kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~
Грязнова Галина Геннадьевна, учитель английского языка высшей категории МАОУ СОШ № 16

  Социальное проектирование как эффективное средство формирования
гражданских компетенций российских школьников.

       В сегодняшнем непростом мире  воспитание подрастающего поколения сегодня происходит в достаточно сложных условиях.
Современное общество ставит новые образовательные и воспитательные задачи перед педагогами. Главная цель образования заключается в том,  чтобы выпускник школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое образование, которое позволит ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор и быть конкурентоспособным в современном социуме.
    Среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Проектное обучение сегодня является тем средством, позволяющим  формировать такие  ключевые компетенции как  инициативность,  самостоятельность, готовность взять на себя ответственность,  способность искать и находить пути решения. Другими словами,   быть социально адаптированным человеком.
Сегодня мы можем говорить об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования, в которой исследовательские и творческие методы обучения играют ведущую роль. В этом случае проектирование рассматривается как основной вид учебной и внеурочной деятельности. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.
Социальное проектирование - это социально значимая последовательность действий, выполнение которых целенаправленно ведет к планируемому результату и конкретные сроки. Объектом проектной деятельности является социум во всём своём многообразии  (группы, отношения, процессы).     Существует четыре признака, отличающие проекты от других видов деятельности:
• Направленность на достижение конкретных целей;
• Координационное выполнение взаимосвязанных действий;
• Ограниченная протяженность во времени;
• Неповторимость и уникальность.
           Социальные проекты дают возможность участникам  связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.
Таким образом, задачами социального проектирования являются:
- формирование позитивной Я - концепции и умения учащегося объективно оценивать себя и свои действия;
- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «лидерского духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;
- развитие исследовательского и критического мышления;
- позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.
      Социальное проектирование – это  школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Оно способствует воспитанию гражданской активности, готовит к самостоятельной жизни и осзнанному выбору своей профессии.
В разработку и реализацию социальных проектов можно вовлекать всех участников образовательного процесса, жителей местного сообщества, представителей органов власти, бизнес-структур, СМИ и т.д.
Значимость и перспектива метода:
   Использование  метода проектов в школе помогает в обучении и развитии учащихся, так как обеспечивает определённую степень самостоятельности ученика и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у учеников чувство успеха. Данный метод позволяет нестандартно подойти к  деятельности ребёнка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие,  качественно изменить мотивацию учащегося - преобразовать внешние мотивы во внутренние.
А значит повысить уровень  овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Преобразовать не только деятельность ученика, но и отношение к самому процессу.
   Проектная методика сегодня особенно востребована. Различные социальные программы реализуются посредством данной технологии. Она используется не только в школе, в других общественных организациях и объединениях, которые тесно сотрудничают со школой и совместно  участвуют в решении общих воспитательных   задач. Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая.

      Социальный проект помогает учащимся понять, что в их возрасте уже можно поменять реалии жизни, начиная с себя, класса, школы, микрорайоне, города и т.д. Это помогает сформировать активную гражданскую позицию, расширить знания учеников о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности. Девизом  проектной деятельности могут служить слова: «Участвуя в социальном проектировании, вы строите общество, в котором будете жить!»
Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту,  поняли роль каждого в формировании общественной жизни.
В 2014 году в рамках работы Городской детско-юношеской ассамблеи «Гражданин ХХI  века» команды-участницы из МАОУ СОШ № 16 г. Томска совместно с командами-партнерами из Зырянской общеобразовательной школы, Первомайской общеобразовательной школы разработали и реализовали социально-значимый проект «Сохрани книгу», направленный на реставрацию учебного фонда школьных библиотек.
Рождение замысла проекта. Обоснование актуальности темы. Ежегодно мы получаем бесплатные учебники, что существенно помогает экономить бюджет нашим семьям. Получив учебники в этом году, мы столкнулись с проблемой – некоторые учебники были исписанными, с грязными обложками. По таким учебникам не очень-то и хочется заниматься.
Одни учебники были в использовании 3 года и находились в отличном состоянии... А другие только год, но их состояние было небрежным.
Проблема:
• Проблема бережного отношения к школьному имуществу существует.
• Мы не всегда ценим то, что нам даётся бесплатно.
• Знаем правила пользования школьными учебниками, но не всегда выполняем их.
• Прислушиваемся к советам взрослых, а результат бывает не всегда. Мы подумали – может быть, дети услышат детей?
Социальный проект «Сохрани книгу» был рассчитан на привлечение внимания к сохранению и бережному отношению к книге, как источнику знаний и   пособий для обучения, на повышение  общей культуры обучающихся воспитанников и их родителей.  
 Самое проблематичное то, что ребята не понимают того, что после них учебниками будут пользоваться другие дети и для многих школьников рисование на страницах книг стало нормой. Если твоя или библиотечная книжка плохо выглядит, она в этом не виновата. Виноваты те, кто обращался с ней плохо. Поэтому надо ей помочь, как мы помогаем другу. Надо подклеить обложку, может, даже переплести заново. И еще многие люди смогут с удовольствием взять эту книгу в руки и почерпнуть что-нибудь полезное для себя.
   Очень неприятно брать в руки разрисованный, разорванный  учебник или художественное произведение с комментариями предыдущего читателя. Так или иначе, но это отталкивает многих от чтения, что приводит к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и  логично выразить свою мысль.
   Данная проблема волнует всех:  учащихся  и учителей  школы, мы понимаем, что грамотность наших учеников, любовь к чтению и даже судьба русского языка зависит от каждого из нас,  поэтому и возникла идея создания социального проекта «Сохрани книгу».
   При работе над проектом мы учли ещё один психологический аспект. При нехватке учебной и художественной литературы, родители вынуждены покупать учебники. На покупку литературы уходит определенная часть семейного бюджета. Если  мы получаем бесплатные учебники, что  это существенно помогает экономить бюджет нашим семьям.
   Наш проект интересен тем, что мы привлекаем к проблеме не только учителей, учащихся,  но и их родителей.
Целевая группа: педагоги школы, учащиеся школы, родители учеников.
1. Изучили общественное мнение. Прежде всего, необходимо было узнать мнение самих учащихся и их отношение к данной проблеме. А также мнение родителей учеников и, конечно же, педагогов. Для этого были подготовлены тексты анкет для разных категорий опрашиваемых (учащихся, педагогов, родителей).
Была собрана информация у директора школы и библиотекарей  путем беседы.
Изучили документы о наличии и количестве учебно-методического материала и художественной литературы в школьной библиотеке и документы, свидетельствующие о регулярности обновления библиотечного фонда
2. Полученный материал обрабатывался вручную.
3. Данные оформлены в виде документов, сводной таблицы, проанализированы и сделаны соответствующие выводы о необходимости создания и реализации проекта «Спаси книгу», который поможет привести некоторые истрепанные учебники в надлежащий вид, и научит нас бережному отношению к книге.
Таким образом,
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1. Сохранить  и продлить срок службы школьных учебников.
2. Научить  одноклассников и других учащихся школы бережно относиться к книгам: не рвать, не рисовать в книгах, по мере необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Привлечь родителей к воспитанию у учащихся любви к книге.
2. Определить количество учебной и художественной литературы, нуждающейся в реставрации.
3. Помочь работникам библиотеки привести рваные книги в порядок силами учащихся, посещающих пришкольный летний оздоровительный лагерь «Калейдоскоп».
4. Помочь школе сэкономить средства на приобретение учебной литературы.
ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: (3 школьных библиотеки)
Проведенная нами работа дала положительные результаты, о чем свидетельствуют показатели:
• Отреставрировано: 768 учебников, из них:
• Подклеено – 620 учебников;
• Стерты надписи в 948 учебнике.
• Сэкономлено 72 тысячи рублей бюджетных средств.
Дети услышали детей и осознали:
- что бережное отношение к учебнику экономит семейный бюджет и сохраняет лес;
- что учебник многое может рассказать о его хозяине;
- что гораздо приятней взять в руки чистый аккуратный учебник.
Были разработаны «Правила пользования учебником»:
• Оберни учебники в обложку.
• Вложи в учебник закладку.
• Береги учебники от домашних животных.
• Не вырывай страницы из учебника. Не перегибай учебник при чтении.
• Не делай ручками пометок на страницах учебника.
• Перелистывай страницы, не торопясь, за верхний правый угол.
• Порванные листочки сразу же подклей.
• При сдаче учебника сотри все свои пометки, если необходимо подклей учебник (только клеем ПВА).
• Помни! Если учебник утерян или испорчен, то его необходимо заменить новым.

