Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – это ваш дом, от этого зависит, что он будет считать в жизни важным.
Сколько бы человек ни прожил, каждый раз он постоянно обращается к опыту детства, к жизни в семье. Поэтому можно с уверенностью сказать, что первую очередь дошкольники всему учатся через общение со взрослыми.
У ребенка до семи лет сменяется 4 формы общения со взрослыми: ситуативно – личностная, ситуативно – деловая, внеситуативно – познавательная и внеситуативно – личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами.
Таковыми считают:
- Время возникновения данной формы общения;
- Место, которое она занимает в жизни ребенка;
- Главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
- Ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;
- Основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.
Период новорожденности – это подготовительный этап к общению со взрослыми (ребенок учиться выделять взрослого). Первой формой общения является ситуативно – личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку, адресует ему инициативные улыбки, а так же двигательное оживление и вокализации, стремиться продлить эмоциональный контакт со взрослым, когда ребенок готов перестроить свое поведение в соответствии с поведением старшего партнера. С шести месяцев жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша – в сотрудничестве. Ситуативно – деловая форма общения сохраняется до трех лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. В этот период дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций ко все более специфическим, а затем и культурно-фиксированным действиям с предметами. Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть приурочены к данному месту и времени.
В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно – познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем – общение со взрослым. Ведущим становиться познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве – сообщать необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситаутивный – теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не связанные с данной ситуацией. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.
К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым – внеситуативно-личностная. Главным мотивом становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником, как конкретное историческое социальное лицо, член общества. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет «теоретический» характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым.
Подчеркнем, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления формы общения, но не их связь с возрастом.
Организуемая взрослым практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. Важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании контактов с ребенком.
Вывод следующий: навыки общения дошкольников можно и нужно развивать, прививая дошкольникам основы грамотного общения и культурной речи. Начинать такое обучение нужно с самого рождения, применяя весь спектр приемов и методов воздействия. Каждый взрослый не должен забывать, что ответственность за построение взаимодействия лежит на нем, так как именно в общении со взрослыми дети получают и усваивают основные модели общения. Поэтому родители стоят во главе формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.
Обучение детей раннего возраста навыкам оптимального общения должно ставить перед собой следующие задачи:
· создание в общении доброжелательного и чуткого отношения;
· обучение умению услышать и понять другого человека;
· обучение невербальным способам общения, мимикой и жестами;
· развитие способности взаимодействия в сложных моментах;
· обучение разговорной этике;
· преодоление стеснительности, снятие зажимов;
· обучение способности осознавать свои чувства;
· развитие способности распознавать эмоции другого человека;
· развитие способности выражать свои чувства словесно;
· опора на взаимодействие с родителями детей.
Планомерное психическое развитие детей для достижения оптимального уровня коммуникабельности может осуществляться различными способами и приемами. Можно разделить их на несколько видов по типу восприятия:
1. Словесные методы: диалог, рассказ, чтение.
2. Визуальные методы: использование наглядных пособий, рассматривание картинок.
3. Практические упражнения: театрализованная инсценировка сказок, ситуаций.
4. Игровые методы: использование дидактических и сюжетных игр и упражнений.
5. Физиологические методы: психогимнастика, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
6. Логические методы: постановка этических и нравственных вопросов, загадки.
Буклет составила педагог-психолог
МБДОУ № 271 Матушкина Н.Г.
Используемые источники
Литература:
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Картинки:
- http://zonahelp.ru/deti/zachem-roditelyam-igrat-s-detmi.html/attachment/98-8
- http://tvojmalysh.net/rebenok-i-obshhenie.html
Для родителей дошкольников
МБДОУ № 271
Общение с детьми
Красноярск 2016