kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бургер Евгения Эдуардовна

Воспитатель ГККП ДО №26 «Тулпар»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Статья

«Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»

         В Конвенции ООН записано: образование должно быть нацелено на максимальное развитие личности, талантов, должно готовить ребенка к активной, взрослой жизни, участвовать в культурной и творческой жизни. Но нельзя рассматривать эти права без детей в разрезе с нравственно-духовным воспитанием.

      Оттого, как мы научим подрастающее поколение, какие нравственные, моральные, духовные категории заложим в их сознание, во многом зависит прогресс нашего общества.

     Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека, которые способны вдохновить его на большие дела, благородные поступки, не даны ребенку от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни, воспитания и качества образования.

    «У каждого ребенка - своя миссия. Это значит, что каждый ребенок – есть неповторимость и наделен от природы особым, тоже неповторимым сочетанием возможности и способности, у каждого своя изюминка. Если помочь ей развиться, создать условия, то, ребенок, став взрослым принесет окружающим радость, станет соратником, помощником, надеждой» - (Ш. Амонашвили).

      Во все времена главную роль в формировании личности ребенка играл учитель. Уровень образованности и воспитанности учителя, подкованного в правовом плане, определяется компетентностью и профессиональным мастерством педагога. Компетентность – это осведомленность, авторитетность. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг «полномочий».

На сегодняшний день уровень компетентности складывается из: коммуникативной, регулятивной, операциональной, информационной и интеллектуально-педагогической компетентностей.

     Коммуникативная компетентность – это во-первых, личное качество учителя, формирующееся в процессе информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения соответствующей технологией; индивидуально-психологических качеств специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентации на личность человека, как на главную ценность, а также способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.

     Информационная компетентность включает объем  информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

    Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным  поведением.

Она включает в себя: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

     Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс знаний и умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

      Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизацией, экспертные.

      Развитие уровня профессиональной компетентности педагога является основным условием успешности нравственно-духовного становления личности ребенка и обязательным компонентом для построения и реализации системного социально-правового воспитания детей.

     Особое внимание я бы хотела уделить тому, что мы сегодня владеем таким понятием как педагог предмета «Самопознание», инициируемого Первой Леди Республики Казахстан С. А. Назарбаевой, которая считает, что чем раньше начнется работа по формированию добрых качеств души, тем надежнее и прочнее они сформируются.

     Быть преподавателем такого предмета как «Самопознание» непросто: предмета, способствующего формированию личности на основе Любви, Добра, Терпимости, Взаимопомощи – такова высокая миссия преподавателя предмета «Самопознание». Предмета, определяющего философию и ценность образования, выступающей новой парадигмой, ориентированной на воспитание гармоничного человека.

       Умелое, системное использование учителем стратегий инновационных технологий «Самопознание» расширяют представление детей о людях, носителей общечеловеческих духовных ценностях, позволит им в атмосфере доброжелательности подготовиться к общению и отношениям в обществе.

       В ходе этого предмета формируются требования к профессиональным качествам учителя самопознания, возникает необходимость  пересмотра представлений личности ребенка и самого педагога, создаются новые модели взаимодействия.

     Большое внимание необходимо уделять требованиям, предъявляемым к педагогам, планирующим осуществлять преподавание предмета «Самопознание» на интегративной основе:

?      во-первых, педагог должен быть примером для ребят, быть дружелюбным, добрым, терпеливым, сострадательным;

?      во-вторых, педагог должен использовать в своей работе разнообразные формы работы, владеть как традиционными, так и интерактивными технологиями;

?      в-третьих, педагог должен обладать потребностью в профессиональном росте;

?      в-четвертых, педагогу необходима самостоятельная работа по запуску портфолио, с целью вовлечения его в процесс организации собственного обучения;

?      в-пятых, необходимо пройти курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

     В целом, на уроках и занятиях должен реализовываться важнейший принцип педагогики – диалог взрослого с ребенком, педагогов друг с другом, педагогов и родителей.

    Познание себя, других людей, взаимоотношений с окружающим миром, постижение истины и любви, как высшего смысла человеческой жизни происходит в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности.

     Для достижения этой цели педагог должен проектировать образовательный процесс. Результатом такой деятельности выступают компетенции:

?      совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;

?      объем навыков выполнения задач;

?      комбинация личностных качеств и свойств;

?      комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

?      единство теоретической и практической готовности к труду;

?      способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

        Профессия педагога относится к разряду управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на своих учеников, в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать.

        Такое интенсивное управление ситуацией вызывает у педагога «стресс руководства», и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Поэтому, необходима психологическая разгрузка посредством специальной техники.

    Я предлагаю опробовать с Вами одно из упражнений, помогающим снять неприятные ощущения. Для того чтобы выполнить это упражнение надо принять удобную позу.

Упражнение «Внутренний луч»

Цель: упражнение направлено на снятие утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности.

       Необходимо занять удобную позу сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации упражнение будет выполняться (дома, в транспорте).

     Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью, своей профессией и своей работой.

      Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!».

      Очень важно научиться педагогам работать в интерактивном режиме. У педагогов должно быть сформировано целостное представление о том, как приобрести необходимые навыки и умения управления воспитательно-образовательным процессом с максимальным использованием его воспитательных возможностей.

      Интерактивные методики предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве): и обучаемые, и преподаватель являются субъектами обучения. Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

      В заключении хотелось бы отметить еще раз, что гармоничное и всесторонне развитие детей с малых лет – это возможность жить нравственно, духовно, в любви и согласии с окружающим миром. Педагог, сопровождая нравственно-духовное развитие ребенка, тем самым аккумулирует его стремление к полноценной жизни в обществе, тем самым содействуя успешности реализации прав детей в нашей стране.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»»

Бургер Елена Эдуардовна

Воспитатель ГККП ДО №26 «Тулпар»

Западно-Казахстанская область

Город Уральск



Статья

«Профессиональная компетентность педагогов как условие соблюдения прав детей на полноценное нравственно-духовное образование»


В Конвенции ООН записано: образование должно быть нацелено на максимальное развитие личности, талантов, должно готовить ребенка к активной, взрослой жизни, участвовать в культурной и творческой жизни. Но нельзя рассматривать эти права без детей в разрезе с нравственно-духовным воспитанием.

Оттого, как мы научим подрастающее поколение, какие нравственные, моральные, духовные категории заложим в их сознание, во многом зависит прогресс нашего общества.

Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека, которые способны вдохновить его на большие дела, благородные поступки, не даны ребенку от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни, воспитания и качества образования.

«У каждого ребенка - своя миссия. Это значит, что каждый ребенок – есть неповторимость и наделен от природы особым, тоже неповторимым сочетанием возможности и способности, у каждого своя изюминка. Если помочь ей развиться, создать условия, то, ребенок, став взрослым принесет окружающим радость, станет соратником, помощником, надеждой» - (Ш. Амонашвили).

Во все времена главную роль в формировании личности ребенка играл учитель. Уровень образованности и воспитанности учителя, подкованного в правовом плане, определяется компетентностью и профессиональным мастерством педагога. Компетентность – это осведомленность, авторитетность. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, круг «полномочий».

На сегодняшний день уровень компетентности складывается из: коммуникативной, регулятивной, операциональной, информационной и интеллектуально-педагогической компетентностей.

Коммуникативная компетентность – это во-первых, личное качество учителя, формирующееся в процессе информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения соответствующей технологией; индивидуально-психологических качеств специалиста; стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентации на личность человека, как на главную ценность, а также способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.

Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.

Она включает в себя: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс знаний и умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизацией, экспертные.

Развитие уровня профессиональной компетентности педагога является основным условием успешности нравственно-духовного становления личности ребенка и обязательным компонентом для построения и реализации системного социально-правового воспитания детей.

Особое внимание я бы хотела уделить тому, что мы сегодня владеем таким понятием как педагог предмета «Самопознание», инициируемого Первой Леди Республики Казахстан С. А. Назарбаевой, которая считает, что чем раньше начнется работа по формированию добрых качеств души, тем надежнее и прочнее они сформируются.

Быть преподавателем такого предмета как «Самопознание» непросто: предмета, способствующего формированию личности на основе Любви, Добра, Терпимости, Взаимопомощи – такова высокая миссия преподавателя предмета «Самопознание». Предмета, определяющего философию и ценность образования, выступающей новой парадигмой, ориентированной на воспитание гармоничного человека.

Умелое, системное использование учителем стратегий инновационных технологий «Самопознание» расширяют представление детей о людях, носителей общечеловеческих духовных ценностях, позволит им в атмосфере доброжелательности подготовиться к общению и отношениям в обществе.

В ходе этого предмета формируются требования к профессиональным качествам учителя самопознания, возникает необходимость пересмотра представлений личности ребенка и самого педагога, создаются новые модели взаимодействия.

Большое внимание необходимо уделять требованиям, предъявляемым к педагогам, планирующим осуществлять преподавание предмета «Самопознание» на интегративной основе:

 во-первых, педагог должен быть примером для ребят, быть дружелюбным, добрым, терпеливым, сострадательным;

 во-вторых, педагог должен использовать в своей работе разнообразные формы работы, владеть как традиционными, так и интерактивными технологиями;

 в-третьих, педагог должен обладать потребностью в профессиональном росте;

 в-четвертых, педагогу необходима самостоятельная работа по запуску портфолио, с целью вовлечения его в процесс организации собственного обучения;

 в-пятых, необходимо пройти курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

В целом, на уроках и занятиях должен реализовываться важнейший принцип педагогики – диалог взрослого с ребенком, педагогов друг с другом, педагогов и родителей.

Познание себя, других людей, взаимоотношений с окружающим миром, постижение истины и любви, как высшего смысла человеческой жизни происходит в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности.

Для достижения этой цели педагог должен проектировать образовательный процесс. Результатом такой деятельности выступают компетенции:

 совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда;

 объем навыков выполнения задач;

 комбинация личностных качеств и свойств;

 комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств;

 единство теоретической и практической готовности к труду;

 способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий.

Профессия педагога относится к разряду управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на своих учеников, в чем-то их сдерживать, оценивать, контролировать.

Такое интенсивное управление ситуацией вызывает у педагога «стресс руководства», и, как следствие этого, перенапряжение, различные физические недомогания. Поэтому, необходима психологическая разгрузка посредством специальной техники.

Я предлагаю опробовать с Вами одно из упражнений, помогающим снять неприятные ощущения. Для того чтобы выполнить это упражнение надо принять удобную позу.

Упражнение «Внутренний луч»

Цель: упражнение направлено на снятие утомления и внутренних «зажимов», на обретение внутренней стабильности.

Необходимо занять удобную позу сидя или стоя в зависимости от того, в какой конкретной ситуации упражнение будет выполняться (дома, в транспорте).

Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая изнутри теплым, ровным и расслабляющим светом все части лица, шею, плечи, руки и т.д. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, разглаживаются морщины на лице, лучше видят глаза, опускаются плечи. «Внутренний луч» как бы формирует новую внешность спокойного человека, довольного собой и своей жизнью, своей профессией и своей работой.

Мысленное движение «внутреннего луча» сверху вниз, а затем снизу вверх необходимо осуществлять несколько раз. От выполнения упражнения важно получать внутреннее удовольствие, даже наслаждение. Заканчивается упражнение словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все теперь буду делать хорошо!».


Очень важно научиться педагогам работать в интерактивном режиме. У педагогов должно быть сформировано целостное представление о том, как приобрести необходимые навыки и умения управления воспитательно-образовательным процессом с максимальным использованием его воспитательных возможностей.

Интерактивные методики предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве): и обучаемые, и преподаватель являются субъектами обучения. Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества, т. е. включают в процесс обучения «целостного человека». Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

В заключении хотелось бы отметить еще раз, что гармоничное и всесторонне развитие детей с малых лет – это возможность жить нравственно, духовно, в любви и согласии с окружающим миром. Педагог, сопровождая нравственно-духовное развитие ребенка, тем самым аккумулирует его стремление к полноценной жизни в обществе, тем самым содействуя успешности реализации прав детей в нашей стране.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бургер Евгения Эдуардовна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312181

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства