описание места программы «МИР профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями
начальных классов, занимающимися вопросами профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение1 часа в неделю:
1 класс — 33 ч. в год,
2 - 4 классы - 34 ч. в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Мир профессий»
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся: когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий; мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью; поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс)
-Приобретение социальных знаний.
Занятия по конструированию,
знакомство с домашними ремёслами,
экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы)
формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине»,«Выпуск классной газеты»)
Третий уровень результатов (4-й класс)
– получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать диагностический инструментарий, представленный в таблице (таблица 1)
Критерии
Показатели
Методики
диагностики
Когнитивный знания
учащихся о труде,
о мире профессий
Уровень
сформированности
трудового
сознания
1.Знания о труде.
2.Понимание значения труда для жизни общества и каждого
человека.
3.Знания об основных профессиях, их особенностях.
Тестирование
(Тесты «Зачем нужен труд?», «Какая это профессия?»)
Мотивационно-личностный отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной
деятельностью
1.Отношение к труду и людям труда
2. Интерес к трудовой и профессиональной деятельности.
3. Желание овладеть какой-либо профессией
Наблюдение
Методика «Продолжи предложение»
Беседа «Кем быть?»
Поведенческий
Навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде
Уровень
трудовой
активности
1.Навыки трудовой деятельности.
2.Проявление трудолюбия, старательности.
3.Добросовестность, активность, ответственность в учебном труде.
Наблюдение Анализ продуктов трудовой деятельности
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся по средством листов педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся,
накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности:
викторины,
творческие
конкурсы,
ролевые игры,
школьная научно-практическая конференция.
Содержание курса
N
Раздел
Часы
1
Введение в мир профессий
5
2
Профессии в школе
2
3
Знакомство с различными профессиями
12
4
Проект «Азбука профессий»
9
5
Профессия моих родителей
3
6
Викторина «Что мы узнали?»
1
7
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
1
Итого
33час.
Тематическое планирование занятий
N
Тема занятия
Часы
Основное содержание
Ресурсы, оборудование
Введение в мир профессий 5 ч
1
Зачем человек трудится?
1
Разминка. Проблемная
ситуация: зачем
человек трудится?
Понятия: «труд», «профессия».
Игра «Собери пословицу о труде»
Презентация
Разрезные карточки
с пословицами
2
Какие профессии ты знаешь?
1.
Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся
о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!»
Презентация
3
Мир интересных профессий
1
Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
Презентация
4
Чем пахнут ремесла?
1
Разминка. Чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
Презентация
5
Кем я хочу стать?
1
Разминка. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?».
Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий
Профессии в школе 2 ч
6
Профессия - учитель
1
Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке»Конкурс загадок на тему «Школа»
Презентация — клип «Учитель»
7
Профессия -библиотекарь
1
Экскурсия в школьную библиотеку.
Знакомство с различными профессиями 12 ч
8
Профессия - продавец
2
Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
Презентация Весы
9
Профессия - парикмахер
2
Разминка. Знакомство с профессией парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую
Презентация
10
Профессия - повар
2
Разминка. Знакомство с профессией повара.
Интервьюирование школьного повара .
11
Профессия - почтальон
2
Разминка. Знакомство с профессией почтальона.
Экскурсия на почту.
12
Профессия - врач
2
Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»
Презентация Халат врача, аптечка.
13
Профессия - художник
2
Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я - художник»
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д
16
Представление мини-проектов на буквы Е-К
1
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К
17
Представление мини-проектов на буквы Л-Р
2
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р
18
Представление мини-проектов на буквы С-Я
2
Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я
19
Оформление результатов проекта
1
Создание папки «Азбука профессий».
Профессия моих родителей 3ч
20
Кем работают мои родители?
2
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»
21
Встреча с родителями
1
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
Итоговые занятия 2 ч
22
Викторина «Что мы узнали?»
1
Разминка. Викторина «Что мы узнали?»
Презентация
23
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Итого 33 ч
1
Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Содержание программы 2класса
Тематическое планирование
№
Темы
Результаты и виды деятельности
1.
Мы построим новый дом.
Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества.
Работать с конструктором
Исследовать «кто такой дизайнер»
Описать профессию дизайнера и его деятельность. Познакомиться
с понятиями: эскиз, образ,
модель, узоры и др. Участвовать в Мини-проектах «Я хочу стать дизайнером», «Самый классный - классный уголок», «фигурки из цветов»
Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях: скульптор, парфюмер, портной, повар, парикмахер, реставратор, иллюстратор и др.
Выполнять творческие проекты : «маленькая фея» «Новая жизнь старым вещам» Компьютерная иллюстрация
Преобразовывать извлечённую информацию о профессиях… Выявлять главное, сравнивать, выражать своё отношение и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка, компьютерной презентации. Читать вслух и про себя тексты художественных и н-п книг, понимать прочитанное. Отвечать на вопросы, самим задавать их, находить нужную информацию в текстах.
Участвовать в работе групп, распределять роли, договариваться друг с другом, поучаствовать в спектакле.
Применить полученные знания в жизни.
Исследовать «Как стать фотографом», участвовать в мини-проектах
Выполнить коллективный творческий проект «Кем и каким я хочу стать»
2.
Кто такой - дизайнер
3.
Самый классный - классный уголок.
4.
Как составить букет. Знакомство с профессией-
флорист.
5.
Фигурки из цветов
6.
Кто такой скульптор
7.
Лапка из глины
8.
Маленькие феи. Как придумать аромат
9.
Кто шьёт новую одежду. В гости на швейную фабрику, в ателье
10.
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед?
11.
Моя мама - парикмахер
12.
Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Новая жизнь старых вещей
13.
Кто украшает книжку
14.
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
15.
Кто рисует картины
16.
Художники - детям
17.
Когда возникла музыка. Музыканты оркестра
18.
Кто сочиняет музыку
19.
Композиторы - детям
20.
Чем занимается дирижер. Оркестр. Волшебная палочка дирижера
21.
Как стать писателем. Проба пера
22.
Писатели - детям
23.
Как рождаются стихи. Про поэтов
24.
Поэты - детям
25.
Профессия режиссёр
26.
Кукольный театр. Сыграем пьесу
27.
Я хочу танцевать. Как стать танцором.
28.
Кто придумывает танцы
29.
Кто пишет стать в газету
30.
Репортаж с места событий
31.
Что делает фотограф
32.
Фотография другу
33 -34
Итоговое занятие
Тематическое планирование курса «Мир профессий» в 3 классе
N
Название темы
Часы
Форма работы
1
Кто охраняет наш покой и следит за порядком на дорога? Знакомство с профессией полицейский