Здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия
( из Устава ВОЗ)
Название проекта: «Школа за здоровый образ жизни»
Название организации: ГОКУ АО «Общеобразовательная школа при учреждениях исполнения наказания» УКП при ИК-8
Адрес: 675010 Амурская область, г. Благовещенск, ул. 5 Стройка.
Руководитель проекта: Трухина Ирина Александровна.
Творческая группа:
- Станкевич Людмила Ивановна - руководитель МО гуманитарного цикла (координатор)
- Клатаевская Ольга Анатольевна - зав.УКП (учебная работа)
- Евсеенко Виктор Алексеевич - майор внутренней службы, начальник отдела по воспитательной работе с осуждёнными ИК-8, Шимко Анна Александровна - воспитатель СИЗО-1(воспитательная работа)
- Костырев Сергей Валерьевич - старший лейтенант, старший психолог психологической лаборатории ИК-8 (психологическая поддержка)
- Доброштан Наталья Викторовна – лейтенант, старший инспектор группы социальной защиты и учёта трудового стажа осуждённых (соц. работа с обучающимися)
- Набоева Татьяна Владимировна - учитель русского языка и литературы (связь с общественностью и СМИ)
- Черепанов Александр – ученик 11 «б» кл., Запорожану Семён – ученик 11 «а» кл.
Обоснование проекта:
Проблема здоровья обучающихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, забота о здоровье учеников. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы, в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников.
Школы при учреждениях исполнения наказания не являются исключением. В настоящее время молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций не готова к их преодолению и страдает от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация молодёжи, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем. Большинство преступлений совершаются именно в состоянии наркотического и алкогольного опьянения. Молодые люди получают наказание за свои преступления, связанные с реальным лишением свободы. Попав в заключение, не имея образования, они продолжают обучение в УКП при
ИК-8 и СИЗО -1. По результатам анкетирования обучающихся и данным социальной службы ИК-8 и СИЗО-1 всех обучающихся, поступающих в школу, можно разделить на три группы: 10% - молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, которые никогда не употребляли ПАВ, 25% - «группа риска», 65% - те, кто не только пробовал употреблять наркотики, но и находился или находится в зависимости от ПАВ. По данным ИК-8 и СИЗО-1 27 % обучающихся в школе осуждены по 228 статье. Все эти данные свидетельствуют о крайне низкой валеологической культуре.
Кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет организовать работу по привитию навыков здорового образа жизни. Основная работа по реализации проекта планируется осуществляться классными руководителями в сотрудничестве с психологами, социальными работниками, начальниками воспитательных отделов ИК-8 и СИЗО-1.
Проблема:
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха способствует вовлечению молодежи в различные организации, всплеску наркомании, к росту молодежной преступности.
Цели проекта:
Воспитание и формирование ответственного отношения к сохранению здоровья как наиважнейшей ценности человека, общества, государства, основы эффективного получения достойного образования, залога комфортной, духовно наполненной жизни, продуктивной деятельности.
Задачи:
- знакомство с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
- формирование основ культуры сохранения собственного здоровья, повышение валеологической культуры обучающихся;
- способствование преодолению вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.
Нормативно-правовая база:
В основу проекта положены реализуемые на территории Амурской области комплексно-целевые программы «Здоровое поколение» (2012-13 г.), «Формирование навыков ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний населения» (2012-13 г.)
Участники проекта: обучающиеся 8-12 классов, учителя, психологи, социальные работники, начальники воспитательных отделов ИК-8 и СИЗО-1.
Направления деятельности:
1. внедрение здровьесберегающих образовательных технологий на уроках
2. пропаганда здорового образа жизни
3. анкетирование обучающихся и мониторинг результатов с целью изучения их отношения к курению, алкоголю, наркотикам
4. организация взаимодействия социальной и психологической службы.
5. система проведения классных часов
6. организационные мероприятия по реализации проекта
7. информационно – методическое обеспечение проекта
Используемая литература:
- С.П. Тимофеев, В.В.Луханин, А.Г.Колесников «Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях»
- И.В.Чупаха «Здоровьесберегающие технологии»
- Л.М.Шипицына « Школа без наркотиков»
Этапы работы
Первый этап: диагностирующий.
Цель: изучение существующих среди обучающихся тенденций употребления наркотических веществ, алкоголя, табака.
Задачи:
1. определение степени информированности обучающихся по проблеме;
- выявление факторов, влияющих на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
- выводы о степени глубины проблемы; определение основных направлений работы.
Методы:
1) изучение материалов социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в ИК-8 СИЗО-1 при работе с определенной группой обучающихся.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности обучающихся в проблему и выделить три целевые группы:
· обучающиеся, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
· обучающиеся, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
· обучающиеся, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
- предоставлятьть обучающимся объективную, информацию о наркотиках;
- способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения
проблем, связанных с наркоманией;
- развивать социальную ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность успешной социализации и активной адаптации в обществе после освобождения, учить обучающихся лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к своему поведению в обществе; способствовать стремлению понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
создавать условия для формирования у обучающихся культуры выбора, учить их принимать ответственные решения;
- обеспечивать взаимодействие школы с психологами, социальными работниками, начальниками воспитательных отделов ИК-8 и
СИЗО-1.
Методы работы:
1) информационный;
2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
3) конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) тренинг;
6) ролевая и деловая игра;
7) круглый стол;
8) дискуссия;
9) социологический опрос;
10) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Значение этапа:
- развитие у обучающихся таких жизненных навыков, как навыки принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
- повышение уровня психосоциальной адаптации обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: обобщающий.
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики ведения нездорового образа жизни.
Задачи:
- выделение основные недостатки и достижения в проделанной работе;
- определение изменения личностной позиции обучающихся в отношении проблемы наркомании;
- определение дальнейшее направление работы по предупреждению вредных привычек.
Методы:
1) анализ отчетной документации;
2) опрос, беседа;
3) анонимное анкетирование.
Значение этапа:
- позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения работы, направленной на преодоление вредных привычек;
- сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
- на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике вредных привычек.
Формы, методы и приемы профилактической работы:
1. изучение физического и психологического здоровья обучающихся, перегрузок в учебной деятельности и их влияния на здоровье обучающихся.
2. мероприятия по профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.
3. подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на заседании педагогических советов, психологических семинарах, конференциях.
4. работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющих обучающимся найти свое новое положение в социуме.
5. просвещение обучающихся в области личной гигиены, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
6. привитие навыков здорового образа жизни.
Сроки реализации проекта:
В связи со спецификой образовательного процесса, постоянной сменой контингента обучающихся мероприятия данного проекта проводятся каждый учебный год.
Сроки реализации этапов проекта:
I. Диагностирующий этап (2014-15 уч. г.)
• диагностика трудностей и проблем.
• обработка результатов.
II. Организационно-практический (2015-16 уч. г.)
• реализация проекта в практику работы школы
• мониторинг результатов
• коррекция проекта
• отработка технологий и методов работы
III. Обобщающий (2016-17 уч.г.)
• анализ и обобщение результатов
• соотнесение результатов с поставленными целями
• оформление и описание результатов
• выработка методических рекомендаций
• описание опыта работы по реализации проекта
• формирование рабочей модели системы профилактической работы по привитию обучающимся навыков здорового образа жизни