Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме:
«В чем смысл жизни?»
Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: в чем смысл жизни?
Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления
Оборудование: текст произведения, раздаточный материал, толковые словари, презентация, видеофрагмент из фильма «Печорин. Герой нашего времени».
Ход урока
-
Организационный этап (1 мин.) Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и уверена, мы с вами на сегодняшнем уроке будем плодотворно сотрудничать!
-
Актуализация изученного материала и создание проблемной ситуации (6 мин). Посмотрите на слайд и скажите, о чем мы будем сегодня с вами рассуждать? (рукопись «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, вид Кавказских гор, портрет Лермонтова, 1838-1839 годы, картинка «В чем смысл жизни?»)
Последняя картинка, возможно, не совсем понятна вам, потому что она словно бы нарушает связную, логическую цепочку произведения «Герой нашего времени». А тем не менее последняя картинка напрямую связана с темой нашего урока и основополагающим вопросом, которые вы назовете сами. Не верите? Позвольте вам это доказать!
(Видеофрагмент «Монолог Печорина»)
Давно замечено, что человек отличается от всех живых существ тем, что ищет смысл в своем существовании. Как часто люди страдают и мучаются от того, что не могут понять цели своего существования. Как часто человеку мешает наслаждаться собственным бытием мысль: «К чему я иду?» Конечно, всеми этими вопросам и задаются только люди высокоразвитые, стремящиеся к познанию. Таким был и главный герой Печорин.
«Журнал Печорина» полон размышлений о смысле жизни, о взаимоотношениях личности и общества, о месте поколения в череде поколений, о роли человека в истории. Основная черта характера Печорина — стремление к самопознанию. Тема судьбы – одна из постоянных тем в раздумьях Печорина, введенных в контекст повести «Княжна Мери»: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?». В новелле «Фаталист» она становится центральной и на сегодняшнем уроке нам предстоит ответить на вопросы:
- Почему Печорин не нашел счастья в жизни?
- В чем его трагическая обреченность?
- В чем смысл жизни (на основе анализа повестей «Княжна Мери» и «Фаталист»?)
Понравился ли вам роман, внимательно ли вы его читали?
-Какой же будет тема нашего урока? Какие цели вы считаете нужным перед собой поставить? Трудно предположить?
-Я предлагаю посмотреть на известное произведение по-новому, а к формулировке темы и целей вернуться позднее.
ЛЗ! Обратимся к эпиграфу – стихотворению А. А. Фета – и выпишем ключевые слова (жизнь, пронеслась без следа, душа рвалась, с какой целью, последнее новоселье, холодная постель)
Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась - кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью - всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.
Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.
Сделайте вывод, может ли это стихотворение быть иллюстрацией к журналу Печорина?
Итак, тема нашего урока: «В чем смысл жизни?» и размышлять об этом мы будем, анализируя повести «Княжна Мери» и «Фаталист». А почему? (Потому что именно эти главы написаны в виде дневника Печорина, где он откровенно описывает свои чувства, мысли и поступки, размышляя о смысле своей жизни).
3.Целеполагание. Правильно, ребята. Посмотрите на слайд – перед нами проблемная ситуация. А давайте разберемся, чем проблемная ситуация отличается от обычной? (Дети, анализируя ситуацию, определяют, что дорога содержит ситуацию выбора, который должен сделать сам человек. Любой поступок, осознанный или нет, меняет его жизнь в большей или меньшей степени.)
Давайте вместе сформулируем задачи урока (вспомнить – узнать- суметь). «Поле проблем»
ПРИЕМ «ИДЕАЛ»
4.Погружение в тему. Групповая работа «Аналитики». Я предлагаю вам побыть аналитиками. Перед вами лежат словари, чистые листы и листы с пословицами народов мира о смысле жизни, пути. Выберите те пословицы, которые, по вашему мнению, наиболее подходят к нашему герою и произведению в целом, изучите словарные статьи и оформите как кластер.
ЛИ! 1 группа – Жизнь, 2 группа – Путь, 3 группа – Смысл, 4 группа – Предназначение
Раздаточный материал
-
Жизнь изжить – и других бить, и самому биту быть. (Русская)
-
Жизнь наскучила, а к смерти не привыкнешь. (Русская)
-
Лучше умереть стоя, чем жить ползая. (Украинская)
-
В голове, словно в аду, ничего не видать. (Украинская)
-
Кто всю жизнь прожил мошенником, вряд ли умрет честным человеком. (Английская)
-
Лучше славная смерть, чем постыдная жизнь (Английская).
-
Тот, кто всем угождал, умер раньше, чем появился на свет (Английская).
-
Тот, кто живет с калеками, и сам хромать научится (Английская).
-
Хочешь, чтобы тебя оценили – умри (Итальянская).
-
Кто боится смерти, тот покойник среди живых (Армянская).
-
Лучше быть царем в аду, чемрабом в раю (Бенгальская).
-
Лучше раньше умереть, чем позже сдохнуть (Еврейская).
-
Дереву лучше сломиться, чем расти криво – человеку лучше умереть, чем жить кривдой. (Монгольская)
-
Только перед смертью человек узнает, что ему надо было делать (Осетинская).
-
Чем желать смерти врагу, лучше пожелай себе долгой жизни (Туркменская).
-
И ад, и рай в душе человека (Японская).
(Защита мини-исследований)
Вывод: Печорин много размышляет о смерти. Думая о том, что ни один человек не оценит его верно после смерти, Печорин задается вопросом: зачем же в таком случае жить, что-то делать, чего-то добиваться? И сам же даст ответ: из любопытства. Любопытство и в самом деле — основное чувство, которое движет Печориным. Оно заставляет героя все время испытывать судьбу и вмешиваться в жизнь других людей. Продолжим работу.
Вопросы для обсуждения главы «Княжна Мери» для первой группы
1.Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
2.Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
3.Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
Задания для 2-й группы
1.Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
2. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе?
3. Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?
Задания для третьей группы для обсуждения главы «Фаталист»
1.Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
2.Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
3.Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
Задания для четвертой группы для обсуждения главы «Фаталист»
1. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
5.Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.
Вывод: Печорин предстает в «Журнале» человеком, глубоко чувствующим и страдающим. Мастерство автора в создании психологического портрета Печорина проявляется в изображении его внутренней жизни, его самоанализа, сюжетно-композиционных особенностях романа. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается. Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Подведение итогов. Давайте вернемся к проблемному вопросу, который мы поставили в начале урока. Пьер Безухов в романе Л. Н. Толстого на вопрос «Зачем жить?» находит ответ: «Затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не упадёт волос с головы человеческой». А что бы ответил Григорий Печорин?
Личность Печорина сложна и противоречива. Сам того не желая, он становится виновником несчастий других. Его душа «испорчена светом», и вся его жизнь — расплата за собственные поступки.
5. Рефлексия.
Составьте синквейн по теме «Смысл жизни»:
1 строка – тема или предмет (1 существительное)
2 строка – описание предмета (2 прилагательных)
3 строка – описание действия (2 глагола)
4 строка - фраза, выражающая отношение к предмету
5 строка – синонимы, расширяющий или обобщающий смысл темы или предмета (1 слово)
или
1 строка – ключевое слово/слова в формулировке проблемы
2 строка – на основе чего автор раскрывает суть проблемы (словосочетание)
3 строка – предложение, отражающее авторскую позицию
4 строка – название литературного произведения с указанием автора
5 строка – вид искусства, на основе которого будет построен аргумент 2
6 строка – цитата с обобщающим смыслом
2) Попробуйте проанализировать проведенный урок и ваше участие в нем.
Или Эссе. (обращение к эпиграфу) Как смысл жизни отражается в характере человека и его поступках? (обращение к эпиграфу)
Домашнее задание.
-
Изменилось ли во мне что-то после прочтения романа «Герой нашего времени»?
2.* Напишите сочинение-рассуждение, продолжив фразу: «По-моему, смысл жизни заключается в …»
Я благодарю вас за работу. Надеюсь, сегодняшний урок запомнится вам и поможет задуматься над такими важными, взрослыми вопросами и делать правильный выбор. До свидания!
Использованные ресурсы
1. Алабугина Ю.В. Школьный толковый словарь русского языка: более 5000 слов. – М.: Астрель, 2012.
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В.. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. – М.
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Эксмо, 2012.
4. Толковый словарь русского языка. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
5. Золотая коллекция пословиц и поговорок/сост. Т. В. Скиба. – Ростов н/Д: Владос, 2011.
6. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. –М.: «Мартин», 2012
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 2010.
8. Шевырёв С. А. О романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», критическая статья.