«Использование информационных технологий на уроках химии и физики»
«Использование информационных технологий на уроках химии и физики»
«Использование информационных технологий на уроках химии и физики»
учителя химии и физики МКОУ Грибановская СОШ № 4
Стародубцевой Л.В.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Применение информационных технологий в школьном образовании обсуждается широко и на методических советах различного уровня и на страницах всех методических журналов и газет, интернет сайтов. При этом каждому учителю, безусловно, понятно, что это требование сегодняшнего дня.
Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.
Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания предметов естественнонаучного цикла, в частности физики и химии является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим и химическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой. На современном этапе развития школы выдвигается проблема преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Современный урок ориентирован на компетентностный подход, инновационные технологии, использование ИКТ. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний обучаемыми, на их самообразование и на самопознание. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения. С помощью ИКТ дети учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы, осваивать новые способы сбора и обработки информации, а также расширяют свой кругозор.
Развитие новых информационных технологий и приход их в школу существенно расширяет возможности учителя в преподавании предмета, позволяет проникнуть глубже в суть рассматриваемых явлений. Персональный компьютер превратился в эпоху Интернета из средства производства информации в средство доступа к ней. И его использование в образовании просто провоцирует учителя и ученика на творчество и даёт возможность перейти к более эффективным формам обучения.
Вряд ли кто-то из нас сейчас может с полной уверенностью заявлять, что совсем не использует компьютер в своей преподавательской деятельности. В той или иной мере, мы все прибегаем к его помощи. И я не открою секрета, что даже если совсем минимизировать применение компьютера на уроке, тем не менее, он очень сильно своим приходом в нашу жизнь, облегчил нам работу. Но учитель - всегда творческая личность, и, получив новое средство обучения, как правило, стремится использовать это средство как можно более полно, как можно более эффективно. В условиях школы в которой я работаю, где нет оборудованного кабинета ни физики, ни химии внедрение информационных технологий в практическую деятельность учителя возможно только:
1. Опираясь на домашний ПК учителя;
2.Через проведение занятий в кабинете информатики школы;
3.Используя домашние ПК учащихся;
Появление домашнего персонального компьютера значительно расширило возможности использования ИКТ. Я стала использовать тестовые задания для систематического контроля усвоения знаний учащимися. В настоящее время все контрольные работы по химии я провожу в формате ЕГЭ (часть А,В,С), по физике 8, 9 класс. С появлением домашних компьютеров у учащихся появилась возможность, составления презентаций по различным темам учебного курса. Это рассчитано на формирование интереса и творческого отношения к получаемым знаниям. Но наряду с этим я применяю в своей деятельности электронные ресурсы из сети Интернета. Существует огромное число готовых презентаций и разработок уроков, которые могут быть использованы учителями- предметниками при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественнонаучного цикла, активизировать их познавательную деятельность, возрастает эффективность самостоятельной работы. Причём подобные разработки могут быть использованы как в полном предложенном объёме, так и моделироваться учителем под конкретный урок и конкретные задачи. Для себя из всего многообразия учебных электронных программ я выделила несколько, которые использую:«Интерактивный курс физики для 7-11 классов»- диск, иногда я использую материалы сайта портал готовых презентаций, где представлены презентации практически по всем темам курса, которые перерабатываю но чаще использую отдельные фрагменты, например при изучении темы «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах» 7 класс, демонстрирую процесс протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. ( презентация)
Я не имею возможность использования компьютера на каждом уроке, поэтому чаще всего это уроки-обобщения знаний по отдельным темам, например один из таких уроков -урок повторения и обобщения по теме «Электрические явления» 8 класс (презентация)
Уроки с использованием ИКТ очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. Но при всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Для того чтобы ученик хорошо усвоил материал ему необходимо его отработать и не один раз, научить решать задачи электронные ресурсы не способны. Необходимо прилежание, желание со стороны учащихся и развитие интереса к данному виду деятельности со стороны учителя. Ещё несколько лет назад столь масштабное использование компьютера было невозможно. Сейчас ряды учителей, использующих в своей работе подобную методику, всё ширятся. Практически все учителя уже оценили преимущества подобной работы, все же детям это гораздо интереснее чем мел и доска.
В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразными грамотным. Одним словом, профессиональным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование информационных технологий на уроках химии и физики» »
«Использование информационных технологий на уроках химии и физики»
учителя химии и физики МКОУ Грибановская СОШ № 4
Стародубцевой Л.В.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский
Применение информационных технологий в школьном образовании обсуждается широко и на методических советах различного уровня и на страницах всех методических журналов и газет, интернет сайтов. При этом каждому учителю, безусловно, понятно, что это требование сегодняшнего дня.
Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.
Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания предметов естественнонаучного цикла, в частности физики и химии является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческих ценностей возможно только при соответствующем познавательном, нравственном, этическом и эстетическом воспитании школьника. В связи с этим главную цель обучения можно конкретизировать более частными целями: воспитание у школьников в процессе деятельности положительного отношения к науке вообще и к физике в частности; развитие интереса к физическим и химическим знаниям, научно - популярным статьям, жизненным проблемам. Физика является основой естествознания и современного научно - технического прогресса, что определяет следующие конкретные цели обучения: осознание учащимися роли физики в науке и производстве, воспитание экологической культуры, понимание нравственных и этических проблем, связанных с физикой. На современном этапе развития школы выдвигается проблема преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Современный урок ориентирован на компетентностный подход, инновационные технологии, использование ИКТ. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний обучаемыми, на их самообразование и на самопознание . В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных средств, в процесс обучения . С помощью ИКТ дети учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы, осваивать новые способы сбора и обработки информации, а также расширяют свой кругозор.
Развитие новых информационных технологий и приход их в школу существенно расширяет возможности учителя в преподавании предмета, позволяет проникнуть глубже в суть рассматриваемых явлений. Персональный компьютер превратился в эпоху Интернета из средства производства информации в средство доступа к ней. И его использование в образовании просто провоцирует учителя и ученика на творчество и даёт возможность перейти к более эффективным формам обучения.
Вряд ли кто-то из нас сейчас может с полной уверенностью заявлять, что совсем не использует компьютер в своей преподавательской деятельности. В той или иной мере, мы все прибегаем к его помощи. И я не открою секрета, что даже если совсем минимизировать применение компьютера на уроке, тем не менее, он очень сильно своим приходом в нашу жизнь, облегчил нам работу. Но учитель - всегда творческая личность, и, получив новое средство обучения, как правило, стремится использоватьэто средство как можно более полно, как можно более эффективно. В условиях школы в которой я работаю, где нет оборудованного кабинета ни физики , ни химии внедрение информационных технологий в практическую деятельность учителя возможно только:
1. Опираясь на домашний ПК учителя;
2.Через проведение занятий в кабинете информатики школы;
3.Используя домашние ПК учащихся;
Появление домашнего персонального компьютера значительно расширило возможности использования ИКТ. Я стала использовать тестовые задания для систематического контроля усвоения знаний учащимися. В настоящее время все контрольные работы по химии я провожу в формате ЕГЭ (часть А,В,С), по физике 8, 9 класс. С появлением домашних компьютеров у учащихся появилась возможность, составления презентаций по различным темам учебного курса. Это рассчитано на формирование интереса и творческого отношения к получаемым знаниям. Но наряду с этим я применяю в своей деятельности электронные ресурсы из сети Интернета. Существует огромное число готовых презентаций и разработок уроков, которые могут быть использованы учителями- предметниками при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественнонаучного цикла, активизировать их познавательную деятельность, возрастает эффективность самостоятельной работы. Причём подобные разработки могут быть использованы как в полном предложенном объёме, так и моделироваться учителем под конкретный урок и конкретные задачи. Для себя из всего многообразия учебных электронных программ я выделила несколько , которые использую:«Интерактивный курс физики для 7-11 классов»- диск, иногда я использую материалы сайта портал готовых презентаций, где представлены презентации практически по всем темам курса, которые перерабатываю но чаще использую отдельные фрагменты, например при изучении темы «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах» 7 класс, демонстрирую процесс протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах. ( презентация)
Я не имею возможность использования компьютера на каждом уроке, поэтому чаще всего это уроки-обобщения знаний по отдельным темам, например один из таких уроков -урок повторения и обобщения по теме «Электрические явления» 8 класс (презентация)
Уроки с использованием ИКТ очень нравятся детям, они активизируют их интерес к изучению предмета. Но при всех видимых плюсах данной методики работы, при всех её преимуществах, необходимо помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Для того чтобы ученик хорошо усвоил материал ему необходимо его отработать и не один раз, научить решать задачи электронные ресурсы не способны. Необходимо прилежание, желание со стороны учащихся и развитие интереса к данному виду деятельности со стороны учителя. Ещё несколько лет назад столь масштабное использование компьютера было невозможно. Сейчас ряды учителей, использующих в своей работе подобную методику, всё ширятся. Практически все учителя уже оценили преимущества подобной работы, все же детям это гораздо интереснее чем мел и доска.
В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным