Тренинг для педагогов ДОО «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Тренинг для педагогов ДОО «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Цель: конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Обучение взрослых навыкам самоанализа.
«Я пришел из детства, как из страны.»
А. де Сент-Экзюпери
Пытаетесь ли представить себе, что произойдет с детьми, какими они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу? Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения? Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?
Обсуждение модели взаимодействия взрослого с ребенком,
выявление их положительных и отрицательных сторон. В беседе констатируется необходимость стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.
Учебно-дисциплинарная модель общения.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
Модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка
Характерные черты:
цель общения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;
лозунг, которым руководствуется взрослый: «Ничего, сам (сама) справится
тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»;
личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности; не брать на себя то, за что могут спросить;
взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.
К результатам такого подхода относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем к людям. Став взрослым, он может столкнуться с трудностями в создании семьи. Поскольку в нашей стране не принята идея «свободного воспитания», мы встречаемся с проявлениями такого типа общения в случаях некомпетентности или низкой заинтересованности воспитателей, их стремления к комфортности даже при возможном ущербе ребенку.
Невмешательство чаще встречается в семьях, чем в детском саду. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми; такая позиция складывается как вынужденная.
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия
Эта модель складывалась в течение длительного периода времени. Она несет на себе отпечаток командно-административной системы, существовавшей в нашей стране многие десятилетия.
Характерные черты:
цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками. Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Делай, как я»
· личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.
Получается весьма мрачная «картина». Как же уйти от нее? Как избежать таких пагубных воздействий на детей?
Альтернативу этим моделям составляет личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми.
Ее характерные черты:
цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку. С задачей создать максимально благоприятные условия, для того чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого — разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности;
· способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к эмпатии (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);
· тактика общения: сотрудничество - создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
· личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Итог. Рефлексия.
Что нового для себя узнали по теме.
Какую модель педагогического общения считаете наиболее продуктивной.
Предложения по проведению подобных консультаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов ДОО «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»»
Тренинг для педагогов ДОУ
«Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
педагог-психолог
Шмакова Н.В.
Цель: конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной модели общения, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Задачи:
1. Содействовать повышению уверенности общения в коллективе.
2. Обучение взрослых навыкам самоанализа.
«Я пришел из детства, как из страны...»
А. де Сент-Экзюпери
Пытаетесь ли представить себе, что произойдет с детьми, какими они станут после того, как прожив дошкольное детство, будут готовы покинуть вас и перейдут в школу? Можете ли вы назвать то главное, что хотели бы видеть у всех ваших воспитанников без исключения? Учитываете ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?
Обсуждение модели взаимодействия взрослого с ребенком,
выявление их положительных и отрицательных сторон. В беседе констатируется необходимостьстремления кличностно-ориентированной модели взаимодействия.
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.
Учебно-дисциплинарная модель общения.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
Модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка
Характерные черты:
цель общения взрослого с детьми может быть выражена словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»;
лозунг, которым руководствуется взрослый: «Ничего, сам (сама) справится
тактика общения: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»;
личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности; не брать на себя то, за что могут спросить;
взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем.
К результатам такого подхода относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Не исключено, что при этом ребенок обнаружит раннюю самостоятельность и независимость, но холодность в общении, немотивированную жестокость к животным, а в дальнейшем к людям. Став взрослым, он может столкнуться с трудностями в создании семьи. Поскольку в нашей стране не принята идея «свободного воспитания», мы встречаемся с проявлениями такого типа общения в случаях некомпетентности или низкой заинтересованности воспитателей, их стремления к комфортности даже при возможном ущербе ребенку.
Невмешательство чаще встречается в семьях, чем в детском саду. К сожалению, формированию такой модели способствует отсутствие у родителей реального времени для полноценного общения с детьми; такая позиция складывается как вынужденная.
Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия
Эта модель складывалась в течение длительного периода времени. Она несет на себе отпечаток командно-административной системы, существовавшей в нашей стране многие десятилетия.
Характерные черты:
цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками. Лозунг, которым руководствуется взрослый: «Делай, как я»
личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.
Получается весьма мрачная «картина». Как же уйти от нее? Как избежать таких пагубных воздействий на детей?
Альтернативу этим моделям составляет личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с детьми.
Ее характерные черты:
цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность. Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным канонам, а предупреждает свои ожидания и требования, предъявляемые ребенку. С задачей создать максимально благоприятные условия, для того чтобы обеспечить наиболее полное развитие замечаемых в ходе общения с детьми способностей каждого — разрешается все, что не противоречит нравственным нормам и не угрожает здоровью и жизни ребенка: не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности;
способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к эмпатии (умения становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции);
тактика общения: сотрудничество - создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Итог. Рефлексия.
Что нового для себя узнали по теме.
Какую модель педагогического общения считаете наиболее продуктивной.
Предложения по проведению подобных консультаций.
Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.
Характерные черты
Стиль общения
Где встречается чаще
Учебно-дисциплинарная модель общения.
Характерные черты
Стиль общения
Где встречается чаще
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
Характерные черты
Стиль общения
Где встречается чаще
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ
Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной
Тактика общения: мирное сосуществование рядом, но не вместе.
Результат общения: разрыв эмоциональных связей.
Личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.
В основе: Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Способы общения: сотрудничество при взаимодействии.
Тактика общения: использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности.
Результат общения свобода мышления, воображения; исчезает страх; возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке, появляется единство физического и психического здоровья