Отношения « педагог – ребенок» достаточно серьезная педагогическая проблема. Педагог должен строить свои отношения с детьми так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ребенка было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь – восприятие педагога ребенком, но и обратную – восприятие ребенка педагогом.
Педагогическое общение – это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и ребенка.
Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, и к детям относится как субъекту. Что это означает?
Во- первых, уважение педагогом духовного мира ребенка, признание его свободной субъективной воли, права на несогласие с педагогом и на выбор поведения.
Во- вторых, интерес к миру ребенка и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху.
В- третьих, восприятие индивидуальности ребенка как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами.
Немаловажна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к ним педагог.
Дистанция – это форма выражения отношения. У каждого педагога она различна. Чем больше педагог боится детей и не верит в свои силы, тем более он увеличит дистанцию. И это, в свою очередь, еще больше ослабляет его позицию. Дистанция не должна создавать у ребенка впечатления. Что педагог к нему безразличен.
Способы изменения дистанции- это и обращение к ребенку, и тональность речи.
Важно в первые моменты общения с детьми найти дистанцию, которая не была бы большой, но и не казалась бы претензией на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это основания.
Один из ключевых моментов - установление личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка уверенность в том, что его заметили, им интересуются, ему уделяют внимание. О нем заботятся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Общение педагога с детьми »
«Общение педагога с детьми»
Отношения « педагог – ребенок» достаточно серьезная педагогическая проблема. Педагог должен строить свои отношения с детьми так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ребенка было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь – восприятие педагога ребенком, но и обратную – восприятие ребенка педагогом.
Педагогическое общение – это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и ребенка.
Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, и к детям относится как субъекту. Что это означает?
Во- первых, уважение педагогом духовного мира ребенка, признание его свободной субъективной воли, права на несогласие с педагогом и на выбор поведения.
Во- вторых, интерес к миру ребенка и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху.
В- третьих, восприятие индивидуальности ребенка как ценности со всеми только ему присущими качествами и свойствами.
Немаловажна в общении с детьми и дистанция, которую держит по отношению к ним педагог.
Дистанция – это форма выражения отношения. У каждого педагога она различна. Чем больше педагог боится детей и не верит в свои силы, тем более он увеличит дистанцию. И это, в свою очередь, еще больше ослабляет его позицию. Дистанция не должна создавать у ребенка впечатления. Что педагог к нему безразличен.
Способы изменения дистанции- это и обращение к ребенку, и тональность речи.
Важно в первые моменты общения с детьми найти дистанцию, которая не была бы большой, но и не казалась бы претензией на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это основания.
Один из ключевых моментов - установление личных контактов с каждым ребенком. Личный контакт создает у ребенка уверенность в том, что его заметили, им интересуются, ему уделяют внимание. О нем заботятся.
Формы установления личного контакта довольно многообразны:
Внимательный взгляд, улыбка, приветливое слово, вопрос, реплика, просьба, а так же тактильный контакт: мягкое касание, дружеские объятия. Педагог, владеющий этой палитрой форм, устанавливает личный контакт почти с каждым ребенком. Достоинство и уверенность в себе должны быть присущи как ребенку, так и педагогу. Умение ребенка общаться с окружающими в значительной степени зависит от того, как это делает педагог. Естественность, искренность и вежливость по отношению к ребенку вызывают его соответствующие ответные проявления.
Самое главное педагог должен всегда помнить о непохожести внутреннего мира детей, об их индивидуальности. Поэтому самое главное для педагога уметь выявлять и оглашать достоинства ребенка, общаться с ним, опираясь на его положительные качества. Каждый ребенок потенциально и хороший и плохой, и добрый и злой, но доброту вызывают обстоятельства, куда входят и педагогические методы воздействия. Педагог должен уметь строить свои отношения с детьми так, чтобы стимулировать у них доброту, гасить всё дурное и не допускать их до мысли совершать зло.
Ещё одна из форм установления личного контакта голос педагога. Голос педагога – профессиональное орудие. Хорошо звучащий голос создает у ребенка определенный эмоциональный настрой, облегчает восприятие речи.
Основные качества профессионального звучания голоса – это достаточная сила звука, подвижность и гибкость голоса, приятный тембр.
Хочется заметить, что существует большая трудность у некоторых педагогов – это сочетание педагогической требовательности с признанием индивидуальности ребенка и его права на неповторимость и своеобразие своей личности. Требование к ребенку должно быть связано с уважение к нему. Как же проявить это уважение? Применяя этикет как традиционную форму поведения. Он помогает педагогу вне зависимости от настроения, физического состояния, отношений с ребенком сохранять высокий уровень, уровень взаимного уважения. Педагог должен опираться на положительные качества и достоинства детей. Это повышает их самооценку, самоуважение.
Например: « Ты самый сильный, помоги нам пожалуйста!», « У тебя очень хорошо получается, помоги Ване!» или « Ты быстро справился – вот тебе задание потрудней» и др.
Ещё одно важное и обязательное условие для педагога – преобладание поощрения над наказанием. Нарушение этого соотношения порождает неожиданные негативные воспитательные результаты.
Встречаются случаи настолько серьёзной педагогической запущенности ребенка, что педагогу трудно отыскать повод для его положительной оценки. Но и такая ситуация не исключает возможности поощрения. Можно положительно оценить такие достоинства, как: веселый нрав, аккуратность, раскованность, энергичность и др.
Разрешать конфликты помогает компромисс. Педагог, не боящийся идти на компромисс, чаще всего легко выходит из конфликта. И наоборот, конфликт затягивается, если педагог не способен пойти на компромисс. Компромисс сложен, он требует от педагога психологической зоркости, этической чуткости и даже своего рода актерского мастерства.
« Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд»