kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного и школьного возраста. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание, а, следовательно,  и лучшее восприятие языкового материала. Игра также является средством активизации речевого общения. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку не только интересным, но и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

        Кроме того, нельзя не согласиться, что использование элементов игры в процессе обучения – это путь к познанию в дополнение порой к однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приёмам учителя. Играя, ученики без особых усилий справляются с заданием.

         Учитель выступает в роли или ведущего, или возможного участника игры. С радостью играют дети всех возрастов, особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета.

          Игра служит средством формирования и развития у школьников многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более взрослых видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап к более эффективным, с точки зрения воспитания, видам деятельности.

          Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

          Я считаю, что игра выполняет четыре важнейших для человека функций:

-средство развития мотивационной сферы потребностей;

-средство познания;

-средство развития умственных действий;

-средство развития произвольного поведения.

          Кроме того, игра выполняет пять важнейших функций, таких как:

1.Обучающая – создание благоприятной атмосферы на занятиях.

2.Релакционная – позволяет снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

3.Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях.

4.Коммуникативная – установление эмоциональных контактов, объединение учащихся.

5.Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Я выделяю шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

1.Формирование устного иноязычного общения, опыта взаимодействия с людьми.

2.Развитие умений, таких как: анализ знаков среды, умение ими оперировать.

3.Обучение умению общаться: конкурс на самого вежливого собеседника.

4.Развитие творческих способностей и психологических функций, таких как память, внимание, мышление.

5.Познание в сфере страноведения.

6.Запоминание речевого материала:

А) рифмовки;

Б) сопровождение слов мимикой и жестами;

     В) повторение одного и того же слова разными людьми (разные профессии, характер)

     Исходя из вышесказанного, я могу утверждать, что игра является средством организации и активизации устно-речевого общения на уроках английского языка и выделяется в особую сферу человеческого бытия. Игра, так или иначе, включает в себя элементы трудовой деятельности, познания и общения.

      Рассмотрев функции и цели игры, я убедилась, что игра ведёт за собой развитие ребёнка. Поэтому игру я могу представить как средство активизации учебно-познавательного процесса.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

В практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
  • самореализации (проявление возможностей и скрытых возможностей);
  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений).

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификаций различного рода игр.

Игры делятся по виду деятельности на: 1) физические (двигательные); 2) интеллектуальные (умственные); 3) трудовые; 4) социальные; 5) психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие виды игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на: 1) предметные, 2) сюжетные, 3) ролевые, 4) деловые, 5) имитационные, 6) игры – драматизации.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

  • дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определённые умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки;
  • воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определённые подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки;
  • развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находит аналогии, оптимальные решения;
  • социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определённой среды, обучающие общению.

Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены во время проведения игр.

Для проведения игры на уроке нужна правильная ее организация. То есть учитель должен добиться того, чтобы учащиеся поняли, для чего проводится игра: для усвоения английского языка, а не для того, чтобы развлечься, дети будут более сознательно относиться к игре, так как они будут знать, к чему стремиться.

        Любая игра начинается с этапа подготовки. В зависимости от целей и задач конкретной игры, ее содержания. Этот этап может длиться от нескольких минут до нескольких часов, дней или даже недель, в течение которых участники индивидуально готовятся дома и всей группой в аудитории, или класс осваивает необходимый для игры материал. На этом же этапе готовится необходимый реквизит.

       Любая игра включает в себя второй этап – это собственно проведение игры. Временные параметры этого этапа также могут варьироваться от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от целей и содержания игры.

        Третий этап – групповое обсуждение результатов игры. Этому этапу уделяется особое внимание, так как происходит осознание участниками накопленного материала и социально-психологического опыта, создается доброжелательная атмосфера на уроке.

       Анализ подготовки, организации и проведения игр на уроках английского языка привела меня к выводу, что к подбору и подготовке игр учитель должен относиться творчески. Необходимо постепенно переводить весь ход игры на английский язык. Условия игры нужно объявлять кратко, четко, максимально просто. К подбору игр следует предъявлять следующие требования:

- игра должна органически входить в урок;

- выбор игры направляется учебно-воспитательными целями;

- необходимо учитывать все условия, в которых будет проходить игра: ее место, возрастные особенности учащихся, их успеваемости, активность класса.

      Целесообразно проводить игру в непринужденной обстановке, но следить за дисциплиной. Не стоит затягивать игру, а проводить ее в темпе.  Уверенно, убедительно подводя итоги игры необходимо объективно их мотивировать.

Классификация игр:

· Грамматические игры.

Данные игры преследуют цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
  • развить речевую творческую активность учащихся.

· Лексические игры.

Данные игры преследуют цели:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • развивать речевую реакцию учащихся;
  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

· Фонетические игры.

Предлагаемые фонетические игры-упражнения преследуют цели:

  • тренировать учащихся в произнесении английских звуков (Jaw & Tongue Games);
  • научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения (Voice Training Games);
  • разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям (Relaxation).

· Орфографические игры.

 

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.

 

·Ролевые игры.

      Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Таким образом игра определяется как средство формирования и развития у школьников многих личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных особенностей детей не могут активно формироваться в других, более взрослых видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап к более эффективным, с точки зрения воспитания, видам деятельности.

      На основании целей можно выделить главные функции применения игр на уроках иностранного языка:

- средство развития мотивационной сферы потребностей;

- средство познания;

- средство развития умственных действий;

- средство развития умственного поведения.

         Изучив условия подготовки организации и проведения игр на уроках английского языка, я выяснила, что к подбору игр необходимо предъявить следующие требования:

  • игра должна органически входить в урок;
  • выбор игры определяется учебно-воспитательными целями;
  • необходимо учитывать все условия, в которых будет проходить игра (возрастные особенности учащихся, активность класса, место проведения игры).

         Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что игра применяется, как средство обучения всем аспектам знаний языка и всем видам умений и навыков, и как средство активизации учебно-познавательного процесса на начальном этапе обучения английскому языку, в частности в 2 - 4 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ» »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Зернограда



ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА



«ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»





Учитель английского языка Чайкина Надежда Васильевна




Зерноград

2013 год

Игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного и школьного возраста. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание, а, следовательно, и лучшее восприятие языкового материала. Игра также является средством активизации речевого общения. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку не только интересным, но и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлечённости и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Кроме того, нельзя не согласиться, что использование элементов игры в процессе обучения – это путь к познанию в дополнение порой к однообразным, повторяющимся из урока в урок методическим приёмам учителя. Играя, ученики без особых усилий справляются с заданием.

Учитель выступает в роли или ведущего, или возможного участника игры. С радостью играют дети всех возрастов, особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета.

Игра служит средством формирования и развития у школьников многих полезных личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных возможностей детей не могут активно формироваться в других, более взрослых видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап к более эффективным, с точки зрения воспитания, видам деятельности.

Игра является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

Я считаю, что игра выполняет четыре важнейших для человека функций:

    • средство развития мотивационной сферы потребностей;

    • средство познания;

    • средство развития умственных действий;

    • средство развития произвольного поведения.

Кроме того, игра выполняет пять важнейших функций, таких как:

  1. Обучающая – создание благоприятной атмосферы на занятиях.

  2. Релакционная – позволяет снять эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

  3. Развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях.

  4. Коммуникативная – установление эмоциональных контактов, объединение учащихся.

  5. Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Я выделяю шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

  1. Формирование устного иноязычного общения, опыта взаимодействия с людьми.

  2. Развитие умений, таких как: анализ знаков среды, умение ими оперировать.

  3. Обучение умению общаться: конкурс на самого вежливого собеседника.

  4. Развитие творческих способностей и психологических функций, таких как память, внимание, мышление.

  5. Познание в сфере страноведения.

  6. Запоминание речевого материала:

А) рифмовки;

Б) сопровождение слов мимикой и жестами;

В) повторение одного и того же слова разными людьми (разные профессии, характер)

Исходя из вышесказанного, я могу утверждать, что игра является средством организации и активизации устно-речевого общения на уроках английского языка и выделяется в особую сферу человеческого бытия. Игра, так или иначе, включает в себя элементы трудовой деятельности, познания и общения.

Рассмотрев функции и цели игры, я убедилась, что игра ведёт за собой развитие ребёнка. Поэтому игру я могу представить как средство активизации учебно-познавательного процесса.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

В практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативную (освоение диалектики общения);

  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

  • игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

  • самореализации (проявление возможностей и скрытых возможностей);

  • межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);

  • социализации (включение в систему общественных отношений).

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функции и классификаций различного рода игр.

Игры делятся по виду деятельности на: 1) физические (двигательные); 2) интеллектуальные (умственные); 3) трудовые; 4) социальные; 5) психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие виды игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игры можно разделить на: 1) предметные, 2) сюжетные, 3) ролевые, 4) деловые, 5) имитационные, 6) игры – драматизации.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

  • дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определённые умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются общеучебные умения и навыки, а также трудовые навыки;

  • воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность, формируют определённые подходы и позиции, нравственные, эстетические и мировоззренческие установки;

  • развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находит аналогии, оптимальные решения;

  • социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определённой среды, обучающие общению.

Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода обучения – способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков – характерные качества речевого умения – могут быть проявлены во время проведения игр.

Для проведения игры на уроке нужна правильная ее организация. То есть учитель должен добиться того, чтобы учащиеся поняли, для чего проводится игра: для усвоения английского языка, а не для того, чтобы развлечься, дети будут более сознательно относиться к игре, так как они будут знать, к чему стремиться.

Любая игра начинается с этапа подготовки. В зависимости от целей и задач конкретной игры, ее содержания. Этот этап может длиться от нескольких минут до нескольких часов, дней или даже недель, в течение которых участники индивидуально готовятся дома и всей группой в аудитории, или класс осваивает необходимый для игры материал. На этом же этапе готовится необходимый реквизит.

Любая игра включает в себя второй этап – это собственно проведение игры. Временные параметры этого этапа также могут варьироваться от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от целей и содержания игры.

Третий этап – групповое обсуждение результатов игры. Этому этапу уделяется особое внимание, так как происходит осознание участниками накопленного материала и социально-психологического опыта, создается доброжелательная атмосфера на уроке.

Анализ подготовки, организации и проведения игр на уроках английского языка привела меня к выводу, что к подбору и подготовке игр учитель должен относиться творчески. Необходимо постепенно переводить весь ход игры на английский язык. Условия игры нужно объявлять кратко, четко, максимально просто. К подбору игр следует предъявлять следующие требования:

- игра должна органически входить в урок;

- выбор игры направляется учебно-воспитательными целями;

- необходимо учитывать все условия, в которых будет проходить игра: ее место, возрастные особенности учащихся, их успеваемости, активность класса.

Целесообразно проводить игру в непринужденной обстановке, но следить за дисциплиной. Не стоит затягивать игру, а проводить ее в темпе. Уверенно, убедительно подводя итоги игры необходимо объективно их мотивировать.

Классификация игр:

Грамматические игры.

Данные игры преследуют цели:

научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

  • развить речевую творческую активность учащихся.

Лексические игры.

Данные игры преследуют цели:

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

  • активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

  • развивать речевую реакцию учащихся;

  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов.

Фонетические игры.

Предлагаемые фонетические игры-упражнения преследуют цели:

  • тренировать учащихся в произнесении английских звуков (Jaw & Tongue Games);

  • научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения (Voice Training Games);

  • разучить стихотворения с целью их воспроизведения по ролям (Relaxation).

Орфографические игры.


Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр рассчитаны на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании английских слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.


Ролевые игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.

Таким образом игра определяется как средство формирования и развития у школьников многих личностных качеств, в первую очередь тех, которые в силу ограниченности возрастных особенностей детей не могут активно формироваться в других, более взрослых видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап к более эффективным, с точки зрения воспитания, видам деятельности.

На основании целей можно выделить главные функции применения игр на уроках иностранного языка:

- средство развития мотивационной сферы потребностей;

- средство познания;

- средство развития умственных действий;

- средство развития умственного поведения.

Изучив условия подготовки организации и проведения игр на уроках английского языка, я выяснила, что к подбору игр необходимо предъявить следующие требования:

  • игра должна органически входить в урок;

  • выбор игры определяется учебно-воспитательными целями;

  • необходимо учитывать все условия, в которых будет проходить игра (возрастные особенности учащихся, активность класса, место проведения игры).

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что игра применяется, как средство обучения всем аспектам знаний языка и всем видам умений и навыков, и как средство активизации учебно-познавательного процесса на начальном этапе обучения английскому языку, в частности в 2 - 4 классе.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Чайкина Надежда Васильевна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164569

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства