kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления общего образования должны быть положены «ключевые компетентности». Знания, умения, навыки ученика не рассматриваются в качестве главной цели и результата образования, а лишь как одно из средств развития способностей и социализации учащихся. От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Методологической основой концептуального изменения образовательной деятельности учителя стала для меня позиция компетентностного подхода.

Образовательная практика нередко решает проблемы развития ребёнка в одной плоскости, поэтому современная школа должна ориентироваться не только на усвоение учащимися суммы физических знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности через использование технологий, максимально инициирующих и стимулирующих активность.

Что даёт компетентностный подход?

  • Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика (Л.С.Выготский: «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения); не в теории, а на практике обеспечить единство УВП, когда одни и те же задачи решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо воспитательных мероприятий, когда учащийся сам понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для своей жизни.

 

  • Ученику: повышение степени мотивации учения; подготовку к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже (степень свободы «не опьяняет»); разгрузку не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования, переноса акцента на способы работы с информацией, групповое распределение нагрузок и изменение мотивации учения.

Что должен уметь компетентный педагог?

  • успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
  • закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
  • в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
  • привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

 

Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;
  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

 

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;
  • передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
  • придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
  • следовать мелочным правилам и инструкциям.

 

Профессиональные компетенции подразделяются на: базовые, которые оказываются востребованными сразу во многих видах профессиональной деятельности, и функциональные, ограниченные рамками определённой профессии.

 

Важнейшие базовые компетенции:

  • предметная – готовность к преобразовательной деятельности;
  • методологическая – готовность использовать различные методы деятельности;
  • технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов;
  • менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер;
  • предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер.

Компетентностный стандарт. Говоря об образовательных стандартах, надо прежде всего обозначить предмет стандартизации. Что должно быть одинаковым, воспроизводимым и повторяющимся? В образовании был найден уникально простой выход из ситуации: стандартизировали минимум содержания, что и записано в российском законе «Об образовании». В чём отличие современного стандарта от программ учебных дисциплин? Таких отличий, по существу, нет. Наш стандарт – та же программа. Для учителя стандарт образования – важнейший ориентир и индикатор успешности собственной деятельности.

Компетентностно-ориентированный стандарт даёт ясные представления о качественных результатах учительского труда, принятых обществом и государством. Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования, в нём должно быть прописано, что завершивший обучение человек МОЖЕТ ДЕЛАТЬ.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ: 

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.

Я должна руководствоваться следующим для выполнения основных задач: Прежде всего, независимо от технологий, которые я использую, должна помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи.
  8. Чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.
  9. Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Быть информированной относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощрять исследовательскую работу учеников. Найти возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Новые информационные технологии (НИТ) достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»














ИННОВАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


Тема: Компетентностный подход к преподаванию физики










Составитель: Ершова Людмила Николаевна,

учитель физики











г.Нефтеюганск

2014г.

Оглавление

  1. Краткие сведения

  2. Обоснование

  3. Гипотеза

  4. Цели

  5. I этап. Подготовительный

  6. II этап. Подготовка учащихся к продуктивной технологии

  7. III этап. Внедрение

  8. Приложение






















Краткие сведения

От компетентного учителя – к компетентному ученику.

Учиться – это выяснять, что ты уже знаешь.

Совершать поступки – это демонстрировать то, что ты уже знаешь.

Обучать – это напоминать другим, что они знают всё так же хорошо, как и ты.
Все мы учащиеся – исполнители, учителя, обучающиеся.

Ричард Бах, американский писатель.


Современная стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления общего образования должны быть положены «ключевые компетентности». Знания, умения, навыки ученика не рассматриваются в качестве главной цели и результата образования, а лишь как одно из средств развития способностей и социализации учащихся. От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием. Методологической основой концептуального изменения образовательной деятельности учителя стала для меня позиция компетентностного подхода.

Образовательная практика нередко решает проблемы развития ребёнка в одной плоскости, поэтому современная школа должна ориентироваться не только на усвоение учащимися суммы физических знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности через использование технологий, максимально инициирующих и стимулирующих активность.

Что даёт компетентностный подход?

  • Учителю: согласованность поставленных им целей обучения и собственных целей ученика; облегчение труда за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности ученика (Л.С.Выготский: «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения); не в теории, а на практике обеспечить единство УВП, когда одни и те же задачи решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо воспитательных мероприятий, когда учащийся сам понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для своей жизни.


  • Ученику: повышение степени мотивации учения; подготовку к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже (степень свободы «не опьяняет»); разгрузку не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования, переноса акцента на способы работы с информацией, групповое распределение нагрузок и изменение мотивации учения.

Что должен уметь компетентный педагог?

  • успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

  • закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

  • в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

  • привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.


Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;

  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.


Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

  • передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

  • придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

  • следовать мелочным правилам и инструкциям.


Профессиональные компетенции подразделяются на: базовые, которые оказываются востребованными сразу во многих видах профессиональной деятельности, и функциональные, ограниченные рамками определённой профессии.


Важнейшие базовые компетенции:

  • предметная – готовность к преобразовательной деятельности;

  • методологическая – готовность использовать различные методы деятельности;

  • технологическая – готовность к использованию различных технологических процессов;

  • менеджерская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей организационный характер;

  • предпринимательская – готовность к профессиональной деятельности, имеющей инновационный характер.

Компетентностный стандарт. Говоря об образовательных стандартах, надо прежде всего обозначить предмет стандартизации. Что должно быть одинаковым, воспроизводимым и повторяющимся? В образовании был найден уникально простой выход из ситуации: стандартизировали минимум содержания, что и записано в российском законе «Об образовании». В чём отличие современного стандарта от программ учебных дисциплин? Таких отличий, по существу, нет. Наш стандарт – та же программа. Для учителя стандарт образования – важнейший ориентир и индикатор успешности собственной деятельности.

Компетентностно-ориентированный стандарт даёт ясные представления о качественных результатах учительского труда, принятых обществом и государством. Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования, в нём должно быть прописано, что завершивший обучение человек МОЖЕТ ДЕЛАТЬ.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие? Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности. Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания. В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ: 

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления

Безусловно, человек, который воплощает в себе такие качества, будет довольно компетентным специалистом. Но механизм достижения такого результата остается пока что не разработанным и кажется довольно сложным. Как вариант предлагают модель психолого-педагогического сопровождения развития учеников, направленного именно на формирование иx компетентности.

Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностно ориентированного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.

Я должна руководствоваться следующим для выполнения основных задач: Прежде всего, независимо от технологий, которые я использую, должна помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

  2. На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

  3. Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться.

  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

  5. Помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  6. Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.

  7. Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решать несколькими способами, чаще практиковать творческие задачи.

  8. Чаще показывать ученикам перспективы иx обучение.

  9. Использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

  10. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

  11. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

  12. Быть информированной относительно последних научных достижений по своему предмету.

  13. Поощрять исследовательскую работу учеников. Найти возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

  14. Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

  15. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Новые информационные технологии (НИТ) достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества.


Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:

  • изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;

  • развитию новых педагогических методов и приемов;

  • структурным изменениям в педагогической системе.

 

Большую роль в современном уроке играет компьютер, который позволяет учителю, достичь более высокого уровня наглядности, расширяет возможности активизации деятельности учащихся.

При использовании компьютерных технологий прослеживаются все этапы урока: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление материала.

Например, я широко использую на уроках презентации.

 

Проверка знаний

В 10 классе на уроке по повторению «Свойств агрегатных строений вещества» учащиеся сначала выполняют тест  с выбором ответов, а затем с удовольствием помогают путешествовать из царства газов в царство жидкости и далее в царство твердых тел.


Объяснение нового материала

Применение презентаций с видео фрагментами даёт высокую степень наглядности.

Например, при изучении в 8, 11 классах темы «Магнитное поле», при изучении  темы «Плавание тел» в 7 классе смотрим презентации ребят «Плавание судов», «Плавание человека», на их основе разбираем плавание рыб, погружения модели подводной лодки.


На уроках повторения – обобщения привлекаю учащихся к созданию презентаций обобщающего характера, которые они демонстрируют перед одноклассниками. Например, при повторении

  • в 7 классе смотрим презентации ребят «Плавание судов», «Плавание человека», на их основе разбираем плавание рыб;

  • в теме «Силы природы» учащиеся 10 класса представили свои презентации: «Сила упругости», «Сила всемирного тяготения», «Сила трения», «Сила тяжести и вес»;

  • в 11 классе

В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся.

 Привлекаю учащихся к созданию проектов.

Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:

развитию новых педагогических методов и приемов.

У меня существует  много разработок уроков разного типа с применением презентаций:

Урок – изучение нового материала: 11 кл. «Линзы», «Дифракция света» ; 10 кл. «Сила тока»; 9 кл.- «Простые механизмы»;

Урок – игра: 10 Кл «Знатоки электричества»,

7кл Урок – викторина «Атмосфера Земли»;

Урок – подготовка  к контрольной работе по теме «Динамика» в 9 кл.

 Ещё один приём - применение электронных учебников и программ.

 ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума,   проверить знания по определенному разделу.

Репетитор Физика 1C

Мультимедийный электронный учебник для школьного курса физики, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.

 Многие темы в 9 -11 классах изучаем с применением этого программного продукта.

Например «Законы динамики» в 9 классе, «Основы МКТ» в 10 классе, «Электромагнитные колебания в 11 классе.



































Обоснование.

Как воспитать человека новой формации?

Решать эту проблему мне помогает компетентностный подход к преподаванию физики, реализуемый, в частности, использованием технологии поиска и исследования.

Я реализую компетентностный подход в преподавании физики решая следующие основные задачи:

  • Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.

  • Дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения.

  • Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.

  • Создание простой и объективной системы мониторинга.

Учебно-исследовательскую работу учащихся я организую по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: уроки поисково-прикладного характера, семинары, практические и лабораторные работы исследовательского характера;

  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научные работы, олимпиады, конференции, творческие и научные объединения.

      Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. В науке главной целью исследования является получение новых знаний. В образовании цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно полученных знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

      Экспериментальные исследования преследуют несколько важных целей: глубокое понимание учащимися физических явлений; умение применять научные методы исследования; развитие научного стиля мышления; способность видеть и решать проблемы, планировать и оценивать свою деятельность и ее результаты.

Собственную деятельность на уроке выстраиваю на основе трёх взаимосвязанных этапов урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.

Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В результате ученики осознанно определяют свою цель. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена.

Вторым элементом методической структуры урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. Он построен так, что сначала учащимся предлагается выполнить работу полностью самостоятельно, для чего в варианте А даны самые общие рекомендации. Здесь учащимся предлагается самим сформулировать цель, гипотезу, спланировать опыт, подобрать оборудование, собрать установку, провести опыт, проверить гипотезу, сделать вывод. Если данный вариант для учащегося окажется непосильным, ему предлагается перейти к варианту Б, в котором имеются конкретные и подробные рекомендации.

Последним элементом методической структуры урока является рефлексия. Разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:

  1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.

  2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).

  3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).

      Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Важно, чтобы на заключительном этапе возникли новые вопросы, дающие толчок к продолжению.



Требования

К компетентностному уроку

К внеурочной деятельности

1. Самостоятельная, творческая деятельность учащихся на уроке (при приоритете проектной деятельности).

1. Обсуждение всех важных событий школы, независимо от т ого, где они произошли (через систему стендов, общешкольную газету, школьный сайт.)

2. Работа с различными источниками информации: учебниками, книгами, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет.

2. Участие учащихся в разрешении возникающих конфликтов через поиск компромисса, привлечения «третейского» судьи, обсуждение различных точек зрения.

3. Межпредметная интеграция в целях формирования у детей целостной картины мира.