Приложение 1.
Анкета родителя.
№ Вопрос да нет
1 Всегда ли Ваш ребенок получает учебники в хорошем состоянии?  
2 Зависит ли успеваемость ученика от состояния учебника?  
3 Приобретаете ли Вы новые учебники, если в школе ребенку выдали потрепанный учебник?  
4 Всегда ли Ваш ребенок сдает учебники в таком же состоянии, в каком он  получил их на начало учебного года?  

Анкета учащегося.
№ Вопрос да нет
1 Огорчаешься ли ты, если получаешь учебник в не очень хорошем состоянии?  
2 Стремишься ли ты сохранить учебник в хорошем состоянии?  
3 Пишешь ли ты иногда в учебнике?  
4 Терял ли ты учебники?  
5 Реставрируешь ли ты учебники?  

Анкета учителя.
№ Вопрос да нет
1 Всегда ли Ваши ученики получают учебники в хорошем состоянии  
2 Зависит ли успеваемость ученика от состояния учебника?  
3 Существует ли прямая связь между пользователями и состоянием учебной книги?  
4 Всегда ли Ваши ученики сдают учебники в таком же состоянии, в каком они  получили их на начало учебного года?  

Таким образом, в результате реализации данного проекта, можно проследить процесс формирования социальных умений и навыков, сознательного отношения и активной гражданской позиции учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. »


Грязнова Галина Геннадьевна, учитель английского языка высшей категории МАОУ СОШ № 16


Социальное проектирование как эффективное средство формирования

гражданских компетенций российских школьников.


В сегодняшнем непростом мире воспитание подрастающего поколения сегодня происходит в достаточно сложных условиях.

Современное общество ставит новые образовательные и воспитательные задачи перед педагогами. Главная цель образования заключается в том, чтобы выпускник школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое образование, которое позволит ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор и быть конкурентоспособным в современном социуме.

Среди новых педагогических технологий, направленных на реализацию поставленных обществом задач особое место занимает социальная практика и методика социального проектирования. Проектное обучение сегодня является тем средством, позволяющим формировать такие ключевые компетенции как инициативность, самостоятельность, готовность взять на себя ответственность, способность искать и находить пути решения. Другими словами, быть социально адаптированным человеком.

Сегодня мы можем говорить об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования, в которой исследовательские и творческие методы обучения играют ведущую роль. В этом случае проектирование рассматривается как основной вид учебной и внеурочной деятельности. Одним из современных интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое на уроках и во внеурочной деятельности.

Социальное проектирование - это социально значимая последовательность действий, выполнение которых целенаправленно ведет к планируемому результату и конкретные сроки. Объектом проектной деятельности является социум во всём своём многообразии (группы, отношения, процессы). Существует четыре признака, отличающие проекты от других видов деятельности:

  • Направленность на достижение конкретных целей;

  • Координационное выполнение взаимосвязанных действий;

  • Ограниченная протяженность во времени;

  • Неповторимость и уникальность.

Социальные проекты дают возможность участникам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники конкретными делами проявляют свою гражданскую позицию, гражданскую активность, ответственность, воспитывают такие качества как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.

Таким образом, задачами социального проектирования являются:

- формирование позитивной Я - концепции и умения учащегося объективно оценивать себя и свои действия;

- развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «лидерского духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

- развитие исследовательского и критического мышления;

- позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного.

Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Оно способствует воспитанию гражданской активности, готовит к самостоятельной жизни и осзнанному выбору своей профессии.

В разработку и реализацию социальных проектов можно вовлекать всех участников образовательного процесса, жителей местного сообщества, представителей органов власти, бизнес-структур, СМИ и т.д.

Значимость и перспектива метода:

Использование метода проектов в школе помогает в обучении и развитии учащихся, так как обеспечивает определённую степень самостоятельности ученика и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у учеников чувство успеха. Данный метод позволяет нестандартно подойти к деятельности ребёнка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие, качественно изменить мотивацию учащегося - преобразовать внешние мотивы во внутренние.

А значит повысить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Преобразовать не только деятельность ученика, но и отношение к самому процессу.

Проектная методика сегодня особенно востребована. Различные социальные программы реализуются посредством данной технологии. Она используется не только в школе, в других общественных организациях и объединениях, которые тесно сотрудничают со школой и совместно участвуют в решении общих воспитательных задач. Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая.


Социальный проект помогает учащимся понять, что в их возрасте уже можно поменять реалии жизни, начиная с себя, класса, школы, микрорайоне, города и т.д. Это помогает сформировать активную гражданскую позицию, расширить знания учеников о сложностях и взаимосвязях окружающей действительности. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Участвуя в социальном проектировании, вы строите общество, в котором будете жить!»

Важно, чтобы учащиеся, приступая к проекту, поняли роль каждого в формировании общественной жизни.

В 2014 году в рамках работы Городской детско-юношеской ассамблеи «Гражданин ХХI века» команды-участницы из МАОУ СОШ № 16 г. Томска совместно с командами-партнерами из Зырянской общеобразовательной школы, Первомайской общеобразовательной школы разработали и реализовали социально-значимый проект «Сохрани книгу», направленный на реставрацию учебного фонда школьных библиотек.

Рождение замысла проекта. Обоснование актуальности темы. Ежегодно мы получаем бесплатные учебники, что существенно помогает экономить бюджет нашим семьям. Получив учебники в этом году, мы столкнулись с проблемой – некоторые учебники были исписанными, с грязными обложками. По таким учебникам не очень-то и хочется заниматься.

Одни учебники были в использовании 3 года и находились в отличном состоянии... А другие только год, но их состояние было небрежным.

Проблема:

  • Проблема бережного отношения к школьному имуществу существует.

  • Мы не всегда ценим то, что нам даётся бесплатно.

  • Знаем правила пользования школьными учебниками, но не всегда выполняем их.

  • Прислушиваемся к советам взрослых, а результат бывает не всегда. Мы подумали – может быть, дети услышат детей?

Социальный проект «Сохрани книгу» был рассчитан на привлечение внимания к сохранению и бережному отношению к книге, как источнику знаний и пособий для обучения, на повышение общей культуры обучающихся воспитанников и их родителей.

Самое проблематичное то, что ребята не понимают того, что после них учебниками будут пользоваться другие дети и для многих школьников рисование на страницах книг стало нормой. Если твоя или библиотечная книжка плохо выглядит, она в этом не виновата. Виноваты те, кто обращался с ней плохо. Поэтому надо ей помочь, как мы помогаем другу. Надо подклеить обложку, может, даже переплести заново. И еще многие люди смогут с удовольствием взять эту книгу в руки и почерпнуть что-нибудь полезное для себя.

Очень неприятно брать в руки разрисованный, разорванный учебник или художественное произведение с комментариями предыдущего читателя. Так или иначе, но это отталкивает многих от чтения, что приводит к безграмотности, косноязычию, неумению правильно и логично выразить свою мысль.

Данная проблема волнует всех: учащихся и учителей школы, мы понимаем, что грамотность наших учеников, любовь к чтению и даже судьба русского языка зависит от каждого из нас, поэтому и возникла идея создания социального проекта «Сохрани книгу».

При работе над проектом мы учли ещё один психологический аспект. При нехватке учебной и художественной литературы, родители вынуждены покупать учебники. На покупку литературы уходит определенная часть семейного бюджета. Если мы получаем бесплатные учебники, что это существенно помогает экономить бюджет нашим семьям.

Наш проект интересен тем, что мы привлекаем к проблеме не только учителей, учащихся, но и их родителей.

Целевая группа: педагоги школы, учащиеся школы, родители учеников.

  1. Изучили общественное мнение. Прежде всего, необходимо было узнать мнение самих учащихся и их отношение к данной проблеме. А также мнение родителей учеников и, конечно же, педагогов. Для этого были подготовлены тексты анкет для разных категорий опрашиваемых (учащихся, педагогов, родителей).

Была собрана информация у директора школы и библиотекарей путем беседы.

Изучили документы о наличии и количестве учебно-методического материала и художественной литературы в школьной библиотеке и документы, свидетельствующие о регулярности обновления библиотечного фонда

  1. Полученный материал обрабатывался вручную.

  2. Данные оформлены в виде документов, сводной таблицы, проанализированы и сделаны соответствующие выводы о необходимости создания и реализации проекта «Спаси книгу», который поможет привести некоторые истрепанные учебники в надлежащий вид, и научит нас бережному отношению к книге.

Таким образом,

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  1. Сохранить и продлить срок службы школьных учебников.

  2. Научить одноклассников и других учащихся школы бережно относиться к книгам: не рвать, не рисовать в книгах, по мере необходимости подклеивать их самостоятельно или с помощью старших.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Привлечь родителей к воспитанию у учащихся любви к книге.

  2. Определить количество учебной и художественной литературы, нуждающейся в реставрации.

  3. Помочь работникам библиотеки привести рваные книги в порядок силами учащихся, посещающих пришкольный летний оздоровительный лагерь «Калейдоскоп».

  4. Помочь школе сэкономить средства на приобретение учебной литературы.

ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ: (3 школьных библиотеки)

Проведенная нами работа дала положительные результаты, о чем свидетельствуют показатели:

  • Отреставрировано: 768 учебников, из них:

  • Подклеено – 620 учебников;

  • Стерты надписи в 948 учебнике.

  • Сэкономлено 72 тысячи рублей бюджетных средств.

Дети услышали детей и осознали:

- что бережное отношение к учебнику экономит семейный бюджет и сохраняет лес;

- что учебник многое может рассказать о его хозяине;

- что гораздо приятней взять в руки чистый аккуратный учебник.

Были разработаны «Правила пользования учебником»:

  • Оберни учебники в обложку.

  • Вложи в учебник закладку.

  • Береги учебники от домашних животных.

  • Не вырывай страницы из учебника. Не перегибай учебник при чтении.

  • Не делай ручками пометок на страницах учебника.

  • Перелистывай страницы, не торопясь, за верхний правый угол.

  • Порванные листочки сразу же подклей.

  • При сдаче учебника сотри все свои пометки, если необходимо подклей учебник (только клеем ПВА).

  • Помни! Если учебник утерян или испорчен, то его необходимо заменить новым.


Приложение 1.

Анкета родителя.

Вопрос

да

нет

1

Всегда ли Ваш ребенок получает учебники в хорошем состоянии?



2

Зависит ли успеваемость ученика от состояния учебника?



3

Приобретаете ли Вы новые учебники, если в школе ребенку выдали потрепанный учебник?



4

Всегда ли Ваш ребенок сдает учебники в таком же состоянии, в каком он получил их на начало учебного года?




Анкета учащегося.

Вопрос

да

нет

1

Огорчаешься ли ты, если получаешь учебник в не очень хорошем состоянии?



2

Стремишься ли ты сохранить учебник в хорошем состоянии?



3

Пишешь ли ты иногда в учебнике?



4

Терял ли ты учебники?



5

Реставрируешь ли ты учебники?




Анкета учителя.

Вопрос

да

нет

1

Всегда ли Ваши ученики получают учебники в хорошем состоянии



2

Зависит ли успеваемость ученика от состояния учебника?



3

Существует ли прямая связь между пользователями и состоянием учебной книги?



4

Всегда ли Ваши ученики сдают учебники в таком же состоянии, в каком они получили их на начало учебного года?




Таким образом, в результате реализации данного проекта, можно проследить процесс формирования социальных умений и навыков, сознательного отношения и активной гражданской позиции учащихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Грязнова Галина Геннадьевна

Дата: 10.07.2014

Номер свидетельства: 109722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства