Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»
Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»
Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»»
Семинар – практикум с педагогами на тему « Общение с детьми»
Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности.
Задачи:
определить стратегии взаимодействия воспитателей и воспитанников;
помочь педагогам в овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с воспитанниками»;
повысить уровеньпрофессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах общения и взаимодействия с воспитанниками.
Предполагаемый результат: Формирование у педагогов внутренней готовности к построению личностно - ориентированного взаимодействия с детьми. Создание позитивной установки на общение с детьми.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы приглашаем вас сегодня к разговору на тему «Общение с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.
Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все . Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Для успешного эмоционального развития детей необходимо наличие определенных условий: удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержки. Активном познании и информационном обмене. Самостоятельной деятельности по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками. Самоутверждении. Самореализации и признании их достижений окружающими.
1. Приветствие
Цель: переключить педагогов на работу в группе, помочь активизироваться, снизить эмоциональное напряжение, показать значимость индивидуальности в восприятии собеседника.
Участники встают в круг. Каждый говорит комплимент(личный или профессиональное качество) своему соседу слева. Сосед отвечает: «Да, я… (повторяет сказанное ему), но я еще и…(добавляет что-то свое).
Упражнение «Представление»
Нашу работу мы начнем с того, что я попрошу вас ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».
(ответы записываются на ватмане, прикрепленному к мольберту)
Давайте рассмотрим просто общение и педагогическое общение
Общение – взаимодействие людей друг с другом в обмене информацией.
А педагогическое общение – система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе дошкольного учреждения.
Существует множество характеристик педагогического общения, но мы остановимся на традиционных стилях:
Результаты анкетирования «Стиль педагогического общения»
Демократический -80% педагогов
Либеральный – 5 % педагогов
Авторитарный- 15% педагогов
Авторитарный стиль педагогического общения
Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.
Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.
Демократический стиль педагогического общения
Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.
Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.
Либеральный стиль педагогического общения
Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность. Это тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.
К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияния на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.
Я приглашаю Ольгу Викторовну напомнить вам, на что обратить внимание работая с детьми
Сейчас мы с вами поработаем над определением и особенностями общения с детьми определенного возраста. Для этого для команд на столе приготовлены карточки возраст детей . Задача участником написать именно для своего возраста методы общения с детьми
Общение по средствам выражения бывает вербальное и невербальное.
Напомню, вербальное общение- это общение с помощью речи, а невербальное -это общение с помощью жестов , мимики, прикосновение к собеседнику во время разговора.
Иногда с помощью этих средств можно сказать значительно больше, чем словами. Ребенок воспринимает во время беседы не столько слова, сколько то, с какой интонацией они были произнесены. Дети подсознательно улавливают и взгляд воспитателя и то, как быстро или медленно он проговаривает слова, как смотрит на ребенка: доброжелательно или не очень. Все виды общения, в том числе невербальное, служат тому, чтобы сформировать чувство доверительной близости и понимания между людьми.
возраст
вербальное общение
невербальное общение
2-3года
3-4 года
4-5 лет
5- 6лет
Каждая группа презентует свое задание
В период 2-3 лет ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности - игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.
В период от 3-х до 5-ти лет. Взрослея, возможности детей расширяются. Они уже стремятся к своеобразному "теоретическому" сотрудничеству со взрослым. Характерной особенностью этого периода есть то, что ребенок начинает интересоваться не то только предметами, но и их характеристиками. Безусловным помощником в общении и познании мира становиться речь самого ребенка. Ведь теперь он может не только слушать разъяснения взрослых, но и задавать вопросы. Однако самым важным моментом в общении является реакция взрослых на поступки и действия детей. Ведь похвала и одобрение служат двигателем к познанию новых вещей, а порицание и замечания могут стать той «стеной», которая прекратит сотрудничество взрослого и ребенка на долгий промежуток времени.
В период 4-5 лет обостряется познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов .Это ведет к тому , что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы
Детей этого возраста иногда называют «почемучками».
Вопросы, которые задают дети чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе и обществе:
«Почему рыбы в воде не тонут?»
«Почему деревья не ходят?»
«Правда, что апельсин — папа мандарина?»
«А на чем пирожные растут?» и пр.
К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Если в 4—5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит доказательством ее правильности. Общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых — воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.Упражнение «Закончи предложение»
Цель: актуализация сильных сторон личности.
Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Я хороший педагог, потому что…» Психолог спрашивает у группы, действительно ли этот педагог такой. Вся группа должна согласиться, что человек действительно хороший педагог.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»? Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
4. Игра «Ручеек»
Цели:
• провокация переживаний, связанных с оцениванием;
• анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок;
• найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребенка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы:
• карточки с фразами и словами (карточки педагоги заполнили самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге раздаются карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
Инструкция: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».
Каждый участник проводится по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками?
Игра «Солнышко».
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Мы дарим вам сегодня такое солнышко, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»
Заключение. Подведение итогов работы.
Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог - прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями.
А воспитание - это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш семинар - практикум подошел к концу, всем спасибо!