3. Совместные детско-взрослые виды деятельности.

4. Побуждение учеников к оценке деятельности других учащихся, самооценке и самокоррекции, поощрение выражения их собственной точки зрения.

4. Ориентация внеклассных мероприятий на познание окружающей действительности с целью максимальной адаптации в ней ребенка.

5. Связь изучаемого материала с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

5. Возможность выбора учащимися педагога, курса, видов деятельности в системе дополнительного образования.

6. Оценивание достижений учащихся не только отметкой-баллом, но и характеристикой результата.

 

7. Создание ситуации успеха на уроке, поддержание школьников, столкнувшихся с учебными проблемами.

 

8. Использование на уроке интерактивных методов обучения.

 












































Гипотеза

Если я применяю компетентностный подход на уроке, то:

  1. повысится степень мотивации учения;

  2. изменится мотивации учения;

  3. ученики будут готовы использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации, подготовиться к сознательному и ответственному обучению в вузе, колледже;

  4. будет развиваться нестандартное мышление;

  5. будут развиваться способности (умение анализировать, делать выводы, будут формироваться уверенность в своих возможностях, способностях.






Предмет исследования: деятельность

Средство: компетентностный подход

Объект исследования: процесс освоения задачная форма организации содержания образования в средней школе

Механизмы: включение в мыследеятельность

ЦЕЛЬ: Ученик умеющий управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе.


ЗАДАЧИ:

  1. Разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении.


  1. Внедрить задачную форму обучения на уроке. Освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода.


  1. Создание простой и объективной системы мониторинга.

















Примеры формирования компетентности учеников на разных этапах урока

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

А. Проверка домашнего задания

Цель: активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетентности

1.Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: развивать самостоятельность мышления, формировать гибкость и точность мысли, развивать внимание и память

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

2. Физический диктант

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Б. Объяснение нового материала

Цель: учить исследовательской работе

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Доказательство законов и т.п.

Цель: учить краткой рациональной записи, отрабатывать умение делать выводы и обобщения

Результативность: формирование информационной компетентности

2. Лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость

использования знаний

Результативность: формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей

3. Исследовательская лаборатория

(коллективная экспериментальная работа)

В. Физкульт-минутка

Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность

Результативность: формирование компетентного отношения к своему здоровью

Игры-физкультминутки

Г. Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: изучить свойства дроби, и т.п.

Результативность: формирование познавательной компетентности

1. Учебная самостоятельная работа

Цель: закрепить знания о производной и ее применении, и т.п.; разработать правила (алгоритмы) запоминания

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

2. Исследование различных видов памяти

Цель: закрепить умение решать задачи и примеры

Результативность: формирование интеллектуальной и поликультурной компетентностей

3. Решение задач, примеров с комментированием

Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать

Результативность: формирование познавательной компетентности

4. Физическая эстафета

Цель: развивать личную позицию учеников, опираясь на их знание темы

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

5. Решение задач несколькими способами

Цель: обучать работе с информацией; закрепить знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей, развивать индивидуальные способности

6. Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Этапы урока

Цель

Результативность

Виды деятельности

Д. Творческая работа

Цель: показать на основе изученного материала умение учеников создавать проекты

Результативность: формирование поликультурной компетентности

1. Создание проектов

Цель: учить учеников на основе своих знаний находить решения задач прикладного характера

Результативность: формирование поликультурной,

коммуникативной компетентностей

2. Заседание кружка юных фиизиков

Э. Контроль

Цель: учить детей воображению и умению абстрагироваться

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

1. Создание рекламы (презентации) изучаемой темы (урока), работа в группах со взаимной оценкой

Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать

Результативность: формирование социальной компетентности

2. Самостоятельная работа со взаимопроверкой; дифференцированная контрольная работа

Е. Домашнее задание

Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры

Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию

1. Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель: проверить знания учеников согласно их уровню подготовки

Результативность: формирование интеллектуальной компетентности

2. Разноуровневые задачи: репродуктивные, особой сложности, на сообразительность, логику, и т.п.


































Механизм введения компетентностно – ориентированных задач.


  1. Понимание смысла задачи (о чем идет речь в задаче, что известно, что неизвестно).

  2. Моделирование (перевод задачи из формы текст в форму схемы, рисунка, создавая математическую модель ситуации; установление связей).

  3. Выдвижение способа (отбор средств, ЗУН, установление того, что не знают; вычленение математических отношений; выдвижение гипотезы, составление плана действий).

  4. Реализация способа (решение).

  5. Рефлексия (полученный результат соотнести с тем, который ожидали получить; интерпретировать полученные результаты).




Анализ результатов.

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках позволило:

  • создать условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами физики;

  • формулировать эти проблемы на языке физики;

  • решать эти проблемы, используя математические знания и методы;

  • анализировать использованные методы решения;

  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  • формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.


Первичная диагностика.

С заданием первого уровня справилось 53%, с заданием первого и второго уровней- 13%, с заданием первого, второго и третьего уровней- 4%.


Вторичная диагностика.

С заданием первого уровня справилось 71%, с заданием первого и второго уровней- 43%, с заданием первого, второго и третьего уровней- 19%.

На диаграмме наглядно видно, как изменились результаты учащихся после использования компетентностно-ориентированных задач на уроках физики. Следовательно, можно утверждать, что использование компетентностно-ориентированных задач способствует повышению грамотности учащихся по физике.




Заключительная диагностика

с примерами компетентностно-ориентированных заданий


1.Задание, в котором вместо расчётов необходимо просто использовать здравый смысл.

Грузовой автомобиль массой 10 тонн с прицепом массой 6 тонн разгоняется с ускорением 0,2 м/с2. Что можно сказать о модуле сил взаимодействия между автомобилем и прицепом?

  1. сила, действующая на автомобиль, больше, чем сила, действующая на прицеп

  2. сила, действующая на автомобиль, меньше, чем сила, действующая на прицеп

  3. сила, действующая на автомобиль, равна силе, действующей на прицеп

  4. обе силы равны нулю


Верный ответ дали 83% учащихся

Хорошо обученные дети тут же вспомнили о том, что существует третий закон Ньютона, который гласит, что два тела взаимодействуют с одинаковыми по модулю, но противоположными по направлению силами и выбирали ответ 3.

Тип вопроса: с выбором ответа.

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: механика

Контекст: объяснение процессов окружающей действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей.

Деятельностная компонента.

В этом задании проверялись такие умения, как

-распознавать вопрос, который исследуется научными методами

-выделять информацию, необходимую для подтверждения выводов

-делать вывод

-демонстрировать знание и понимание естественно-научных понятий

Проверка естественно - научной грамотности была направлена на оценку:

-исследовательских умений

-естественно - научных знаний


2. Задание на понимание отдельных элементов научного исследования


Во время измерения зависимости силы, необходимой для сдвига груза на горизонтальной поверхности, от массы груза были получены следующие данные:

m, т

1

2

3

4

F, кН

0,5

1

1,5

2

Коэффициент трения равен

1) 0,05 2) 0,08 3) 0,5 4) 0,8


Верный ответ дали 67%

Тип вопроса: с выбором ответа.

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: механика

Контекст: знакомство с современными научными исследованиями, расширяющими представления об окружающем мире.

Деятельностная компонента.

При выполнении задания ученик должен был выделить

-что является объектом исследования, а что вспомогательными средствами для его проведения

-как правильно выбрать условия проведения опыта

-какие выводы можно сделать на основании описанных в задании результатов исследования


3.Задание на оптимальный поиск информации


При снижении температуры  газа в запаянном  сосуде давление газа уменьшается. Это уменьшение давления объясняется тем, что

  1. уменьшается энергия теплового движения молекул газа

  2. уменьшается энергия взаимодействия молекул газа друг с другом

  3. уменьшается хаотичность движения молекул газа

  4. уменьшаются размеры молекул газа при его охлаждении


Верный ответ дали 83%

Тип вопроса: с выбором ответа.

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: МКТ

Контекст: объяснение процессов окружающей действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей.


Деятельностная компонента.

Рассматривались виды деятельности, на проверку которых направлено задание:

-предметные умения, то есть использовать понятийный аппарат школьного курса физики для объяснения явлений и процессов окружающей действительности, применять простейшие оценочные процедуры, решать проблемы

-умения работать с информацией физического содержания, то есть выделять главную мысль текста, понимать смысл использованных в тексте физических терминов, отвечать на прямой вопрос к содержанию текста


4.Качественная задача

Инструкция. В задаче следует записать развёрнутый ответ, поясняющий физические процессы, описанные в задаче, и ход рассуждений

С 1

Какой свет проходит через систему сложенных друг с другом красного и зелёного стекла?


Образец возможного решения.

Нам известно, что светофильтр пропускает свет того цвета, в который он окрашен. Если сначала проходит свет красного цвета, то он не пройдёт через зелёное стекло, и наоборот. Следовательно, через систему не пройдет ни красный свет, ни зелёный свет.


Основная цель- применение знаний к реальным жизненным ситуациям.

-Контекст- объяснение явлений окружающей действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей.

-Содержательная принадлежность-оптика

-Деятельностная компонента:

-предметные умения – использовать понятийный аппарат школьного курса физики для объяснения явлений и процессов окружающей действительности

-умения работать с информацией-понимать смысл использованных в тексте физических терминов

-Форма задания- с развёрнутым ответом.

-Уровень сложности - повышенный

Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведён полный правильный ответ

3

Приведён правильный ответ, но в объяснении допущена ошибка

2

Приведён правильный ответ без обоснования

1

Нет правильного ответа

0


Верный ответ дали 50%

Тип вопроса: с развёрнутым ответом

Компетенция: научное объяснение явлений


5.Расчётная задача

Что дано в задании. Описание физического явления жизненного характера.

Что нужно определить. Необходимо найти указанную величину.

Критерии оценивания. Полное правильное решение предполагает:

-указание на явление и условия, которые позволяют пренебречь другими свойствами объекта;

-выбор системы уравнений, необходимых для решения задачи;

-проведение математических преобразований и вычислений

-Деятельностная компонента:

-предметные умения. Использовать понятийный аппарат школьного курса физики для объяснения явлений и процессов окружающей действительности, применять простейшие оценочные процедуры, выстраивать собственный алгоритм решения задачи, применять количественные расчёты с использованием формул и законов.

-умения работать с информацией физического содержания, то есть выделять главную мысль текста, понимать смысл использованных в тексте физических терминов.

-Форма задания-высокий

-Максимально-3балла

Инструкция. Задание С5 представляет собой расчётную задачу, полное правильное решение которой должно включать указания на описанное в тексте задачи явление, условия при которых можно использовать выбранные законы и формулы, запись всех необходимых законов и формул, а также математические преобразования, значения использованных физических величин, расчёты с численным ответом и, при необходимости рисунок, поясняющий обозначение физических величин и решение.


С5. В дно водоёма глубиной 3м вертикально вбита свая, скрытая под водой. Высота сваи 2м. Свая отбрасывает на дне водоёма тень длиной 0,75м. Определите угол падения солнечных лучей на поверхность воды. Показатель преломления воды n=


Образец возможного решения (рисунок обязателен)

Угол падения можно найти по закону преломления света

n, sin=nsin, где n показатель преломления воды.

По треугольнику АВС =tg, откуда tg=0, 375 и = 20,60

Тогда sin20,60=0,35

Окончательно sin==0,47 и =280

Ответ: 280


Верный ответ дали 50%

Тип вопроса: с развёрнутым ответом

Компетенция: научное объяснение явлений

Содержание: оптика

Контекст: объяснение процессов окружающей действительности, поддающихся объяснению при помощи физических моделей.



Данные компетентностно-ориентированные задания направлены на познание и объяснение явлений и процессов окружающей действительности; знакомство с современными научными исследованиями, расширяющими представления об окружающем мире; освоение и использование современной техники и технологии;

Ученик должен был

-определять тематическую принадлежность к тому или иному разделу физики

-использовать понятийный аппарат школьного курса физики

-выстраивать алгоритм решения задачи

-применять количественные расчёты с использованием соответствующих формул и законов

- выделять главную мысль текста

-понимать смысл физических терминов

-отвечать на вопросы

-переводить информацию из одной знаковой системы в другую

-различать вопросы, проблемы, которые могут быть решены научными методами

-формулировать цели проведения опыта или наблюдения

-понимать результаты исследований, представленные в виде таблицы

- делать выводы

Исследование образовательной подготовки учащихся проводилось в трёх направлениях: грамотность чтения (способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения), математическая грамотность, естественно – научная грамотность. Особое внимание уделялось умению использовать свои знания в разнообразных жизненных ситуациях, а также оценке межпредметной компетентности учащихся.

Исследования показали, что 67% учащихся понимают тексты различного вида, умеют размышлять над их содержанием, оценивать их смысл, излагать свои мысли о прочитанном.

С помощью исследования было выявлено, что 67% учащихся умеют делать собственные обоснованные заключения с целью понять окружающий мир.

Наибольший интерес представляют подходы к оценке методологических знаний о естественных науках. Здесь диагностировались следующие вопросы:

-появление научных исследований

-цели

-наблюдения и эксперименты

-данные

-измерения

-результаты исследования

Для оценки отношений к естествознанию были разработаны задания, оценивающие

-понимание значимости научного познания

-самооценку успешности в естествознании

-интерес к науке

-ответственность по отношению к окружающей среде.

По результатам оценки сформированности естественно-научной грамотности 83% учащихся показали овладение основными умениями, необходимыми при решении простых естественно - научных проблем.

17% учащихся не овладели базовым уровнем. Это означает, что, окончив школу, они имеют ограниченный запас естественно-научных знаний, которые могут применять в знакомых ситуациях.

При выполнений заданий от учащихся требовалось продемонстрировать знание и понимание основных понятий, законов и принципов по проверяемым разделам физики, способность применять их при решении задач, объяснений явлений природы, проведений исследований и представлений их результатов.

В исследовании задания с выбором ответа использовались для оценки освоения знаний, а задания с развёрнутым ответом – для оценки сформированности умений и учебно – познавательной деятельности более высокого уровня.

Учащиеся хорошо справились с заданиями по механике(83%) и по МКТ(83%).

Низкий результат (50%) был получен для задания с развёрнутым ответом по оптике. Был продемонстрирован недостаточный уровень освоения отдельных элементов содержания.

Результаты (67%) выполнения задания по проверке умений проводить опыты и наблюдения показывают, что практика преподавания этих элементов содержания ещё не отражает новые требования стандарта физического образования.

По сравнению с результатами предыдущего этапа исследования наблюдалось повышение результатов выполнения заданий, проверяющих понимание основных понятий курса физики.

Статистические данные, характеризующие выполнение учащимися заданий, позволяют сделать вывод о различных затруднениях выполнения заданий и дифференцировать учащихся по уровню подготовки. Задания, в которых проверялись знание формул, применение формул и законов на расчётном уровне выполнены на 67%.

Процент решения всех заданий с выбором ответа составляет 83%.

Анализ результатов позволяет предложить некоторые меры по усовершенствованию процесса преподавания физики и подготовке учащихся к экзамену:

-необходимы целенаправленные усилия по повышению качества образования с учётом результатов

-необходимо осуществлять специальную подготовку к экзамену (формировать умение работать с различными частями экзамена, учитывая особенности экзаменационной работы и системы оценивания)


Формирование ключевых компетентностей на уроках физики занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных задач позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по физике и способности их применения на практике.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Инновационно-педагогический проект "Компетентностный подход к преподаванию физики"

Автор: Ершова Людмила Николаевна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства