Сегодня в сфере дошкольного образования сложилась непростая ситуация. Новое поколение родителей, имеющих детей дошкольного возраста, остро ощущают нехватку дошкольных учреждений. Отвечая потребностям родителей, повсеместно появляются всевозможные центры, школы, домашние детские сады и т.д. Мы не новички в сфере образовательных услуг, и работаем уже 29 лет. И всё же, в условиях жёсткой конкуренции, педагогическому коллективу «Почемучки», приходится постоянно развиваться и соответствовать требованиям времени. Решение проблемы качественного образования дошкольников в условиях ДОУ, заставило нас пересмотреть образовательную Программу, формы и методы работы с детьми и родителями.
Сегодня я хочу остановиться лишь на одном аспекте: социально-коммуникативном развитии ребёнка.Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Именно поэтому в соответствии с Концепцией модернизации содержания образования, Программа развития нашего ДОУ построена в русле личностно-ориентируемого подхода, помогающего ребёнку на ранней стадии развития формироваться, как успешная личность. Учебный год мы начинаем с анкетирования родителей, задавая один простой вопрос: «Чего ждут родители от детского сада, что он должен дать их ребёнку»? Как правило, сегодняшние родители формируют свой заказ не только в области обучения конкретным дисциплинам, а и в области развития личных качеств ребёнка. То есть им требуется развить в ребёнке те качества, которые так необходимы в реальной жизни. При заказе на такое образование, мы понимаем, что учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающие условия для полноценного проявления и развития личностных качеств ребенка. При таком подходе, во время взаимодействия педагога с ребёнком происходит переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …». На занятиях приоритетными становится создание доброжелательного, доверительного общения педагога с детьми. Уважительное отношение к индивидуальности ребёнка, его миропониманию с учётом различных интересов и психологических типов детей. Всё это создаёт атмосферу диалога, побуждает к творчеству, активизирует фантазию, стремление к самовыражению.
Дошкольный возраст – это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Понимая, что это возраст активного взросления ребёнка и его социально–личностного развития, педагоги детского сада уделяют много внимания данному направлению.
Социально–педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребёнку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решение возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе. Предпочтение отдаётся практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств.
Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций - одно из актуальных средств социально–личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребёнку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.
В детском саду созданы условия для реализации интересов детей в разных творческих играх. Педагоги ДОУ развивают умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, поощряют детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения конфликтов. Дети вместе с воспитателями осваивают множество социальных ролей, значимых для успешной адаптации в обществе, приобщаются к ценностям, традициям нашего общества.
В детском саду ведётся работа по знакомству детей с обычаями и традициями русского народа. Развлечения и праздники: «Масленица», «Рождественские посиделки», «Осенины на Руси», «Зимние забавы», «Пасха», «Пробуждение медведя», «Весёлая ярмарка», «Праздник русского валенка», «День семьи, любви и верности», «Край берёзовый, край Есенина» - стали в дошкольном учреждении традиционными. Но в последнее время в рамках работы по интеркультурному воспитанию дошкольников, коллектив детского сада, не нарушая прав ребёнка на имя, семью и национальность, проводит работу по ознакомлению детей с культурами других народов.
Данная работа обеспечивает воспитание у ребёнка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике.
Работа воспитателей и всех специалистов детского сада строится на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, уважении его как личности. Дети с удовольствием посещают кружки: «Здесь Родины моей начало», «Ладонь друга», «Островок безопасности», «Учимся общаться», «Здоровячек».
В своём детском саду мы постарались правильно организовать предметную среду, которая помогает педагогам обеспечить гармоничное развитие дошкольника и его социализацию, одновременно включать всех детей в активную познавательно-творческую деятельность и в лёгкой непринуждённой форме получать и развивать навыки общения.
В ДОУ имеется: комната психологической разгрузки, музей декоративно-прикладного искусства с предметами народного быта и образцами народных промыслов, педагогическая гостиная, в группах уголки социально-личностного и эмоционального развития детей. В уголках сосредоточены следующие разделы:
1. «Я - семья - группа» - рисунки, альбомы, эмоции, строение человеческого тела. В групповой комнате могут быть семейные фотографии в виде выставок, коллажей, весёлых рассказов, модели возрастных периодов, фото семей на отдыхе, в походах, экскурсиях, занятиях любимым, делом, творчеством и т.д. Чем чаще будут организованны выставки в группе, чем интереснее будет тема, тем больше педагог сможет привлечь родителей к сотрудничеству.
2. «Права ребёнка» - это могут быть шкатулки с секретами, сундучки-сокровищницы, коллекции, выставки, альбомы с рисунками, Конвенция о правах ребёнка, блокноты («Мои мечты, желания», «Что меня огорчает», «Что меня радует»), дидактические игры, групповые газеты.
3. «Дом, где я живу» - коллажи на разную тематику, со средней группы карты мира, России, Кемеровской области, города Юрги, флаги, гербы, гимн России, фотографии Президента, губернатора, мэра города. Карточки-схемы участка, города, парка.
4. «Национальность, возраст, половые различия» - (альбомы, рисунки национальных костюмов). Профессии (дидактические игры).
5. «Социальные навыки» - групповые правила, способы разрешения конфликтных ситуаций. Правила безопасного поведения дома и на улице, правила этикета, таблицы для приготовления пищи, какой-либо работы, карты - схемы выполнения работы.
6. «Рукотворный мир» - изделия, выполненные своими руками и руками мастеров, уголок ручного труда по половым различиям.
7. «Экспериментирование» - опыты, таблички наблюдений, схемы, природный материал, образцы бумаги, тканей и т.д.
8. «Ящик с предметами заместителями» - катушки, прищепки, веревки разной длинны, выключатели, деревянные бруски, колечки, замки, пробки.
6. «Сюжетно - ролевые игры».
7. «Бытовой труд и самообслуживание»
Кроме того, с целью создания предметно-развивающей среды, способствующей формированию дружелюбных взаимоотношений дошкольников со сверстниками, в группах созданы условия для сюжетно-ролевой игры, «экран настроения», «гора успеха», которые позволяют детям определять эмоциональное состояние каждого ребёнка и выделять тех, кому необходима поддержка.
В театральных уголках групп размещаются различные виды театров. С их помощью дети и взрослые устраивают театрализованные представления с использованием сцен русского быта, различные варианты русских посиделок.
В уголке изодеятельности дети имеют возможность получить изобразительные навыки и умение рисовать предметы народных промыслов, знакомиться с декоративно-прикладным искусством народов России, с творчеством русских художников.
В экологической зоне дети учатся осознанно и бережно относиться к тем объектам природы, которые находятся рядом с ними; получают знание о природе, её явлениях.
В музыкальной зоне, с помощью элементарных музыкальных инструментов, дети всех возрастов поют русские народные песни, водят хороводы, играют в музыкальные игры.
В игровых зонах групп сосредоточены разнообразные народные игры.
В воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Поэтому у педагогов и детей старшего возраста возникло желание организовать в группе мини-музей боевой славы «Эхо войны». В нём представлены боевое обмундирование, экипировки разных родов войск, вещи принадлежавшие участниками ВОВ, которые прошли весь фронтовой путь, боевые ордена и медали, письма солдат с фронта.
Работа по народному календарю, связанному с временами года, помогает лучше почувствовать и полюбить природу, что позволяет не только научиться видеть красоту окружающего мира, но и стать активным его преобразователем.
Новой формой работы с детьми в ДОУ стал проект «Календарь интересных дат», главной целью которого является:
- расширить представление детей о всероссийских и международных праздниках; развить чувство сопричастности к всенародным торжествам; создавать атмосферу радости и веселья.
Низкий уровень компетентности родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Следствием этого является не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. Поэтому мы постарались сделать семью не только нашими неизменными помощниками в социально-личностном развитии детей, но и организовать с ними просветительную работу в этом направлении.
С гордостью можем сказать, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие не только в праздниках, но и активно обсуждают вопросы социально-личностного воспитания на педагогических советах, родительских собраниях, семинарах, курсах для родителей. Вместе с детьми родители участвуют в выставках, познавательных проектах, конкурсах.
Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребёнка чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к другим нациям и народам!
Поиск новых форм методической работы привел к организации на базе детского сада городской творческой группы «Формирование социальных навыков и коммуникативной компетентности у дошкольников». На протяжении 10 лет творческая группа педагогов города разработала множество материала по данной теме.
Анализируя работу детского сада, приходим к выводу: реализация задач социального развития детей дошкольного возраста наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.