Настоящая рабочая программа по истории для средней общеобразовательной школы (5 класс) составлена на основе:
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы : История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Данная программа используется также для детей с ЗПР.
Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремёсел. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) |
1 | « Введение в предмет». Всего часов 1. |
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Д.З. |
План | Факт |
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма |
1. | | | Вводный урок. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. | 1 | Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Счет лет в истории. Хронология – наука об измерении времени. Опыт, культура счета времени по годам в древних государствах. Изменения счета времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счет лет). Представления о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра. | Определять место исторических событий во времени, раскрывать значение терминов история, век, исторический источник | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Сопоставлять свидетельства разных исторических источников. | - | Беседа с элементами дискуссии | Стр.8 |
| Раздел I. «Жизнь первобытных людей». Всего часов 7. Тема 1. Первобытные собиратели и охотники |
2. | | | Древнейшие люди. | 1 | Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди.Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывания опыта их изготовления. Собирательство и охота – способы добывания пищи. Первое великое открытие человека – овладение огнем. | Использовать историческую карту как источник информации о расселении древнейшего человека, рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей.. | Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия. | Фронт опрос | Беседа с элементами самост. работы | §1, работа с картой |
3. | | | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и их особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. | Описывать условия существования, основные занятия в родовой общине охотников и собирателей. | Работа в малых группах: по материалам параграфа составлять простые схемы. | | Составление схемы | §2, объяснить значение слов |
4. | | | Возникновение религии и искусства. | 1 | Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Рассказывать о верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. | Представлять результаты своей деятельности в различных формах: сообщение, эссе. | Текущий | Написание эссе | §3, составить рассказ по иллюстрациям |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. |
5. | | | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремесла. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. | Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. | Составлять простой план ответа. | Текущий | Составление плана | §4, работа с датами |
6. | | | Появление неравенства и знати. | | Появление неравенства и знати. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. | Объяснять причины появления неравенства и знати, причины выделения знати. | Подтверждать выводы примерами, описывать факты. | Текущий | Анализ историч источников | §5, подготовить ответ, используя опорные слова |
7. | | | Повторение. Какой опыт дала человечеству эпоха древности? | | Какой опыт дала человечеству эпоха древности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). | Последовательно строить рассказ (устно или письменно) о жизни первобытных людей. | Анализировать и обобщать факты, предоставленные в учебнике, карте, дополнительных исторических источниках. | Тематич | Тест, анализ историч источников | Ответить на вопросы на стр. 29 |
| Тема 3. Счёт лет в истории |
8. | | | Измерение времени по годам. | 1 | Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени. | Объяснять, как ведётся счёт лет до н.э. и н.э., используя «линию» времени. Соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность событий. | Решать исторические задачи, объяснять алгоритм их решений. | Текущий | Хронологический диктант, решение задач | Стр.29-32, решение хронологических задач |
| Раздел II. «Древний Восток». Всего часов 20. Тема 4. Древний Египет. |
9. | | | Государство на берегах Нила. | 1 | Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Показывать на карте территорию и центры дренеегипетского государства, характеризовать основные группы населения, их занятие, положение. Давать оценку системе управления страной. | Работа в парах: составлять простые схемы управления государством. | Текущий | Составление схемы, беседа | §6, работа с картой |
10. | | | Как жили земледельцы и ремесленники. | 1 | Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. | Рассказывать о жизни людей в Египте, работать с письменными источниками, помещёнными в учебнике. | Группировать информацию из текста учебника, дополнительных источников, комментировать понятия. | Текущий | Беседа, анализ материала из дополн источников | §7, составить рассказ от лица земледельца |
11. | | | Жизнь египетского вельможи. | 1 | Жизнь египетского вельможи. О чем могут рассказать гробницы вельмож. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей. | Описывать жизнь египетского вельможи, составлять рассказ, используя иллюстрации учебника. | Характеризовать особенности власти и управления страной, работать в малой группе. | Текущий | Составление рассказа от имени очевидца | §8, анализ документа на стр.45 |
12. | | | Военные походы фараонов. | 1 | Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи фараонов. Главные города Древнего Египта – Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наемного войска. | Читать историческую карту с опорой на легенду, рассказывать о военных походах фараонов, о снаряжении воинов, о результатах походов для разных слоёв населения. Показывать на карте места главных событий. | Работать с картой в малых группах по единому заданию, анализировать факты и давать им соответствующую оценку. | Текущий | Работа с картой, беседа | §9, работа с картой |
13. | | | Религия древних египтян. | 1 | Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мертвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». | Рассказывать о религиозных верованиях египтян, о роли храмов, деятельности жрецов, главных богах, правилах их изображения; сравнивать религию египтян и первобытных людей. | Разрабатывать сюжеты для инсценировки по теме параграфа, характеризовать религию, устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Текущий | Разработка сюжетов для инсценировки | §10, описать древнеегипетский рисунок |
14. | | | Искусство древних египтян. | 1 | Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. | Осуществлять поиск информации о находках археологов в сети Интернет, высказывать суждения о вкладе древнеегипетской культуры в мировую культуру. | Текущий | Самостоят. работа | §11, составить рассказ от имени египтянинаопосещении храма |
15. | | | Письменность и знания древних египтян. | 1 | Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса – древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчета времени: солнечный календарь, водяные часы, звездные карты. Хранители знаний – жрецы. | Раскрывать особенности научных знаний египтян, рассказывать об изобретениях и школьном образовании в древнем Египте, анализировать иллюстративный материал. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. Составлять краткие сообщения о изобретениях. | Текущий | Составить сообщения на заданную тему | §12, подготовить собщение |
16. | | | Повторение. Достижения древних египтян. | 1 | Достижения древних египтян (ирригационное земледелия, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном мире (суд Осириса и клятва умершего). | Рассказывать о религии, искусстве, достижениях древних египтян, а так же о искусстве управления страной. | Анализировать факты, выполнять индивидуальные и групповые задания по определённой схеме. | Тематич | Тест, ооставление опорной схемы | Ответить на вопросы на стр.65 |
Тема 5. Западная Азия в древности. | |
17. | | | Древнее Двуречье. | 1 | Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт ЮжногоДвуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы – ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Клинопись – особое письмо Двуречья. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в ДревнемДвуречье. | Предоставлять результаты своей деятельности в различных формах: презентация о культовых сооружениях, научных знаниях. | Текущий | Подготовка презентации | §13, объяснить значение слов |
18. | | | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. | Характеризовать деятельность Хаммурапи, анализировать его законы. | Характеризовать законы Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. Соотносить позицию автора с собственной позицией. | Текущий | Беседа с элементами самост работы | §14, анализ документа «Из законов Хаммурапи» |
19. | | | Финикийские мореплаватели.!! | 1 | Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах. | Характеризовать условия и образ жизни, занятия финикийцев, читать историческую карту, описывать иллюстрации. | Работать в малой группе: составлять опорную схему по материалам учебника. | Текущий | Составление опорной схемы | §15, работа с картой |
20. | | | Библейские сказания.!! | 1 | Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племен. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу. | Анализировать фрагменты исторических материалов, читать историческую карту, аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям. | Составлять развёрнутый план ответа | Текущий | Составление плана | §16, описать рисунок |
21. | | | Древнееврейское царство. | 1 | Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях. | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей, анализировать исторические источники. | Высказывать суждения о роли религиозных верований в Палестине, о наследии иудаизма в мировой истории. | Текущий | Беседа | §17, работа с картой на стр.84 |
22. | | | Ассирийская держава. | 1 | Ассирийская держава. Освоения железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство – одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побежденных Ассирией стран. Ниневия – достойная столица ассирийских царей – завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы. | Читать историческую карту, рассказывать о культуре Древней Ассирии, используя иллюстративные материалы. | Работать в малых группах: предоставлять результаты своей деятельности в виде презентации. | Текущий | Подготовка презентации | §18, описание событий по рисунку (стр.88) |
23. | | | Персидская держава «царя царей». | 1 | Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности – город Персеполь. | Использовать историческую карту как источник информации, объяснять, как управлялась Персидская держава. | Характеризовать общественный строй Персидской державы, работать с несколькими источниками информации. | Текущий | Самост работа | §19, подготовить сообщение |
Тема 6. Индия и Китай в Древности. |
24. | | | Природа и люди Древней Индии. | 1 | Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности. Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Показывать на карте территорию Древней Индии, характеризовать условия жизни и занятия населения, анализировать документы. | Работать в группах: составлять опорные схемы по предложенному материалу. | Текущий | Составление опорной схемы | §20, работа с картой на стр.96 |
25. | | | Индийские касты. | 1 | Индийские касты. Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царем Ашока. | Анализировать миф, описывать наиболее значимые события, высказывать собственное мнение к тем или иным событиям и личностям. | Характеризовать религию буддизм, сравнивать исторические факты и явления. | Текущий | Беседа с элементами самост . работы | §21, объяснить значение слов |
26. | | | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | 1 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Описывать условия существования населения, основные занятия, образ жизни людей. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | Текущий | Написание отзыва по заданной проблеме | §22, знакомство с документом «Из высказываний Конфуция», ответить на вопросы |
27. | | | Первый властелин единого Китая. | 1 | Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства ЦиньШихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия ЦиньШихуана. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Читать историческую карту с опорой на легенду, характеризовать деятельность ЦиньШихуана. Анализировать иллюстративный материал. | Высказывать суждение о значении научных открытий и изобретений древних китайцев в мировую историю. | Текущий | Самостоят. работа | §23, описать рисунок «Великая Китайская стена» |
28. | | | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | 1 | Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Анализировать вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Тематич | Тест, беседа | Ответить на вопросы на стр. 114 |
Раздел III. «Древняя Греция». Всего часов 21. Тема 7. Древнейшая Греция. |
29. | | | Греки и критяне. | 1 | Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Показывать на карте территории древнегреческих государств, рассказывать об условиях жизни, основных занятиях населения. | Сопоставлять свидетельства различных источников о жизни населения в Древней Греции. | Текущий | Анализ историч источников | §24,работа с картой на стр.117 |
30. | | | Микены и Троя. | 1 | Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города- крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. | Анализировать мифы, описывать облик города – крепости. Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Текущий | Выполнение дифференц заданий | §25, описать по рисунку микенскую крепость и царское войско |
31. | | | Поэма Гомера «Илиада». | 1 | Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Анализировать мифы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Характеризовать памятники античной литературы, участвовать в ролевой игре. | Текущий | Ролевая игра | §26, раскрыть значение крылатых выражений |
32. | | | Поэма Гомера «Одиссея». | 1 | Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака-Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Анализировать отрывки поэмы, характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты событий. | Работать в парах: составлять план путешествия главного героя. | Текущий | Составление плана | §27, работа с картой на стр.117 |
33. | | | Религия древних греков. | 1 | Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | Высказывать суждения о значении и месте культурного наследия Древней Греции в мировой истории. | Текущий | Беседа, понятийный диктант | §28, сообщение о Геракле |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. |
34. | | | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 | Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов – городов – государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. | Составлять простой план ответа. | Текущий | Составление плана ответа | § 29, объяснить значение слов |
35. | | | Зарождение демократии в Афинах. | 1 | Зарождение демократии в Афинах. Демос восстает против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Проводить поиск информации в исторических источниках. | Характеризовать общественный строй в Афинах, составлять исторический портрет. | Текущий | Беседа, написание исторического портрета | §30, подготовить сообщение |
36. | | | Древняя Спарта. | 1 | Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поселения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. | Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять своё отношение к нему. Давать сравнительную характеристику общественно- политического устройства Афин и Спарты. | Характеризовать общественный строй Спарты, представлять результаты своей деятельности в виде эссе. | Текущий | Написание эссе | §31, работа с картой на стр. 115 |
37. | | | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Черного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культур. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | Давать оценку происходящим событиям, использовать историческую карту как источник информации. | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. | Текущий | Выполнение дифференц заданий | §32, описать по рисунку греческую колонию (стр.152) |
38. | | | Олимпийские игры в древности. | 1 | Олимпийские игры в древности. Праздник объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. | Рассказывать о роли олимпийских игр в древности, высказывать собственное мнение к традиции прошлого. | Составлять рассказ от имени очевидца происходящих событий. | Текущий | Беседа, составление схемы | §33, составить рассказ об Олимпийских играх от лица очевидца |
39. | | | Победа греков над персами в Марафонской битве. | 1 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | Использовать историческую карту как источник информации о местах важнейших событий. Давать оценку происходящим событиям. | Систематизировать информацию, предоставленную в учебнике, на карте, дополнительных источниках информации. | Текущий | Самост работа | §34, работа с датами |
40. | | | Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 | Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». | Читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям и событиям. | Работать в малых группах: писать отзыв о происходящих событиях или характеристику исторической личности. | Текущий | Написание отзыва | §35, составить рассказ об одном из сражений греков |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. |
41. | | | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса – демократии. В гаванях Афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. | Читать историческую карту, описывать условия и образ жизни, занятия людей, давать оценку происходящим событиям. | Давать сравнительную характеристику различных слоёв общества. | Текущий | Беседа, историч. диктант | §36, описать по рисунку гавань Пирея (стр.173) |
42. | | | В городе богини Афины. | 1 | В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик – там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунком. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. | Использовать иллюстративный материал, описывать культурные памятники Афин, быт афинян. | Объяснять, в чём состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие. | Текущий | Беседа, работа с иллюстр. материалом | §37, составить рассказ от имени путешественника |
43. | | | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. | Характеризовать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях. | Переводить информацию из одной знаковой системы в другую: на основе текста учебника составлять сравнительную таблицу. | Текущий | Беседа, составление сравнительн таблицы | §38, объяснить значение слов |
44. | | | В театре Диониса. | 1 | В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. | Рассказывать о роли театра в жизни древних греков. | Работать в группах: представлять результаты своей деятельности в виде презентации. | Текущий | Подготовка презентации | §39, описать здание театра |
45. | | | Афинская демократия при Перикле. | 1 | Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V веке до н.э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ. | Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, раскрывать характерные черты афинской демократии, давать оценку деятельности историческим личностям. | Сравнивать систему управления в Афинах и в Древнем Египте | Текущий | Беседа, анализ историч источников | §40, описать рисунок «Народное собрание в Афинах» (стр.191) |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. |
46. | | | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 | Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции – Македонского царства.Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель – учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. | Раскрыть значение понятия эллинизм, читать историческую карту с опорой на легенду, составлять исторический портрет героев событий. | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Текущий | Беседа, анализ историч источников | §41, работа с картой на стр.115 |
47. | | | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 | Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Использовать историческую карту как источник информации, рассказывать о событиях древней истории. Составлять исторический портрет А.Македонского. | Работать в парах: составлять схему продвижения главного героя к местам описываемых событий. | Текущий | Беседа, составление схемы | §42, описать рисунок «Переход через реку Граник» (стр.201) |
48. | | | В Александрии египетской. | 1 | В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская – крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие ученые на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эрастофен, Евклид. | Читать карту, анализировать причины распада державы Александра Македонского, давать оценку происходящим событиям. | Составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой достопримечательностей. | Текущий | Составление плана экскурсии | §43, составить рассказ от имени очевидца |
49. | | | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. | | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинский демократии. | Анализировать вклад древних эллинов в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Тематич | Тест | Ответить на вопросы на стр.212 |
Раздел IV. «Древний Рим». Всего часов 19. Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. |
50. | | | Древнейший Рим. | 1 | Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Грод на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. | Анализировать и обобщать факты, полученные из разных источников. | Текущий | Беседа, анализ документов | §44, работа с картой на стр.213 |
51. | | | Завоевание Римом Италии. | 1 | Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемы правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | Читать историческую карту, проводить поиск информации в отрывках исторических текстов. | Работать в малых группах: исследовать территории, завоёванные Римом. | Текущий | Работа с картой | §45, объяснить значение слов |
52. | | | Устройство Римской республики. | 1 | Устройство Римской республики. Плебеи – полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Раскрывать значение понятий, объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. | Давать характеристику общественного строя Римской республики. | Текущий | Терминологический диктант, беседа | §46, подготовить сообщение |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. |
53. | | | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 1 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. | Читать историческую карту, рассказывать о событиях древней истории. | Анализировать ответы одноклассников. | Текущий | Беседа, работа с картой | Стр.227-228, работа с картой |
54. | | | Вторая война Рима с Карфагеном. | 1 | Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибаллом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. | Использовать карту при характеристике военных походов римлян, аргументировать своё отношение к событиям и личностям. | Работать в парах: представлять информацию о военных походах в виде схемы. | Текущий | Составление схемы | §47, подготовить сообщение |
55. | | | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | 1 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трехдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима. | Использовать историческую карту как источник информации, анализировать причины и итоги войн Рима. Давать оценку происходящим событиям. | Работать с картой в процессе изучения событий. | Текущий | Беседа, работа с картой | §48, описать рисунки |
56. | | | Рабство в Древнем Риме. | 1 | Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. | На основе фактов описывать события, высказывать собственное мнение о политике Рима в провинциях. | Составлять рассказ от имени очевидца. | Текущий | Составлять рассказ | §49, анализ документа на стр.239 |
Тема 13. Гражданские войны в Риме. |
57. | | | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх – продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Проводить поиск информации в исторических источниках, давать оценку происходящим событиям и личностям. | Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения. | Текущий | Составление исторического портрета, беседа | §50, подготовить сообщение о римских именах |
58. | | | Восстание Спартака. | 1 | Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Рассказывать о положении рабов в Древнем Риме, анализировать события, составлять исторический портрет Спартака. | Работать в малых группах: писать заметки в газету о происходящих событиях. | Текущий | Написание заметки в газету | §51, составить рассказ от имени гладиатора |
59. | | | Единовластие Цезаря. | 1 | Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галии. Гибель Красса Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | На основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого, составлять исторический портрет Цезаря. | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. | Текущий | Подготовка рассказа, составление историч портрета | §52, анализ документа на стр.254 |
60. | | | Установление империи. | 1 | Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций, Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | Раскрывать значение понятий, осуществлять поиск информации в отрывках исторических текстов, давать оценку происходящим событиям. | Составлять конспект, используя материал учебника. | Текущий | Составление конспекта | §53, работа с датами |
Тема 14. Римская империя в первые века н.э. |
61. | | | Соседи Римской империи. | 1 | Протяженность империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. | Рассказывать о исторических событиях, характеризовать образ жизни и верования германцев, предков славянских народов, | Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, презентовать материал. | Текущий | Беседа, работа с Интернет - ресурсами | §54, работа с картой на стр.233 |
62. | | | Рим при императоре Нероне. | 1 | Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актор на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и распри Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. | Описывать условия жизни римлян при императоре Нероне, составлять его исторический портрет. | Составлять рассказ от имени очевидца. | Текущий | Составление рассказа | §55, описать рисунок «Казнь христиан при Нероне» |
63. | | | Первые христиане и их учение. | 1 | Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Объяснять, в чём заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказать о судьбе первых христиан в Риме. | Видеть проявление влияния христианской религии, получившей распространение в Древнем Риме, в современном мире. | Текущий | Беседа с элементами дискуссии | §56, описать рисунок «Собрание первых христиан» |
64. | | | Расцвет Римской империи во II в. | 1 | Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. | Описывать события прошлого на основе фактов и с помощью исторических понятий, выявлять существенные признаки исторических событий. | Извлекать информацию из нескольких источников, анализировать и обобщать факты. | Текущий | Анализ историч. источников | §57, объяснить значение слов |
65. | | | Вечный город и его жители. | 1 | «Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город – столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Описывать условия существования, образ жизни людей в «вечном городе», анализировать иллюстрационный материал. | Работа в малых группах: составлять план экскурсии по городу с краткой характеристикой исторических памятников. | Текущий | Составление плана экскурсии | §58, подготовить рассказ «Один день в Риме» |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. |
66. | | | Римская империя при Константине. | 1 | Римская империя при Константине. Укрепление границ Империи. Рим и варвары. Вторжение варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счет архитектурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан. | Характеризовать период правления Константина, составлять его исторический портрет, рассказывать о положении христиан, об основании новой столицы. | Анализировать ответы одноклассников. | Текущий | Беседа | §59 |
67. | | | Взятие Рима варварами. | 1 | Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стлилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача римских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохе античности. | Показывать на карте границы Западной и Восточной Римской империи после её разделения. Выявить причины гибели Западной Римской империи. | Работа в малых группах: проводить репортаж с места описываемых событий. | Текущий | Репортаж с места событий | §60, работа с картой на стр. 290 |
68. | | | Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. | 1 | Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие Греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов Древности в мировую культуру. | Давать оценку происходящим событиям, объяснять смысл основных понятий и терминов, описывать памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории. | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. | Итогов | Контрольный тест | Ответить на вопросы на стр. 293 |
69. | | | Презентация творческих работ | 1 | | | | | | |
логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;
соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей истории, оп-
анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;
давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки, вклад в
сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение;
применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;
толковать содержание основных терминов исторической и общественно-политической лексики;
оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);
показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает неточности, не
не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с ис-
торической картой и историческим источником.
показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного ис-
не умеет сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;
не продемонстрировал никаких знаний либо отказался отвечать.
извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в
применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и т.д.)
дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием научной
аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.
извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте
привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился ; с аргументацией свою позиции.
попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию источника;
не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
или дал ответ не в контексте задания.
правильно описывает расположение стран (государств), используя соответствующую терминологию;
раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком карты;
правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические термины;
затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;
не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.
допускает ошибки при чтении легенды карты, искажающие смысл исторической информации;
не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.
отказался работать с контурной картой.