kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Основы преподавания предмета «Самопознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по самопознанию по теме «Основы преподавания предмета «Самопознание».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Основы преподавания предмета «Самопознание»»

Доклад педагогического совета на тему: «Основы преподавания предмета «Самопознание».

Aйтмагамбетова Гаухартас Сейтгалиевна учитель начальных классов

«Искровская средняя школа»


«Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле» Назарбаева Сара Алпысовна

«Основы преподавания предмета «Самопознание».

Основа авторской идеи проекта «Самопознание» автор видит в том, чтобы любить и быть любимым. Быть самим собой. Развивать свои собственные возможности, таланты, различать что такое «хорошо» и что такое «плохо». Учит ответственности за свои слова и поступки. Жить в гармонии с собой и окружающим миром, по совести, не предавая своего я. Созидать, творить на благо общества, постоянно самосовершенствоваться.

Общечеловеческие ценности, которые лежат в основе нравственно-духовного воспитания - это Истина, Любовь, Праведное поведение, Покой, Ненасилие.

Придерживаясь этих ценностей в повседневной жизни, нужно думать только о хорошем, что бы достичь душевного покоя. Вечные общечеловеческие ценности: ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ВНУТРЕННИЙ ПОКОЙ, ЛЮБОВЬ и НЕНАСИЛИЕ – можно представить в виде Древа человеческого бытия: В основе жизни – корни. Корни символизируют ИСТИНУ. Как корни дерева невидимы глазу человеческому, так и ИСТИНА является невидимой основой всего видимого… Чтобы корни были крепкими – дерево необходимо поливать водой…Вода – олицетворение ЛЮБВИ… Как вода является источником жизни для всего живого, так и энергия ЛЮБВИ пронизывает, питает все общечеловеческие ценности. Благодаря обильному поливу водой у дерева будут крепкие корни. Крепкие корни – залог могучего ствола и прочных ветвей. Ствол и ветви символизируют ПРАВЕДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (долг). Если человек живет по совести, совершает праведные поступки, то в его душе расцветают благоуханные цветы – символ ВНУТРЕННЕГО ПОКОЯ. Когда человек обретает покой в мыслях и чувствах он способен постичь ИСТИНУ человеческого бытия. Постигнув ИСТИНУ, он приходит к НЕНАСИЛИЮ (плоды). НЕНАСИЛИЕ – это любовь в понимании, т .е. осознание все мы едины духовным началом.

Цель обучения проявления Истины – поддержать ребенка в поисках его истинной природы и осознания того, что этот поиск – самая важная цель в жизни, т.к. Истина – это и есть природа человека.

Любовь – основополагающий принцип самопознания.

Любовь- это самая мощная исцеляющая сила во всей Вселенной сильнее любого лекарства. Когда человек достигает конца жизни, единственное, что будет иметь какое – то значение – это та любовь, которую вы отдали и получили.

В своем путешествии в следующий мир единственное, что человек может взять с собой, - это любовь. Единственная ценная вещь, которую человек оставит в этом мире, - любовь. Больше ничего. Праведное поведение – это то, что рождается в сердце, а затем выражается в форме слов и практикуется..

Например, в правильных мыслях, в правильной речи, в дисциплине, в долге и благодарности, в привычках, в сотрудничестве и в управлении желаниями.

Люди думают, что получают радость и удовлетворение от вещей этого мира, но эта радость всего лишь крошечное отражение той безграничной радости, которая скрыта в них самих.

- Покой и радость не есть неотъемлемая часть вещей этого мира.

- Радость и покой эта наша истинная природа

Наблюдайте за…

-Словами (придерживайтесь правды. Не говорите много, не критикуйте других, говорите с любовью) – истине

-Действиями (поступайте по совести, помогайте, не вредите, следуйте) – праведному поведению

-Мыслями (думайте о хорошем, избегайте обиды, гнева, зависти)- Покою

Характером (проявляйте свою истинную суть, доброту и счастье) – Любви

Сердцем (помните свою истинную духовную природу)- ненасилию.

Роль учителя в самопознании.

Родители и учителя, как пример для подражания.

Для учителей так же как для родителей есть два основных правила:

1. Сам выполняй то, чему учишь.

2. Смотри на первое правило.

Три типа учителей

– жалующийся

- объясняющий

- вдохновляющий.

Когда вы что – то делаете без любви и непрофессионально - это халтура.

Когда вы что – то делаете без любви, но профессионально - это ремесло.

Когда вы что – то делаете с любовью и профессионально - это искусство .

В настоящее время структура урока самопознания и методика его преподавания претерпели значительные изменения. В методических пособиях для преподавателей самопознания даны разнообразные методы и приемы преподавания самопознания, помогающие раскрытию тематики уроков. А именно выделяются 5 основных методических приемов, каждый из которых объединяет в себе множество различных методик, к ним относятся: формы позитивного настроя, цитата урока, рассказывание истории и беседа, творческая и групповая деятельность, музыка и пение хором.

Такой методический прием, как позитивный настрой, направлен на формирование у обучающихся нравственных, духовных ценностей, и в первую очередь, позитивного мышления. Психологи утверждают, что в процессе позитивного мышления человек избавляется от негативных мыслей, стресса, забывает о наболевших проблемах. Следуя внутреннему голосу, человек приобретает психологическую устойчивость к разного рода проблемам. В итоге постоянной поддержке позитивного настроя формируется и положительное мышление, которое приводит человека к гармонии с собой и окружающим миром.

Приемы позитивного настроя, как концентрация на Свет, на дыхание, мысленная прогулка в лес, мысленная прогулка в подводное царство иногда путают с одним из приемов духовной практики - медитацией, психологами был сделан сравнительный анализ с учетом особенностей методики преподавания предмета «Самопознание». В состоянии медитации сосредоточение переходит на более тонкие уровни существования, пока не достигает точки, в которой преодолеваются самые тонкие структуры мышления и чувств, и медитирующий погружается в состояние внутреннего покоя при кристально чистом сознании без какой-либо целенаправленности. Время медитации не ограничено, предполагается полное отключение сознания. Медитация по завершению не обсуждается. Методический прием, внутреннего позитивного настроя направлен на преодоление состояния эмоционального возбуждения, гиперактивности обучающегося после интеллектуальных или физических нагрузок.

Время отведенное на позитивный настрой от двух до пяти минут, за это время невозможно погрузиться в состояние глубокого транса, однако можно настроится на позитивные мысли и успокоить ум.

Важно проведение позитивного настроя в начале урока, поскольку он позволит учащимся быть более восприимчивыми к тому, что им преподают, лучше себя вести на уроке и в спокойном состоянии ума давать ответы из сердца в процессе урока. В целях постепенного приведения обучающихся в спокойное положение рекомендуется использование тихой, спокойной музыки. Музыка очень хорошо успокаивает обучающихся и определенным образом настраивает их на урок. Также необходимо отметить,

что при проведении практики позитивного настроя важно, чтобы позвоночник был прямым и в вертикальном положении. В согнутом состоянии чувствуется усталость и боль, которая вернет нас к мысли о том, что мы - не только наше тело. Вертикальное положение способствует поддержанию постоянной связи с сердцем.

Очень важно то, в каком состоянии находится сам преподаватель, важно, чтобы в нем самом была тишина, чтобы он сам находился в состоянии внутреннего покоя, чтобы передать это состояние обучающимся. Именно внутреннее состояние преподавателя играет главную роль в создании благоприятной атмосферы. Обучая детей обретению состояния внутреннего покоя, и при этом не приводя сознание в состояние равновесия никакого эффекта достигнуто не будет. Поэтому важно, чтобы прием позитивного настроя был также и практикой преподавателя, для того чтобы он стал частью нравственно-духовного развития обучающихся.

Педагоги учат своей жизнью, своим примером, самим своим существованием через свои советы и ценные уроки, через свой непосредственный опыт общения друг с другом. Поэтому цель внутреннего позитивного настроя в том чтобы понять, что покой находится глубоко внутри, а сердце - это обитель совести, и именно там необходимо ее искать, туда необходимо достучаться.

Опыт использования приемов позитивного настроя в начале урока показывает, что существенно улучшаются следующие показатели:- дисциплина;- самоконтроль;- здоровье;- уравновешенность; ума;- память;- способность концентрироваться; - интуиция;- проявление любви по отношению к другим;- внутренний покой.

Основания для выбора рассказов

Выбирая подходящую историю учитель должен учитывать целый ряд.

Возраст учащихся - для учеников начальных классов истории не должны быть длинными, их содержание должно соответствовать жизненному опыту учащихся.

Пол учащихся – мальчики предпочитают динамичные, захватывающие истории, приключения и фантастику; девочкам, в свою очередь нравятся больше жизненные истории с романтическим оттенком и счастливым концом.

Семейные, личностные обстоятельства учеников - например, на детей из неблагополучных, неполных семей производят тяжелое впечатление и вызывают отрицательную реакцию рассказы, показывающие счастливую семейную жизнь в сравнении с жизнью ребенка, который чувствует себя отвергнутым или нелюбимым.

С точки зрения методики преподавания предмета «Самопознание» рассказ должен: - иллюстрировать и подчеркивать значение ценности, которая является темой урока; - отвечать той цели, которую ставит перед собой учитель; - не только способствовать восприятию ценностей для здорового развития ребенка, но и стимулировать его к творчеству.

Источники рассказов

Источником рассказов выступает литература, разные её жанры: фольклор (чаще всего - сказки), мифология, притчи, басни, стихи, исторические книги, жизнеописания великих людей, поучения великих пророков и духовные книги.

Другим, очень важным источником рассказов являются жизненные ситуации.

Мы можем найти их в прессе, интернете, в общении с людьми, в наблюдениях за окружающей жизнью.

Предлагаемые пособия:

Куклы (театральные). Картинки и карточки. Диапроектор, слайды или части фильма

Магнитная доска или плотный картонный материал (небольших размеров). Телевизор, интерактивная доска. Одним из таких приёмов – чтение притч, в которой заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то нам дать, чему-то научить. В ней заложена какая-то определенная нравственная истина, какой-то определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем.

Техника рассказа

Учитель должен уметь пересказать историю, не читая её по книге, очень артистично, с паузами и сменой интонаций в нужных местах.

Рассказчик должен приспосабливаться к уровню слушателей.

Чтобы история дошла до сознания школьников и увлекла их, учитель должен не только в совершенстве знать и понимать её, но она должна нравиться и ему самому.

Пользуйтесь возможностями голоса, изменяя его громкость, интонацию, чтобы помочь игре воображения учеников.

Метод беседы имеет следующие преимущества:

Активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Развивает память и речь.

Раскрывает знания учащихся

Имеет большую воспитательную силу.

Является хорошим диагностическим средством.

Уголок творческих работ учащихся

В уголке творческих работ можно вывешивать работы учеников ( в течение нескольких дней постоянно менять, обновлять уголок)

Необходимо завести папку творческих работ для каждого класса, куда складываются работы уже выставлявшиеся в уголке. Нет необходимости в портфолио.

Работы обязательно должны быть подписаны и датированы.

Ученики, которых с малых лет поощряют развивать в себе творческие способности, вырастут более уравновешенными и гармоничными. Как только творчество соединится с общечеловеческими ценностями, результатом действительно будет расцвет человеческого совершенства.

Оценивание знаний учащихся

Оценивание качества знаний учащихся по предмету «Самопознание» проводится на основе «Требований к уровню подготовки учащихся.

В соответствии с особенностями нравственно-духовного образования важна не количественная, а качественная оценка, поэтому вводится оценка «зачет» по итогам каждого полугодия.

«Требования уровню подготовки учащихся» служат критерием для выставления зачета по предмету.

«Зачет» ставится учащемуся, если он выполняет все требования к уровню подготовки учащегося.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Основы преподавания предмета «Самопознание»

Автор: Айтмагамбетова Гаухартас Сейтгалиевна

Дата: 22.11.2017

Номер свидетельства: 440189

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Реализация межпредметной связи на уроках "Самопознания" "
    ["seo_title"] => string(63) "riealizatsiia-miezhpriedmietnoi-sviazi-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "158762"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421781081"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Статья  «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»"
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-profiessional-naia-kompietientnost-piedaghoghov-kak-usloviie-sobliudieniia-prav-dietiei-na-polnotsiennoie-nravstvienno-dukhovnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "312181"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459316871"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Коннспект урока на тему "В чем смысл жизни?" (на основе анализа романа "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(99) "konnspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-smysl-zhizni-na-osnovie-analiza-romana-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "157298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421582066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства