kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта "Социализация личности школьника в обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал представлен в виде обобщения опыта внеурочной деятельности классного руководителя. Данный материал разработан в виде четырех компонентов здоровья школьника - физическое здоровье, психологическое, социальное, нравственное. При обобщении опыта по данной теме классный руководитель приводит различные виды деятельности, направленные на  гармоничное развитие школьника. В материале предствлены схемы и таблицы, отражающие работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта "Социализация личности школьника в обществе"»

Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец.
“Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб.
“Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, – посоветовал мудрец.
“Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, – ответил упрямый лесоруб.


Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба.
Причины такого положения дел в противоречиях современной системы образования.

Это противоречия между:

  • целями, стоящими перед системой образования, направленными на развитие личности и конечным результатом, акцентированным на знания, умения и навыки;

  • направленность на сохранение здоровья участников образовательного процесса и его интенсификация;

  • высокими требованиями, предъявляемыми государством к педагогу, и низким статусом учителя в обществе;

  • необходимостью развития мотивации достижений у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

  • организацией методической работы в школе, направленной на рост специально – предметной компетентности, и необходимостью повышения психолого-педагогической компетентности.

Как разрешить данную проблему?

На данный момент видится только одно: какие бы методы учитель не применял и сколько бы не принуждал к учению, результата добиться можно только решая проблему комплексно, через развитие и сохранение здоровья всех участников образовательного процесса.



Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально- экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал

общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Только человек, здоровый не только душой, но и телом, способен будет защитить свою страну, получит хорошее образование, создаст полноценную, здоровую семью.

Результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении здоровья детей и подростков в России.

Снизились показатели физического развития детей (замедлился рост, возросло количество детей с низкой массой тела), ухудшилась физическая работоспособность. Стремительно увеличивается распространенность хронических заболеваний у школьников, достигающая 70% и более.

Образ жизни современных подростков весьма далек от того, чтобы оценить его как здоровый и анализ его негативных составляющих является предметом изучения специалистов в разных научных областях.

Поэтому главной задачей в своей воспитательной работе считаю формирование здорового образа жизни у подростков, приобщение учащихся, родителей к активным формам отдыха, поиску способов сохранения и укрепления здоровья. «Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»,- сказал Сократ.

В практике существует множество определений понятия "здоровье". Я в своей деятельности руководствуюсь определением данного понятия, предложенным Всемирной Организацией Здравоохранения:

" Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов". В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие.

В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих (педагогические определения):


Здоровье физическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

Моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, социальной группе).

Здоровье нравственное

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Целями в направлении «Здоровье» служат:

использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психологического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Виды деятельности:

  1. Сотрудничество со школьной медицинской сестрой, медицинскими специалистами ЦРБ с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

  2. Сотрудничество с родителями и учителями – предметниками.

  3. Сотрудничество с социально – психологической службой школы для изучения физического и психологического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья.

  4. Сотрудничество с внешкольными организациями: ДЮСШ, спортивный оздоровительный комплекс, детская библиотека, центр социальной помощи семье и детям.

  5. Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

  6. Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.


Воспитательная работа в нашем классе строилась в соответствии с этими целями и задачами.


«Для граждан России особенно важны моральные устои…» Эти слова нашего президента Дмитрия Анатольевича Медведева служат ориентиром в формировании нравственных ценностей.

Цели: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

- формировать у учащихся нравственного отношения к окружающим людям;

- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

Виды деятельности в направлении «Нравственность»:

- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

- формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

В этом направлении проводятся классные часы: «Символы России» (Приложение), «Что такое настоящая дружба» (Приложение).

Победе великого народа в войне посвящены классные часы «Немеркнущая слава Сталинграда» (Приложение), «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной» (Приложение); беседа «О милосердии» (Приложение). В ноябре ребята сделали поистине замечательный праздник своим мамам ко Дню матери: литературно – музыкальную композицию «Для любимой мамы!», с песнями, частушками, конкурсами (Приложение). А так же интересное занятие с социальным педагогом школы «Давайте подумаем…о счастье» (Приложение). Устный журнал «Наша малая Родина» (Приложение) был интересен всем, ребята узнали о возникновении названия нашего города и населенных пунктов Дубовского района. В сентябре учащиеся нашего класса совершили экскурсию по историческим местам города Дубовки.

Без внимания не оставляем мя участников войны Вологину П.А. (Приложение) и Трифонову М.А., она частый гость на наших мероприятиях (Приложение). Не забываем мы о наших ветеранах педагогического труда. После эти встреч ребята приходят взволнованные и счастливые, что они смогли доставить кому –то частичку радости и тепла. И это тоже важно.

Большое внимание в этом учебном году было отведено формированию психологического здоровья в классе, культуре общения «ученик-ученик», «ученик-учитель», «взрослый-ребенок».

Классный руководитель может получить дополнительную информацию о личности учащихся, взаимоотношениях в классе, используя диагностические методики. Всегда я внимательна при их анализе, использую полученные результаты для дальнейшей работы, учитываю их, направляю свою деятельность.

В диагностике «Недописанный тезис» ребята высказывали свое мнение о классе, одноклассниках, школе (Приложение). Для изучения особенностей личности каждого учащегося проводятся различные мероприятия: классный час «Шаг навстречу» (Приложение), игра-проект «Репортаж от одноклассника» (Приложение), интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей» (Приложение). В конце учебного года ребята писали мини-сочинение «Мой класс глазами человека – невидимки» (Приложение).

Учащиеся нашего класса приняли самое активное участие в недели психологии «Подари улыбку миру»: делали коллажи, рисовали рисунки.

За активное участие были отмечены грамотой школьного психолога Пахомовой Н.А.

Кроме этого Бабаян Ани приняла участие в районном фотоконкурсе «Улыбнемся всей семьей», а наш класс участвовал в конкурсе видеороликов «Формула хорошего настроения», где был отмечен благодарственным письмом отдела по образованию.

В течение года прошли классные соревнования по дартсу, армспорту, шашкам, веселые старты. Учащиеся нашего класса принимали активное участие во всех школьных, городских, районных, зональных, областных соревнованиях. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты.

7 спортивных разрядов присвоено ребятам класса по таким видам спорта, как: футбол, спортивное ориентирование, шашки, тяжелая атлетика.

Двое ребят – Еганян Сергей и Скворцов Алексей выступают за сборную города по футболу. Спортивная география ребят обширна (Приложение).

Учащиеся класса награждены грамотами за участие в городских, районных, областных соревнованиях (Приложение). Все эти успехи только за один год, не считая прошлых лет.

Регулярно проводятся классные часы, посвященные темам: «Правила дорожные – правила надежные» (Приложение), «Привычки и здоровье» (Приложение); устный журнал «Гигиена питания» (Приложение).

Особое внимание уделялось теме Олимпийских игр в Ванкувере.

В рамках этой работы проведены викторины, классные часы: «История Олимпийских игр» (Приложение), «Победы и поражения великих спортсменов».

В начале учебного года проводился опрос «Мое свободное время», результаты показали, что каждый учащийся класса посещает спортивную секцию или кружек познавательной направленности (Приложение).

Согласно проведенного анкетирования «Здоровый образ жизни» 14 человек считают, что нужно придерживаться здорового образа жизни, 3 – частично, 1 человека эта проблема пока не волнует (Приложение).

В рамках формирования и развития социального здоровья был проведен ряд мероприятий: беседа «Гражданин нового века – здоровый, сильный духом человек» (Приложение), классные часы «Моя конвенция» (Приложение), «Я отвечаю за свои поступки» (Приложение).

Учащиеся класса любят делать коллажи. Ребята приняли активное участие в школьном конкурсе коллажей по здоровому образу жизни «Молодая Россия – за здоровый образ жизни» (Приложение), «Здоровье – это сила и красота» (Приложение).

Проблемы сохранения здоровья детей волнуют и их родителей.

В начале года проведено анкетирование «Перспективы обучения и воспитания ребенка» (Приложение). Результаты анкетирования показали, что большинство детей чувствуют себя комфортно в классном коллективе,

они общаются, дружат, активно участвуют во всех делах класса, с учителями – предметниками хорошие отношения.

Совместно с социальным педагогом было проведено родительское собрание «Профилактика аддиктивного поведения» (Приложение), а так же родительские собрания «Физическое развитие школьника», «Ведем детей по ступенькам нравственности» (Приложение), «Вредные привычки и их последствия» (Приложение).

В мае совместно с психологом проведен классный праздник «Путь доверия. Все мы чем-то похожи» (Приложение).

На каждом родительском собрании была проведена беседа из цикла родительского всеобуча «Здоровый школьник» (Приложение).

Мы очень тесно сотрудничаем с социальным педагогом школы – Чурзиной О.В.. Это и совместные родительские собрания и индивидуальные беседы с детьми и родителями, и акция «Открытое письмо маме» (Приложение), диагностики, анкетирования.

Разные мероприятия мы организуем со школьным психологом – Пахомовой Н.А.: анкетирование «Психологический климат в классе» (Приложение), тренинги, совместные родительские собрания.

В школьной библиотеке нам всегда рада – Уфимцева Е.А.

Она проводит у нас библиотечные уроки «Научно-познавательная литература библиотеки», «Люди, подарившие миру книгу»

(Приложение), а также и с учителями-предметниками.

Кроме этого мы частые гости в детской библиотеке. Нас приглашают на литературные мероприятия, например, «Родом из детства», конкурсные программы «Моя речь – мое зеркало», а также на встречу с ветеранами ВОВ «А мы все это пережили. Дубовка 1941-1945гг.» (Приложение).

В этом учебном году мы тесно сотрудничаем с Дубовским центром социальной помощи семье и детям. Организованы классные часы из цикла «Люби себя» (Приложение). Учащиеся посещают спортивные секции на базе ДЮСШ, спортивно-оздоровительного комплекса, МОУ СОШ №3.

В этом учебном году учащимися посетили Музей естественной истории Нижнего Поволжья, Солдатское поле в Городищенском районе (Приложение), а также посмотрели спектакль «Золотой ключик» в Волгоградском ТЮЗе.


Обобщив опыт работы в данном направлении, я с полной уверенностью могу сказать, в нашем классе все делается для того, чтобы мои ученики были здоровы физически, нравственно, психологически, не имели вредных привычек.

Мои ученики – единый, дружный коллектив, способный поддержать каждого в трудную минуту, протянуть руку помощи, не только друг другу, но и тем, кому это потребуется. Они уважительные, доброжелательные, веселые.

«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».

Профессор С.М.Громбах.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение опыта "Социализация личности школьника в обществе"

Автор: Голишникова Наталья Александровна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 138035

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА    «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» "
    ["seo_title"] => string(154) "obobshchieniie-opyta-igrovaia-motivatsiia-kak-faktor-povyshieniia-effiektivnosti-uchiebnogo-protsiessa-na-nachal-nom-etapie-obuchieniia-angliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "164569"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422648362"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Древний мир история(рабочая программа)"
    ["seo_title"] => string(42) "drievnii_mir_istoriia_rabochaia_proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "377358"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484039388"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Организация воспитательной деятельности в рамках введения ФГОС.  Метод проектов.  Проект «Школьное телевидение»"
    ["seo_title"] => string(125) "orghanizatsiia-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-ramkakh-vviedieniia-fgos-mietod-proiektov-proiekt-shkol-noie-tielievidieniie"
    ["file_id"] => string(6) "313740"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459529226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства